Создание понятия о физической величине (ускорение свободного движения), являющейся коэффициентом пропорциональности в законе Архимеда : Физика

Создание понятия о физической величине (ускорение свободного движения), являющейся коэффициентом пропорциональности в законе Архимеда : Физика

Образовательная цель: подготовить учащихся, усвоивших знания:

  • Повторить, что  сила выталкивающая целиком погружённое в жидкость или газ тело, пропорционально произведению объёма погруженной части тела на плотность жидкости или газа.
  • Вспомнить  математическую запись этого закона?

Цель по развитию учащихся: подготовить учащихся, овладевших видами деятельности:

  • Ввести физическую величину через формулу, где она будет являться коэффициентом пропорциональности, характеризующая свойство тела.
  • Составить уравнение связи для новой физической величины с имеющими в законе  параметрами
  • Найти модуль коэффициента пропорциональности
  • Определить  единицу измерения коэффициента пропорциональности в законе Архимеда

Оборудование: чаша с водой, поплавок.

Ход урока

Действия (объяснения, вопросы, выводы) учителя

Действия (ответы) учащихся

Актуализация знаний и действий (5 мин)

На прошлом занятие мы с вами пришли к выводу, что сила, выталкивающая погружённое в жидкость или газ тело пропорционально произведению объёма погруженной части тела на плотность жидкости или газа.

Как математически можно записать этот закон?

Когда мы делали опыт, используя  ведёрко Архимеда,  пришли к выводу, что сила, выталкивающая целиком погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости в объёме этого тела.

Fвыт ~ Vт

Fжид ~ ρжид

Fвыт ~ Vтжид

Мотивационный этап (10 мин)

А теперь я хочу предложить вашему вниманию следующий опыт. В чашке с водой находиться поплавок. Теперь я буду на этот поплавок действовать с разной степенью действия силы, нажимать на поплавок сильнее, ещё сильнее и так далее. Что вы наблюдаете?

Поплавок выпрыгивает быстрее. Выталкивающая сила в большей степени действует на поплавок.

Что это значит?

Выталкивающая сила зависит от изменения скорости ввода поплавка в воду.

 И так мы установили, что выталкивающая сила зависит от интенсивности ввода тела в жидкости. Но в Законе Архимеда нет физической величины, которая характеризовала это свойство. Что надо делать?

Мы должны ввести физическую величину.

Но чтобы ввести новую физическую величину, нужен прибор для измерения, а у нас его нет. Что делать?

Ввести физическую величину через формулу, где она будет являться коэффициентом пропорциональности, характеризующая свойство тела.

Составляем уравнение связи для новой физической величины с имеющими в законе  параметрами (15 мин) см. Приложение к уроку

Какую формулу?

Fвыт ~ Vтжид

Обозначим эту величину g

Что будем делать дальше?

Возьмём цилиндр, у которого масса, объём постоянные величины и не будем менять жидкость. Из этого следует:
g = Fвыт
Если тело находится в состоянии покоя или движется равномерно прямолинейно, то:
Fвыт = Fтяж

Находим модуль коэффициента пропорциональности (5 мин)

Кто помнит формулу силы тяжести?

Fnz = 9,8 * mт
g = 9,8

Как называется эта физическая величина?

Ускорение свободного движения

Какая единица измерения?

H/кг

Определяем единицу измерения (5 мин)

Давайте проверим. Подставим в формулу

 

Верно.

Fвыт= g * Vтжид

Как выглядит закон Архимеда в математической записи

Fвыт= FА

FА = g * Vтжид

Определим математически вес тела, погруженного в жидкость (или газ). Так как две силы, действующие на тело в этом случае, направлены в противоположенные стороны (сила тяжести вниз, а Архимедова сила вверх), то вес тела в жидкости Р1 будет меньше веса тела в вакууме, т.е. Р1 = Р - FА, или Р1 = g (m - mжид).

Таким образом, запишите в тетради, если тело погружено в жидкость (или газ), то оно теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость (или газ).

 

Предпосылки для дальнейших исследований (10 мин)

Из проведённых выше математических расчётов модуля коэффициента пропорциональности в законе Архимеда, появилась необходимость проверить это значение экспериментально.

Домашнее задание: параграф №51, упр. 26 (2-5)

Читать еще:


Новые материалы:

Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Проверка безударных гласных и парных согласных" :: Диагностические методы изучения личности учащегося :: Урок природоведения в 4-м классе на тему "Красная книга края" :: Конспект урока окружающего мира по теме: "Космос. Солнце — звезда" :: Методы решения квадратных уравнений и уравнений, к ним сводящихся :: Заклятье. Наши дни ( The Crucifixion ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Спальня/Комоды и Тумбы/Тумбы / Фея / Комод пеленальный Фея 1780 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок окружающего мира на тему Когда придет суббота и когда наступит лето?

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тест по экономике для 10–11-х классов общеобразовательного учреждения с социально-экономическим профилем

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD