Технология проблемно-диалогического обучения на уроке математики в 4-м классе : Начальная школа

В Образовательной системе “Школа-2100” реализуется технология проблемно-диалогического обучения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Каждый учитель подтвердит, что дети лучше усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. На таких уроках ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер.

Проблемное обучение обеспечивает творческое усвоение знаний. На этапе введения нового материала учитель применяет проблемные методы, которые “проводят” учеников через два звена научного творчества – постановку проблемы и поиск решения. На этапе воспроизведения знаний педагог даёт задания, позволяющие школьникам пройти ещё через два творческих звена – выражение решения и реализацию продукта. Таким образом, при проблемном обучении ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Творческая учебная деятельность обеспечивает более качественное усвоение знаний, даёт ярко выраженный развивающий эффект (особенно развивает логическое мышление, речь и творческие способности), а также воспитывает активную, инициативную личность.

Урок изучения нового материала в технологии проблемного обучения имеет свою структуру:

1. Этап введения знаний

Этап введения знаний содержит два самостоятельных звена: постановку проблемной ситуации и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап порождения вопроса или формулирование темы урока, а поиск решения – это процесс исследования вопроса или темы, завершающийся открытием нового знания.

На проблемном уроке учитель “проводит”учеников через звено постановки проблемы одним из возможных путей (через создание проблемной ситуации, подводящим диалогом – через систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят к формулировании темы урока, или третим путём- сообщением темы урока в готовом виде, но с применением специального мотивирующего приёма (“яркое пятно”, “актуальность”).

Через звено поиска решения учитель тоже может “провести” учащихся одним из трёх возможных путей: выдвижение и проверка гипотез; подводящий диалог; подводящий без проблемы диалог.

2. Этап воспроизведения знаний.

Этап воспроизведения (проговаривания) знаний имеет двоякий смысл: углубляет понимание полученных знаний и обеспечивает развитие речи учащихся. Выполняя задание, ученик самостоятельно и по-своему выражает понятое на уроке знание и полученный продукт представляет классу.

В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.

В качесте иллюстрации проблемно-диалогического обучения приведу конспект моего урока математики в 4 классе с попутными методическими комменариями.

Тема: Новые единицы площади.

Цели:

  • Познакомить с новыми единицами измерения площади: ар, гектар.
  • Повторить соотношения между единицами площади.
  • Тренировать способность к преобразованию составных именованных чисел и действиям с ними.
  • Повторить изученные математические формулы.
  • Развивать математическую речь; умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
  • Воспитывать чувство локтя, умение работать в команде.

Оборудование:

  • Учебник Л.Г.Петерсон для 4 класса, часть 2, урок 36.
  • Карточки для игры “Математическое лото”.
  • Толковые словари С.И.Ожегова.

Конспект урока

Литература: Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок на тему "Кавказская война" в 8-м классе :: Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года :: Тема урока "Олимпийские игры в Древней Греции" :: Урок истории в 9-м и 11-м классах по теме "Культура и искусство после Октября 1917 года" :: Игры на уроках истории :: Про любовь. Только для взрослых, 2017 :: Офис/Кабинеты / Mr. Doors / Кабинет 054 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Как убрать обвисшие коленки

Провисание кожи над коленями – как с ним бороться В области коленей и локтей у всех людей непременно присутствует небольшой запас кожи. Это необходимо для того,...

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как убрать дряблость кожи на животе после родов

Появилась дряблая кожа после родов: методы борьбы для возвращения красоты и свежести Одним из последствий беременности бывает ослабленная, дряблая кожа. Причем...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD