Закон сохранения энергии в рамках школьного курса физики : Физика

Единственное, что мы по-настоящему знаем про энергию – это то, что она сохраняется.
Р.Фейнман

Школьный курс физики насыщен различными терминами, понятиями, определениями, формулировками. Но как это часто бывает – есть опасность «за деревьями не увидеть леса». Что является тем единственным, главным понятием физики, на котором базируется наука? Это, конечно, понятие «энергия». Дело в том, что энергия присутствует (порой неявно) буквально во всех разделах физики и имеет свойство сохраняться. Как сказал Р. Фейнман: «Существует факт, или, если угодно, закон, управляющий всеми явлениями природы, всем, что было известно до сих пор. Исключений из этого закона не существует; насколько мы знаем, он абсолютно точен. Название его – сохранение энергии». [1]

К сожалению, в современном школьном курсе физики закон сохранения энергии изучается фрагментарно, между прочими вопросами, и в результате у учеников энергия и закон сохранения энергии не становятся тем фундаментом, на котором могла бы сложиться стройная научная картина мира. В процессе подготовки данной статьи был проведен анализ того, как часто закон сохранения энергии используется для объяснения физических процессов и явлений в учебниках по физике для 7-9 класса [2, 3, 4], поскольку именно основная школа играет определяющую роль в становлении физического мировоззрения учащихся.

Таблица 1
Использование закона сохранения энергии
для объяснения физических процессов в основной школе (УМК Перышкин А.В., Гутник Е.М.)

Класс

Раздел

Тема

Примечание

7

Работа и мощность. Энергия

Энергия

Закон сохранения полной механической энергии

8

Тепловые явления

Внутренняя энергия

Превращение механической энергии во внутреннюю энергию

Теплообмен

Передача тепловой энергии от более нагретых тел к менее нагретым с учетом потерь (процесс описан, но закон не назван)

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

Сформулирован закон сохранения полной механической энергии (не понятно, почему здесь?) и общий закон сохранения энергии (ЗСЭ)

Работа газа и пара при расширении

Процесс описан, но закон не назван

Электрические явления

Последовательное соединение

Зависимость для напряжения в цепи описана с точки зрения ЗСЭ

Конденсатор

Обсуждение энергии конденсатора опирается на ЗСЭ

9

Законы взаимодействия и движения тел

Вывод закона сохранения механической энергии

Обсуждается закон сохранения полной механической энергии (третий раз за три года!)

Механические колебания и волны. Звук

Виды колебаний

Говорится о потерях энергии и переходе ее в другие виды, но ЗСЭ не упоминается

Звуковой резонанс

Соотнесение громкости и длительности звука через ЗСЭ без объяснения.

Электромагнитное поле

Колебательный контур

Описание энергетического обмена между конденсатором и катушкой с помощью ЗСЭ

Происхождение линейчатых спектров

Описание с точки зрения ЗСЭ постулатов Бора и возникновения линейчатых спектров

Строение атома и атомного ядра

Энергия связи

Дается понятие энергии связи через ЗСЭ

Ядерный реактор

Описано преобразование энергии при использовании ядерного реактора без упоминания ЗСЭ

Исходя из приведенного анализа, можно сделать вывод – в 7 классе на изучение закона сохранения энергии отводится примерно 4% учебного времени, в 8 классе – 13%, в 9 классе – 12%. Для основного закона физики этого явно недостаточно. В рамках данной статьи рассмотрим возможность более широкого использования закона сохранения энергии для описания физических процессов в курсе физики основной школы.

Работа и мощность. Энергия

Движение тел в поле силы тяжести и силы упругости традиционно сопровождается рассмотрением закона сохранения полной механической энергии и его использованием для решения задач. Здесь хотелось бы предложить делать акцент на незамкнутую систему, в которой полная механическая энергия теряется, переходя в работу сил. Тем самым с одной стороны подчеркивается  более широкий смысл закона сохранения энергии, не локализуя его только для механической энергии, с другой стороны ученикам становится понятен общий физический смысл работы как изменения энергии. При этом логичнее изучать понятия «работа» и «мощность» после изучения энергии.

Простые механизмы.

При изучении темы «Простые механизмы», говоря о «золотом правиле» механики, объяснение того, почему простые механизмы не дают выигрыша в работе логичнее давать с точки зрения закона сохранения энергии, поскольку работа – это изменение энергии.  Тем самым решается не только узко физическая задача –  упоминания о законе сохранения энергии и работа с ним, но и мировоззренческая – о невозможности создания «вечного двигателя». И отсюда – логичным становится разговор о КПД простых механизмов и двигателей вообще, опять с опорой на закон сохранения энергии.

Механические колебания и волны

Понимание закона сохранения энергии позволит учащимся 9 класса проще усвоить виды механических колебаний: свободные, где в идеальной среде выполняется закон сохранения полной механической энергии; затухающие, где механическая энергия теряется на совершение работы против сил сопротивления; вынужденные, где потери энергии компенсируются работой внешних сил.

Тепловые явления

Тема «Тепловые явления» в основной школе – это, безусловно, повод говорить о законе сохранения энергии при изучении тепловых процессов. Начиная практически с первого и до последнего урока темы, мы имеем дело с законом сохранения энергии во всех изучаемых процессах. Особо нужно отметить, что при рассмотрении принципа действия теплового двигателя и его КПД невозможно обойтись без опоры на закон сохранения энергии, поскольку здесь напрямую происходит превращение внутренней энергии топлива в механическую работу с сопутствующими потерями.

Электрические явления

Вопреки традиционной практике, уже в основной школе в теме «Электрические явления» источник тока удобно описывать как устройство, создающее энергию для движения зарядов в проводниках, а понятие «напряжение» удобно вводить как величину, характеризующую эту энергию. Тогда становится понятно, почему мы рассматриваем напряжение как работу (то есть изменение энергии) по перемещению одиночного заряда. А также – почему объясняем соотношения для напряжения при последовательном и параллельном соединении через энергию. И логичным становится разговор о работе тока и законе Джоуля-Ленца как примерах выполнения закона сохранения энергии для электрических процессов и связи электрической энергии с тепловой энергией. Соответственно, изучение в старшей школе в рамках темы «Электрическое поле» вопроса об энергии электрического поля, введение понятия потенциала и напряжения будет опираться уже на ту базу, которая была заложена в основной школе. И понятие ЭДС полностью будет вписываться в рамки этой концепции и только дополнит энергетическую картину процессов, происходящих в электрической цепи.

Электромагнитное поле

Изучение темы «Электромагнитная индукция» – яркий пример возможности обсуждения закона сохранения энергии в электродинамике. Во-первых, само явление электромагнитной индукции, которое традиционно формулируется как возникновение индукционного тока под действием переменного магнитного поля. К сожалению, об энергетической причине данных процессов практически не упоминают, а ведь логично объяснять, что возникновение индукционного тока возникает благодаря изменению энергии внешнего магнитного поля: изменение энергии магнитного поля – совершение работы – движение зарядов. Налицо – закон сохранения энергии! И становится понятным, почему не возникает индукционный ток при неизменном внешнем поле – нет изменения энергии – нет процесса. Во-вторых, при обсуждении правила Ленца недостаточно объяснение сводить к направлению линий магнитной индукции и правилу буравчика. Здесь ведь процесс изменения направления индукционного тока при изменении направления внешнего магнитного поля тоже объясняется законом сохранения энергии.

Не будем останавливаться на энергетических процессах в колебательном контуре – они подробно изучаются в школьном курсе. Заметим только, что подобно рассмотрению механических колебаний, закон сохранения энергии позволяет рассмотреть затухающие и вынужденные электромагнитные колебания. А от рассмотрения превращения энергии при затухающих и вынужденных электромагнитных колебаниях – прямой путь к обсуждению энергетических преобразований в опыте Герца по получению электромагнитных волн. К сожалению, данная логика полностью нарушена в рассматриваемом в данной статье учебнике [4].

Рассмотренные в данной статье случаи приложения закона сохранения энергии к объяснению физических процессов дополняют уже существующие и увеличивают частоту обращения к этому фундаментальному закону практически в 2 раза. Это позволяет приблизиться к выстраиванию школьного курса физики на единой энергетической основе. (Конечно, таким путем мы не преодолеваем один существенный недостаток программы: ученики начинают знакомиться с понятием «энергия» лишь в конце 7 класса, что очень поздно. Решить эту проблему можно только кардинальным путем – изменением логики построения школьного курса физики вообще. Но это тема не этой статьи.)

Многолетний опыт работы с использованием подобного подхода к построению школьного физического курса подтверждает справедливость данного положения. Обсуждение энергетических превращений при описании физических процессов позволяет ученику от зазубривания правил перейти к пониманию физической природы изучаемых процессов и упростить решение целого ряда задач (особенно качественных). Это не может не сказаться на отношении к предмету вообще и к процессу получения физических знаний в частности.

Использованная литература

  1. Фейнмановские лекции по физике, выпуск 1, глава 4, изд. 3-е, 1977.
  2. Физика 7, учебник, А.В. Перышкин, М.: Дрофа 2014.
  3. Физика 8, учебник, А.В. Перышкин, М.: Дрофа 2014.
  4. Физика 9 учебник, А.В. Перышкин, Е.М. Гутник, М.: Дрофа 2014.
Читать еще:


Новые материалы:

Наука риторика в начальной школе — путь становления делового человека :: Урок технологии. Работа с бумагой. Веселый конус. Новогодние игрушки :: Урок русского языка "Изменение глаголов по временам". 3-й класс; "Проверка безударных окончаний имен существительных. 1, 2, 3-го склонений". 4-й класс :: Урок литературного чтения в 3-м классе (СРО Л.В. Занкова). Тема урока: "Особый взгляд на мир. С.Есенин. «С добрым утром»" :: Нетрадиционные приемы работы со словами с непроверяемым написанием :: Сусана, ты меня убиваешь ( Me estás matando Susana ), 2015 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Кресла, Стулья, Пуфы/Кресла / DG-Home / Кресло Aster Chair DG-F-ACH311-1 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

График тренировок в качалке

Тренажерный зал для начинающих: программа тренировок С приходом зимы среднестатистический человек начинает понимать, что не за горами очередной пляжный сезон, а...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как убрать подбородок в домашних условиях за короткий срок

Как убрать второй подбородок в домашних условиях за короткие сроки Просматривая свои фотографии вы обнаружили наличие второго подбородка? Вам не нравится как...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как начать голодание для похудения

Правильное голодание для похудения: 3 безопасных метода Голодать никому не нравится, но всевозможные методики временного отказа от пищи становятся все популярнее...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как накачать рельефный пресс

Как накачать рельефный пресс Первое и самое главное правило - перед тренировкой необходимо немного растянуть мышцы брюшного пресса. Для этого нужно на несколько...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD