Конспект творческого урока по риторике в 1-м классе по теме "Похожие хвосты. Рифмы" : Начальная школа

Цели:

  • познакомить детей с рифмой, учить подбирать простейшие рифмы; учить чувствовать ритм стиха, как основу стихосложения;
  • развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, частоту речи, управление голосом, творческую смелость, веру в свои силы, литературное произношение и ударение;
  • воспитывать самостоятельность, как личную черту, интерес к серьезной, интеллектуальной работе, вселить радость сотворчества, любовь к поэзии, пробудить желание читать и сочинять стихи.

Оборудование: проигрыватель, песня “Улыбка” в грамзаписи, таблицы “для игры “Поиграем в рифму”, плакаты с темой урока и толкованием слова “рифмы”; рисунки: солнышко, облака, лужок; слова для рифмования; иллюстрации животных с музыкальными инструментами; шапочки героев сценки “как Незнайка сочинял стихи”, песня “Вместе весело шагать”, карточки с половинками четверостиший, тетради, ручки, кукла Палочка-Сочинялочка.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

Долгожданный дан звонок –

Снова начался урок.

Станьте ровно, выпрямите спинки, поприветствуйте гостей кивком головы, улыбнитесь и тихонько сядьте.

2. Постановка цели урока.

- Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Волшебница Речи.

Посмотрите, какое яркое солнышко светит в наши окна.

Ярко светит солнышко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы похлопаем в ладошки
Очень рады солнышку.

Солнышко пришло к нам на урок. Посмотрите, как оно улыбается. А вместе с ним улыбаются и облака. Почему они улыбаются, как вы думаете? (Оформление доски.)

(Им радостно, весело, у них хорошее настроение.)

Когда солнышко светит – хорошо, а когда все кругом добрые – ещё лучше. И в нашем путешествии нам тоже поможет солнышко. Оно своим лучиком будет показывать нам дорогу и согреет нас в трудную минуту.

И нам с вами тоже необходима улыбка – спутник хорошего настроения. А какое у вас сегодня настроение? Поднимите карточки эмоций. Почему оно у вас такое?

(Три, четыре человека рассказывают о своём настроении).

Давайте вместе споём песенку “Улыбка”, чтобы у всех стало радостное, приподнятое настроение.

(Песня “Улыбка”)

Вот с улыбкой на устах вы стали красивее, добрее.

Настроение поднялось?

Не страшно?

Тогда – в путь по стране Волшебницы Речи. Чтобы быстрее туда попасть, закройте глазки, сядьте ровно, дышите свободно. Сейчас мы отправляемся в сказочный город, где никогда не бывает зимы, круглый год светит яркое солнце, цветут цветы, поют райские птицы. Этот город находится за чистым - чистым полем, за дремучим лесом, за широкой рекой.

3. Речевая гимнастика.

- Идём мы чистым полем, любуемся его красотой. В поле гуляет лёгкий ветерок.

(Дети произносят тихо ввв…)

Ветер усиливается, и вот гудит сильный ветер.

(Дети усиливает громкость произношения ввв…)

Ветер затихает, всё тише, тише и затих.

(Дети тише произносят ввв…и замолкают).

Прислушайтесь, кто это жужжит над цветами? (Пчёлы, жужжат дети). А вот бедняжка муха попала в паутину, совсем уж выбилась из сил и еле слышно звенит (дети ззз… тихо). Мы освободим муху, вот она и на воле. В благодарность она громко запела (дети громко ззз…).

А вот сказочный лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! В таком лесу очень слышно эхо.

Давайте поиграем
И мы в лесное эхо.
Все мы звуки повторяем
Чисто без помеха!
Са-са-са – здесь в лесу живёт лиса
Ысь-ысь-ысь – где-то близко бродит рысь.
Жи-жи-жи – в ёлках прячутся ежи.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Наконец лес закончился, и мы вышли на берег реки. По реке плывут пароходы. Приветствуя нас, они радостно загудели. (Дети ууу…).

Вот и подошли мы к сказочному городу. Открывайте дети глазки и прочитайте название города.

(Во время стихотренинга открываю оформление доски).

Рифмоград.

Похожие хвосты. Рифмы.
Ша ба ща Рифма – это созвучие концов
стихотворных строк.

М

Др

Тр

Апр

Тонн

Зайка барабан

Кошки

Трещотки балалайка

Гусли ложки чечётки

Баран гуси

4. Составление слов, с целью выяснения значения слова “хвосты”.

- А вот и первая улица. Как она называется? (Читают хором).

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на этой улице?

У кого есть хвосты?

(Высказывания детей).

- А вот какое значение слова “хвосты” даётся в Толковом словаре.

Хвост

1. Придаток на задней части тела животного или вообще задняя суженныя часть тела животного.

2. Задняя часть летательного аппарата.

3. Задняя часть длинного подола.

4. Задняя конечная часть чего-нибудь движущегося; вообще что-нибудь длинное, движущееся.

5. Вообще удлинённая оконченность чего-нибудь.

6. Вереница людей идущих или стоящих друг за другом.

7. Хвосты (мн.ч.). Отходы после обогащения полезных ископаемых.

8. (переносное) Остаток, невыполненная часть чего-нибудь (обычно экзаменационная задолженность).

- Но сегодня мы поговорим о других хвостах. О каких, догадайтесь сами.

Посмотрите, на улице странные слова, все без головы.

Мы внимательно посмотрим, быстро головы найдём и слова прочтём.

Ша ба ща

(Каша, Маша, наша, Саша;

Изба, рыба, жаба, баба;

Роща, чаща, пища).

- Чем похожи слова каждого столбика?

(У них одинаковые концы-хвосты).

- А вот выросла волшебная ель. Почему она волшебная?

(Можно составить слова, на конце которых – ель).

(Мель, дрель, трель, апрель, тоннель).

- Можно сказать, что эти слова похожи хвостиками? (Да).

Часто на уроках мы с вами читаем стихи. Только Волшебница Речь делает обычные слова и предложения в стихах не только интересными, но и складными – их легко читать, произносить и запоминать. Как она это делает, мы с вами и узнаем.

Откройте тетради на странице 40.

5. Работа в тетради на странице 40, 38.

- Прочитайте стихотворение про себя, вслух по четверостишиям, целиком.

- Почему легко читать стихи? (У них есть созвучные слова).

- Назовите их.

- Почему на иллюстрации одинаковые хвосты?

(Потому что слова имеют тоже похожие хвосты).

- Напишите созвучные слова на перьях одинакового цвета.

- Молодцы! На странице 38 рассмотрите рисунок, на котором человечек ловит бабочек. Прочитайте, что написано, на майке у человечка.

- Прочитайте выделенные слова. Какие из них созвучны?

- Как вы думаете, какую из бабочек хочет поймать человечек. Почему?

(У него в руке шарик. Он созвучен со словами комарик, фонарик. Этих бабочек и хочет поймать человечек).

- Назовите ещё группу бабочек с похожими “хвостиками”.

(Дочка, точка, бочка).

- Теперь вы поняли, почему улица называется “Похожие Хвосты”?

- О каких хвостах мы говорили? (О хвостах похожих у слов).

- Конечно, многие слова бывают похожи, как волшебные птицы своими “хвостиками”. Эти “хвостики” называются рифмой.

Мы вышли на улицу… (хором).

Рифма.

6. Беседа.

– Почему она так называется?

Кто здесь живёт? (Рифмы).

Что же такое рифма? (Высказывания детей).

- А вот толкование этого слова из словаря. (Читает один ученик с плаката, потом хором).

(Рифма – это созвучие концов стихотворных строк).

- Рифма бывает мужская и женская. Мужская рифма – это рифма с ударением на последнем слоге стиха, женская – с ударение на предпоследнем слоге стиха.

Рифмовать – значит подбирать слова для получение рифмы.

- А вот наша знакомая.

7. Палочка-Сочинялочка (Кукла пальчиковая).

- Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки.
Хотите поиграть со мной?
Игра “Поиграем в рифму”.
Горка - … корка, норка…
Опушка - … ушко, подушка…
Мартышка - … книжка, мышка…
Лес - … чудес, небес…

8. – Молодцы! Я вижу вам понравилась игра. Сейчас я с вами проведу похожую игру, но здесь нужно быть очень внимательными. Когда я буду называть созвучные слова – рифмы, вы хлопайте в ладошки, если – нет - поднимайте руки вверх.

Внимание! Готовы?

Снежинки – пушинки

Печальный – хрустальный

Речка – лёд

Печка – свечка

Точка – почка

Зима – мороз

Искать – играть

Шалить – ловить

Класс – дети

9.

За улицей лужок.
Собирались музыканты
На зелёный, на лужок.
Приносили музыканты –
Кто сопелку, кто рожок.
Столько музыкантов –
Столько и талантов.

Стали музыканты выбирать себе музыкальные инструменты. Как вы думаете, кто какие инструменты выбрал?

(На лужке слова. Дети ставят их парами. Учитель рядом картинки: кошки играют на ложках и т.д.)

Зайка – балалайка

Кошки – ложки

Баран – барабан

Чечётки – трещотки

Гуси - гусли

10. – Молодцы! Есть ещё игра для вас.

Я начну стихи сейчас
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте.
- Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (лису).

- Где обедал воробей?
- В зоопарке у … (зверей).

- А петух с колючим ёжиком
Режут сало острым… (ножиком).

- Не колючий, светло-синий,
По кустам развешен… (иней).

- Зимой, на ветках яблоки!
Скорей же собери!
И вдруг – вспорхнуло яблоки.
Ведь это… (снегири).

11. - Молодцы! А сейчас задание посложнее. Я буду читать стихи, а вы из трёх рифм должны выбрать одну (на таблицах слова).

- Погода была ужасная.
Принцесса была…

Красная
Прекрасная
Первоклассная

Ой, конёчек – горбуночек!
Прибегай скорей, …

Сыночек
Дружочек
Свисточек

Белый снег в лесу лежит
Зайка под кустом…

Жужжит
Дрожит
Скрипит

Эй, не стойте слишком близко –
Я тигрёнок, а не…

Миска
Ириска
Киска.

12. Работа в тетради страница 39.

Д/и “Доскажи словечко”.

Один ученик читает двустишие, все хором называют последнее, рифмующееся слово, а потом его записывают.

(кошки, мед, корку, гол, крошки, лапки, горох).

13. Сценка “Как Незнайка сочинял стихи”.

14. – Ребята, а вы как думаете, легко сочинять стихи?

- А хотите научиться сочинять стихи? В этом нам тоже поможет Волшебница Речь.

Сначала подберите рифму:

Птичка - … синичка

Теперь я произнесу первую строку, а вы придумайте вторую.

На кормушку села птичка…
(Желтогрудая синичка).

- Получилось? Молодцы!

Опушка … - ушко
Заяц плакал на опушке… (У него замёрзли ушки).
Снежок… - лужок. (дружок, кружок).
Выпал беленький снежок… (И покрыл он весь лужок).
Полюбуйся ты, дружок, Стали дети все в кружок).
Лес… - чудес
Здравствуй лес, зимний лес… (Полный сказок и чудес).

15. - Молодцы! Какой же секрет Волшебницы Речи мы раскрыли? (рифму).

- Что же такое рифма?

16. Теперь вы умеете сочинять стихи. Я вам дам только опорные слова, а вы попробуйте сами сочинить двустишие.

Лесу вчера вечером в лесу
Лису встретим рыжую лису
Зима пришла красавица – зима
Земля и стала праздничной земля.

17. Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться домой. Чтобы веселее нам было в пути, нам песенка с вами поможет дойти.

Песня “Вместе весело шагать”.

- Понравилось вам путешествие?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что было самое интересное?

За то, что слушали внимательно
И помогали мне старательно,
Благодарю вас за внимание,
Урок окончен – до свидания!

Читать еще:


Новые материалы:

Урок физики в 9-м классе по теме "Реактивное движение" :: Внеклассное мероприятие в 7-м классе "Соревнование" :: Урок обобщения знаний в 11-м классе "Фотопечать" :: Урок по физике в 7-м классе по теме "Атмосферное давление" :: "Нужна ли нам физика?" Решение нестандартных задач :: Властелины вселенной ( Masters of the Universe ), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Комоды и Тумбы/Тумбы / Компасс-мебель / Комод Александрия премиум АМ-8 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD