Создание понятия о физической величине (ускорение свободного движения), являющейся коэффициентом пропорциональности в законе Архимеда : Физика

Создание понятия о физической величине (ускорение свободного движения), являющейся коэффициентом пропорциональности в законе Архимеда : Физика

Образовательная цель: подготовить учащихся, усвоивших знания:

  • Повторить, что  сила выталкивающая целиком погружённое в жидкость или газ тело, пропорционально произведению объёма погруженной части тела на плотность жидкости или газа.
  • Вспомнить  математическую запись этого закона?

Цель по развитию учащихся: подготовить учащихся, овладевших видами деятельности:

  • Ввести физическую величину через формулу, где она будет являться коэффициентом пропорциональности, характеризующая свойство тела.
  • Составить уравнение связи для новой физической величины с имеющими в законе  параметрами
  • Найти модуль коэффициента пропорциональности
  • Определить  единицу измерения коэффициента пропорциональности в законе Архимеда

Оборудование: чаша с водой, поплавок.

Ход урока

Действия (объяснения, вопросы, выводы) учителя

Действия (ответы) учащихся

Актуализация знаний и действий (5 мин)

На прошлом занятие мы с вами пришли к выводу, что сила, выталкивающая погружённое в жидкость или газ тело пропорционально произведению объёма погруженной части тела на плотность жидкости или газа.

Как математически можно записать этот закон?

Когда мы делали опыт, используя  ведёрко Архимеда,  пришли к выводу, что сила, выталкивающая целиком погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости в объёме этого тела.

Fвыт ~ Vт

Fжид ~ ρжид

Fвыт ~ Vтжид

Мотивационный этап (10 мин)

А теперь я хочу предложить вашему вниманию следующий опыт. В чашке с водой находиться поплавок. Теперь я буду на этот поплавок действовать с разной степенью действия силы, нажимать на поплавок сильнее, ещё сильнее и так далее. Что вы наблюдаете?

Поплавок выпрыгивает быстрее. Выталкивающая сила в большей степени действует на поплавок.

Что это значит?

Выталкивающая сила зависит от изменения скорости ввода поплавка в воду.

 И так мы установили, что выталкивающая сила зависит от интенсивности ввода тела в жидкости. Но в Законе Архимеда нет физической величины, которая характеризовала это свойство. Что надо делать?

Мы должны ввести физическую величину.

Но чтобы ввести новую физическую величину, нужен прибор для измерения, а у нас его нет. Что делать?

Ввести физическую величину через формулу, где она будет являться коэффициентом пропорциональности, характеризующая свойство тела.

Составляем уравнение связи для новой физической величины с имеющими в законе  параметрами (15 мин) см. Приложение к уроку

Какую формулу?

Fвыт ~ Vтжид

Обозначим эту величину g

Что будем делать дальше?

Возьмём цилиндр, у которого масса, объём постоянные величины и не будем менять жидкость. Из этого следует:
g = Fвыт
Если тело находится в состоянии покоя или движется равномерно прямолинейно, то:
Fвыт = Fтяж

Находим модуль коэффициента пропорциональности (5 мин)

Кто помнит формулу силы тяжести?

Fnz = 9,8 * mт
g = 9,8

Как называется эта физическая величина?

Ускорение свободного движения

Какая единица измерения?

H/кг

Определяем единицу измерения (5 мин)

Давайте проверим. Подставим в формулу

 

Верно.

Fвыт= g * Vтжид

Как выглядит закон Архимеда в математической записи

Fвыт= FА

FА = g * Vтжид

Определим математически вес тела, погруженного в жидкость (или газ). Так как две силы, действующие на тело в этом случае, направлены в противоположенные стороны (сила тяжести вниз, а Архимедова сила вверх), то вес тела в жидкости Р1 будет меньше веса тела в вакууме, т.е. Р1 = Р - FА, или Р1 = g (m - mжид).

Таким образом, запишите в тетради, если тело погружено в жидкость (или газ), то оно теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость (или газ).

 

Предпосылки для дальнейших исследований (10 мин)

Из проведённых выше математических расчётов модуля коэффициента пропорциональности в законе Архимеда, появилась необходимость проверить это значение экспериментально.

Домашнее задание: параграф №51, упр. 26 (2-5)

Читать еще:


Новые материалы:

Конспекты уроков по рассказу И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" :: Организация исследовательской деятельности учащихся на занятиях курса по выбору "Жизнь моя - Россия". (Творчество В.Шукшина в контексте русской культуры) :: Урок литературы в 10-м классе по рассказу А.П.Чехова "Черный монах". Тема: "А вдруг прогневаются боги?" :: Разработка урока литературы в 7-м классе по теме "И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»" :: Классный час: "Путешествие в Страну Знаний" :: Талли ( Tully ), 2018 :: Дом и дача/Освещение/Новый Год/Праздничный стол/Светильники для кухни / Maytoni / Подвесной светильник Ball MOD267-PL-01-W ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD