Урок русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласных на письме". 2-й класс : Начальная школа

Урок русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласных на письме". 2-й класс : Начальная школа

Цель урока: Закрепить знания учащихся о правописании и обозначении мягкости согласных на письме.

Задачи урока:

  1. Обобщить знания о правописании мягких согласных и способах обозначения мягкости согласных звуков на письме.
  2. Развивать речь, мышление, внимание, воображение, словарный запас, творческое воображение, орфографическую зоркость.
  3. Воспитывать интерес к русскому языку, хакасской культуре, умение работать в коллективе, учить детей слушать друг друга, вести диалог, доказывать своё мнение, бережное отношение и любовь к природе.

Оборудование: карточки с буквами, фотографии, магнитофон, аудиокассета “Звуки природы”, набор карточек со словами из текста, энциклопедии “Животный мир”, художественные книги, сказки о медведе

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, какое у вас настроение?

Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее.

Здравствуй, друг! (Дети приветствуют друг друга за руку, соседа слева, соседа справа.)

Как ты тут?

Ты пришёл?

Хорошо!

(Взаимное рукопожатие с соседом слева и справа).

II. Минутка чистописания.

На доске написан ряд букв: Е, Ё, Ю, Я, И, Ь.

Найдите лишнюю букву в данном ряду (Лишняя буква - Ь, т. к. не обозначает звука).

А ещё какую букву можно исключить (Букву И, т. к. остальные йотированные буквы).

Верно. Однако у этих букв есть общее свойство. Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке. А пока минутка чистописания. Определите порядок написания элементов шрифта и букв в данной цепочке:

lььь lьь lь…

Напишите цепочку, состоящую из элементов шрифта и букв в указанном порядке, до конца строки.

Сформируйте тему сегодняшнего урока полностью.

(Учащиеся формируют тему урока: "Обозначение мягкости согласных на письме").

Отталкиваясь от темы урока, сформируйте его цель. (Дети сами формируют цели урока - обозначение мягкости согласных звуков на письме)

III. Сообщение темы и цели урока.

Как на письме обозначают мягкость согласных звуков? (Мягкость согласных звуков на письме обозначают гласными буквами я, и, ю, е, е.

Сегодня мы продолжим работу, но сначала поработаем с новым словом, правописание которого вам нужно запомнить, с этим словом связана история нашего города.

IV. Словарно-орфографическая работа.

Вы сможете определить это слово, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.

(Карточки расположены по всему классу в разных местах, дети должны найти их и принести к доске и составить словарное слово).

(Дети по классу ищут карточки и несут к доске, где составляют слово вместе)

Какое слово вы составили? (медведь)

Кто такой медведь? (медведь – крупное хищное животное)

Какие признаки этого животного вы можете назвать?

(Показ фотографии с изображением медведя)

(У него длинная шерсть, толстые ноги, острые когти).

Расскажите об этом животном.

(Медведь – это крупное хищное животное с длинной шерстью и толстыми ногами).

Каким медведь изображается в сказках?

(В сказках он неуклюжий, косолапый, глуповатый).

На самом же деле медведь – это умный, ловкий, очень сильный, быстрый и хитрый зверь. Если он от кого-то убегает, его трудно догнать. Когда крадется к своёй добыче, ни одна веточка не хрустит под его лапами. У нас в Хакасии тоже водятся бурые медведи. Медведь – герой сказок не только в России. Во многих странах мира он, если не баловень судьбы, то некий живой амулет силы, могущества, власти.

Знаете ли, вы, что у хакасов месяцы носили название животных: февраль – месяц медведя, март – бурундука, апрель кукушки и т. д.

В каком еще смысле употребляется слово медведь?

(Медведем называют неуклюжего, неповоротливого человека).

А еще медведь – это мед едящий (от слова еда) зверь. Зная это качество медведя, легко запомнить правописание данных слов. (Пишу на доске: мед едящий (еда).) Глядя на слова “мёд едящий (еда) образовалось слово медведь.

Скажите, как вы его напишите? (Дети произносят слово медведь так, как оно пишется.)

Запишите слово медведь в тетрадь.

Какую букву надо подчеркнуть и запомнить? (Букву е)

Сколько букв в слове медведь?

Сколько звуков?

Почему букв больше, чем звуков? Докажите.

Какую роль выполняет мягкий знак?

V. Закрепление изученного.

- О медведе вы знаете много загадок, стихов и даже есть песни.

(тихое звучание музыки).

- Ребята, я буду читать фразеологические обороты, а вы соотнесите по смыслу.

Фразеологические обороты – это устойчивые выражения. На доске записаны фразеологические обороты, а смысловое продолжение нужно найти по классу.

  1. Медведь на ухо наступил.
  2. Сосать лапу.
  3. Медвежья услуга.
  4. Медвежий угол.
  5. Делить шкуру неубитого медведя.

(Дети должны прочитать и объяснить значение, а потом найти по классу смысловое продолжение фразеологизма и соотнести по смыслу написанное, рядом прикрепить смысловое продолжение)

  1. Голодать, скудно питаться.
  2. Отдалённое глухое место.
  3. Отсутствие музыкального слуха.
  4. Попытка сделать что-либо хорошее с плохим результатом.
  5. Раньше времени говорить о результатах дела, которое еще не закончено

Записать выражения в тетрадь, подчеркнуть буквы на месте мягких согласных звуков.

1 ряд Сосать лапу.

2 ряд Медвежья услуга.

3 ряд Медвежий угол.

Проверка задания.

- Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями. (Взаимопроверка)

Vi. Физминутка.

Игра “У медведя в бору”.

VII. Закрепление (продолжение).

Работа в группах (используется аудиозапись “Звуки природы”).

У каждого ребенка на столе по 1 фишке (изображение белого медведя, бурого, панды, олимпийского медвежонка и сказочного). С помощью этих фишек класс делится на 5 групп (команды).

Каждой группе выдаётся индивидуальное задание. За 5-7 минут должны выполнить его и отчитаться о проделанной работе.

1 группа.

1. Напишите, какими гласными буквами обозначается мягкость согласных звуков.

2. Подчеркните в словах мягкие согласные буквы:

человек, ряд, время, звезды, берёза.

3. Подчеркните слова, в которых только мягкие согласные:

Коса, пилю, яблоко, Люся, свети, Миша.

2 группа.

1. Напишите, какими буквами обозначается мягкость согласных звуков.

2. Найдите среди слов пары слов, отличающиеся только одним звуком:

мал, кит, рад, кот, мел, ряд, бил, был.

- Назовите, какие буквы отличаются в этих парах. А какие звуки?

Как обозначена мягкость согласных звуков на письме?

3. Подчеркните в словах твердые согласные:

лист, гуси, поле, рис.

3 группа.

1. Подчеркните в словах мягкие согласные:

пень, сито, ягода, малина.

2. Познакомьтесь с диктантом, который написал один ученик. Выясните, какие ошибки допущены в диктанте. Как их нужно исправить?

В лесу жил хор. Лодка села на мел. Мы мылись в банке. Угол сложили в угол.

3. Напишите слова с мягкими согласными.

4 группа

1. В предложении подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки:

В праздничный день мы гуляли по любимому городу.

2. Подчеркните главные члены в этом предложении.

3. Разделите слова для переноса:

Деньки, крыльцо, пальто, львы, олень, пальцы.

5 группа

1. Разделите слова на две группы. Напишите слова в столбик парами.

Мел, брать, есть, мель, ель, ест, ел, угол, хор, уголь, хорь, брат.

- Чем отличаются слова в левом столбике от слов в правом ?

2. Исключите из цепочки лишнее слово. Запишите и подчеркните мягкие согласные звуки:

Дуб, дерево, ольха, тополь, береза.

Дождь, снег, осадки, иней, град.

Поверка заданий.

- Какие буквы помогают нам обозначить мягкость согласных звуков?

(Мягкость согласных звуков обозначают буквы е, е, и, я, ю.)

- При каком условии буквы е, е, и, я, ю обозначают мягкость согласных звуков.

(Буквы е, е, и, ю, я обозначают мягкость согласных звуков, если стоят после них.)

Дифференцированное задание по выбору учащихся.

(На столе у детей 3 карточки разного цвета красного, синего, желтого цвета. Красная карточка для детей с высоким уровнем, синяя с хорошим, желтая для среднего уровня)

Синяя карточка.

Составить текст – описание о медведе с помощью опорных слов:

  • длинная шерсть,
  • толстые ноги,
  • острые когти,
  • косолапый,
  • неуклюжий.

Красная карточка.

Исправить ошибки, допущенные в тексте.

Медведь.

Повадился в деревню мидвед. Решили охотники поймат зверя. Привезли ани лавушку, медом обмазали. Мишка всё съел и был таков.

Желтая карточка.

Спиши загадку, а слово- отгадку раздели на слоги. Подчеркни главные члены предложения.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос.

VIII. Итог урока.

В каком городе мы живём?

А вы знаете почему он называется Абакан? Существует много разных точек зрения, сегодня я вам расскажу одну легенду.

Легенда об Абакане (рассказ учителя)

Давным-давно, когда на земле Хакасии зарождались горы, появился в этих краях медведь-великан (аба). Он поселился вблизи одного из улусов и много лет нападал на людей, уничтожал скот, держал в страхе жителей. Все его боялись и избегали встреч.

Но вот в улусе вырос молодой алып (богатырь). Охотясь как-то в тайге, он встретился с гигантом-медведем и смело вступил с ним в схватку. Долго они боролись, стремясь одолеть друг друга. Наконец, медведь не выдержал и бежал. Но богатырь не успокоился и пошел по его следу. Шел день, другой… Он знал, что раненный зверь долго не выдержит. И однажды ночью охотник услышал, как громко кричал аба, чувствуя близкий конец, как содрогалась земля, когда он вырвал с корнем деревья, отламывал от скал огромные валуны и бросал их вниз. Аба был еще силен, но справиться с могучим и смелым алыпом не мог.

Когда взошло солнце, охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего зверя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала бурная струя, которая, вбирая в себя все новые и новые ручьи, постепенно превращалась в поток. Ниже поток становился рекой. Абахан (медвежья кровь)- так стали называть эту реку местные жители. Абакан называют ее русские. Впоследствии это название утвердилось. Легенда, в разных вариантах, и поныне живет среди населения Хакасии. Поверим ей. Пусть и дальше славит она замечательного охотника, спасшего от грозного врага свой народ.

Недавно в апреле 2006 нашему городу исполнилось 75 лет.

- Когда мы отмечаем день рождения города? (В предпоследнюю субботу августа ежегодно мы отмечаем этот праздник)

- Чем вам запомнился этот праздник?

- А сейчас мы с вами тоже поиграем в игру. Встали все в круг. Мальчики образуют внешний круг, а девочки внутренний. Внутренний движется по часовой стрелке, а внешний против часовой стрелки. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете, как только ответите на вопрос, мальчики передвигаются по кругу по часовой стрелке, образуя новую пару, приветствуете друг друга. (Количество вопросов зависит от количества детей в классе.) В моем классе 26 учащихся, поэтому 13 вопросов.)

  1. Как называется праздник города? (день города)
  2. Первый месяц летних каникул? (июнь)
  3. Крупное животное с ветвистыми рогами? (лось) Есть в нашем музее?
  4. Какое время года наступает после лета? (осень)
  5. Хвойное дерево, в котором 3 звука, 3 буквы? (ель)
  6. Хищное животное нашей тайги? (медведь)
  7. В воде купался, сухим остался? (гусь)
  8. Хищная кошка с кисточками? (рысь)
  9. Полезное ископаемое, которое добывают в Черногорске? (уголь)
  10. В озере Тус в большом количестве……. (соль)
  11. Зимой в Хакасию прилетают красногрудый………. . (снегирь)
  12. Один из заповедников “Хакасский”……. (Иткуль)
  13. После вырубки дерева остается……. (пень)

Что вы заметили в словах отгадках? (В словах-отгадках присутствует мягкий знак)

Для чего нужен мягкий знак?

Какую роль играет мягкий знак?

Сформулируйте вывод об обозначении мягкости согласных. (Согласные бывают мягкими и твердыми. Мягкость согласных звуков на письме обозначают буквы е, и, е, ю, я, ь.)

Читать еще:


Новые материалы:

Игра-занятие "Путешествие в страну Экономика" :: Конспект воспитательного занятия по теме: "Доброе отношение к окружающим" со слайдами :: Сценарий агитбригады по ПДД "Эта служба и опасна и трудна" :: Положение для проведения "Фестиваля социальных проектов" :: Воспитываем привычку к здоровому образу жизни :: Про любовь. Только для взрослых, 2017 :: Кровати и матрасы/Кровати / MnogoMeb / Детская-купе №1 (Фотопечать) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD