Урок физики по теме "Сила трения". 9-й класс : Физика

Урок физики по теме "Сила трения". 9-й класс : Физика

Цель: изучить явление трения (его причины, закономерности); создать условия для формирования у учащихся практических навыков:

  • измерения силы трения;
  • развивать логическое мышление учащихся;
  • воспитывать интерес к предмету;
  • развивать интерес к решению задач.

Задачи урока:

  • Познавательные: формировать умение планировать и проводить физические опыты, объяснять физические явления
  • Развивающие и воспитательные: формировать умение систематизировать изученное, раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлением в жизни, формировать умение взаимодействовать при групповой форме работы.

Оборудование: компьютер, проектор, стеклянные пластины, пипетки, наждачная бумага, сосуд с водой, лупа, динамометр, брусок деревянный, набор грузов, лист бумаги, карандаши круглые, деревянная дощечка.

Ход занятия

1. Орг. момент. Эмоциональный настрой.

Добрый день! Я рада всех вас видеть и каждому желаю хорошего настроения, а оно начинается с улыбки.(звучит отрывок из песни «Улыбка»)

Когда мы улыбаемся,
Мы самоисцеляемся.
И силой наполняемся,
Дарующий успех.

Поработаем уважаемые коллеги, сегодня для ума и души.

2. Мотивация занятия.

Сегодня на нашем занятии, мы с вами соприкоснемся с великой тайной. Эйнштейн сказал: «Самое прекрасное и глубокое из достигнутых чувств – это ощущение тайны, ибо в нем источник истинной науки».

О нашей тайне можно сказать: первобытные люди знали о нем и применяли в практических целях, первые исследования его были проведены итальянским ученым Леонардо да Винчи более 500 лет назад, а законы его открыли французские ученые Гильом Амонтон в 1699 году и Шарль Огюстен Кулон в 1785 году.

Уважаемые коллеги, вы любите отгадывать загадки? Отгадайте о чем эта загадка.

«Что будет три, три, три?» (дырка)

- Как вы думаете, о чем идет речь? (о трении)

Тема нашего занятия «Сила трения»

Чем старше становится человек, тем меньше он  удивляется тому, что происходит вокруг:

  • почему шелковый шнурок развязывается быстрее, чем шерстяной;
  • почему бревно легче катить, чем тащить;
  • почему вбитый  в стену гвоздь не выскакивает;
  • почему колеса порожней машины буксуют больше, чем колеса груженной.

Цель нашего занятия  разобраться со всеми «почему».

Посмотрим,  как понятие «трение» определяет энциклопедический словарь С. Ожегова). (Участники занятия анализируют понятие «трение» у Ожегова).

- Какое минимальное количество тел участвуют, когда мы говорим о трении, проанализировав все три определения.(2 тела)

- Как эти тела должны  располагаться по отношению друг к другу. (Соприкасаются)

- Какое явление происходит между телами?  (движение)

- Трение помогает движению или нет?  (направлено противоположно движению)

3. Усвоение новых знаний.

Соотнесем  толкование слова  «трение» С. Ожегова и физическое понятие. Найдите  признаки трения в  определении с точки зрения физики (слайд 5).

- Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения.

(2 тела, при соприкосновении, направлено  противоположно движению).

- Почему возникает сила трения?

Опыт «Выяснение причин возникновения трения».

Установим 2 причины трения и наличие или отсутствие сходства между силой трения и силой упругости.

Опыт 1: возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть?

Капните пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторите опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?

Опыт 2: возьмите 2 кусочка наждачной бумаги и лупу. Рассмотрите поверхность этих тел. Сложите их и попробуйте сдвинуть относительно друг друга.

Назовите 2 причины возникновения трения. (Слайд 6)

Выводы:

  • Шероховатость поверхности.
  • Молекулярное взаимодействие (по основным законам МКТ)

Посмотрите, в этих примерах проявляется трение? (ответы коллег).

- Чем отличается трение в этих примерах? Что делают? (коньки скользят, ролики катятся, стоят на месте, т.е. в покое)

- Как вы назвали эти виды трения? (трение покоя, трение скольжения, трение качения)

Во многих литературных произведениях встречаются физические явления. На примерах поэтических строк попытайтесь, увидеть  проявление трения и назвать вид трения.

-Подумаем, зависит ли сила трения от чего-нибудь. Одинаковая она будет в разных видах? Где скользить легче: по асфальту или  льду? Двигать легче одну книгу или стопку книг? На все эти вопросы мы ответим, проведя опыты.

- При помощи какого прибора можно измерить силу? (динамометром).

Сейчас я Вам предлагаю выполнять эксперименты в группах.

Группа 1. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги.

Порядок выполнения работы:

  1. Определите цену деления шкалы динамометра.
  2. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:
    а) по поверхности линейки трибометра;
    б) по гладкой бумаге;
    в) по наждачной бумаге.
  3. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра. Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу.

Вид трущихся поверхностей

Сила трения скольжения, Н

Дерево по дереву

 

Дерево по гладкой бумаге

 

Дерево по наждачной бумаге

 

ВЫВОД: сила трения ….. от рода трущихся поверхностей.

Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления.

Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками.

Порядок выполнения работы:

  1. Определите цену  деления шкалы динамометра.
  2. Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него – груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы трения скольжения запишите в тетрадь.
  3. Положите на брусок  второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные.
  4. Положите на брусок третий груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные.

 

F тр. скольжения

1 груз

 

2 груза

 

3 груза

 

 

 

ВЫВОД: чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем  …..  сила трения скольжения.

Группа 3. Сравнение сил трения скольжения, качения и веса тела.

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, карандаши круглые – 2 шт.

Порядок выполнения работы:

  1. Определите цену  деления шкалы динамометра.
  2. Измерьте вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра. Результат измерения запишите в тетрадь.
  3. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, а на брусок – два груза. К бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.
  4. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.
  5. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

вес тела, Н

сила трения покоя, Н

сила трения скольжения, Н

сила трения качения, Н

 

 

 

 

            6. Вывод: трение качения…..     трения скольжения.

Каждая группа проговаривает результат своей работы.

ВЫВОДЫ

  • сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности;
  • сила трения качения меньше силы трения скольжения, при равных нагрузках;
  • сила трения зависит от материалов, соприкасающихся поверхностей и качества обработки поверхностей.

Многие явления природы можно объяснить, используя явление трения, приспособления животных, народные пословицы и поговорки, исторические факты.

К этому можно прибавить, что при отсутствии трения гвозди и винты выскальзывали бы из стен, ни одной вещи нельзя было бы удержать в руках, никакой вихрь никогда бы не прекращался, никакой звук не умолкал бы, а звучал бы бесконечным эхом, неослабно отражаясь, например, от стен комнаты.

Как уменьшить трение? 

  • Шлифовка деталей трущихся  поверхностей и подшипники.
  • Смазка.

Чтобы увеличить трение, надо:  

  • Увеличить нагрузку (вес).
  • Увеличить шероховатости поверхностей.

Положительная и отрицательная роль трения.

Жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль.

Поговорим об этом. Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в поговорки. Например:

  • не подмажешь, не поедешь;
  • пошло дело как по маслу;
  • угря в руках не удержишь;
  • что кругло – легко катится;
  • лыжи скользят по погоде;
  • из навощенной нити сеть не сплетешь;
  • колодезная веревка сруб перетирает;
  • ржавый плуг только на пахоте очищается;
  • ловкий человек и на дынной корке не поскользнется;
  • нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду.

Как же можно использовать изученное явление в жизни? Приведите свои примеры. Явление трения используют в технике:

  • для передачи движения;
  • при обработке металлов и других материалов;
  • при сварке трением;
  • при заточке инструментов;
  • для скрепления материалов, деталей конструкций;
  • при шлифовке, полировке материалов и т.д.

Вернемся к нашим вопросам.

Анализируя примеры, приведенные в начале урока.

  • почему шелковый шнурок развязывается быстрее, чем шерстяной; (нитка – шероховатость поверхности, трение скольжения)
  • почему бревно легче катить, чем тащить; (бревно – трение качение меньше)
  • почему вбитый  в стену гвоздь не выскакивает; (гвоздь – трение покоя)
  • почему колеса порожней машины буксуют больше, чем колеса груженной. (вес больше у груженной)

4. Итог занятия. Уважаемые коллеги  мы с вами сегодня рассмотрели силу трения – СИЛУ ЗНАКОМУЮ, НО ТАИНСТВЕННУЮ, как сказал А.А. Первозванский, которая сильнее бурь, ветров и непогоды. Наша жизнь немыслима без трения.

Если бы не было трения

Что было бы, если бы не было тренья?
Я расскажу это в стихотворении.
Все автомобили
Сейчас же бы встали,
А пешеходы,
На землю упали.
Перо б не писало,
Рухнул бы дом,
И на Земле
был бы полный разгром!
Картина б свалилась,
И вилку бы мы,
Так просто в розетку,
Воткнуть не смогли.
И было бы много
ужасных вещей,
Не будь силы тренья,
У нас на Земле.
Во всей суматохе забыла сказать,
Что тренье так просто с Земли не убрать.
Оно было, есть и будет всегда.
Да здравствует трение! Тренью - ура!

5. Рефлексия.

А теперь попрошу каждую группу выразить свое отношение к занятию, прикрепив смайлик на доске.

Приложения

Презентация

Читать еще:


Новые материалы:

Внеклассное мероприятие по математике. Интеллектуальная игра. 6-й класс :: Возможности применения информационных технологий в процессе обучения математике :: Урок алгебры с применением компьютерных технологий по теме "Определение тригонометрических функций" :: Практическая работа "Составление квадратных уравнений по координатам точек фигуры" :: Урок "Письмо слов с йотированными гласными" :: Пятьдесят оттенков свободы ( Fifty Shades Freed ), 2018 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list5.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list5.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list5.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Сплит ( Split ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD