"Как появились первые книги". Внеклассное занятие : Начальная школа

Цель занятия: познакомить учащихся начальной школы с историей возникновения письменности и появлением книг, развивать воображение, воспитывать бережное отношение к книге, учить работать в команде.

Предварительная работа: перед началом внеклассного занятия разделить учащихся на две команды для выполнения заданий. Подготовить материал для заданий.

Чему перво-наперво учат ребят, пришедших в школу? Грамоте, конечно: учат читать и писать.

А когда-то давно никто не умел писать. Люди могли общаться, только разговаривая друг с другом. Все, что узнавал и изобретал человек, он хранил только в голове. Знания передавались устно. Это было чрезвычайно важное и трудное дело – не перервать нить знания, передать его от учителя к ученику, чтобы тот когда-то передал его своему ученику – и так далее, из поколения в поколение. И ведь не всегда это удавалось. Сколько секретов было утеряно безвозвратно, сколько раз людям приходилось учиться чему-то заново. Делать открытия, которые были когда-то сделаны.

Давайте вернемся на много веков назад – к началу человеческой цивилизации. Тогда еще никто не знал, что такое книга, что такое печать книг, издательство, типография, более того, даже письменности не существовало.

В древние времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи общественного опыта, информации о событиях и людях. История знает так называемые цивилизации без письменности, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть жрецами, законоведами, учителями, а на дальние расстояния посылались “живые письма” - гонцы.

Путешественники рассказывали о племенах аборигенов дальних стран, в которых старейшины примерно раз в году уводили подросших юношей в джунгли или в пустыню, и там, из уст в уста передавали им весь опыт племени, который должен быть усвоен. Правда, тогдашний опыт был еще примитивен, и первобытные педагоги для скорейшего запоминания сопровождали его усвоение ритмическими танцами и пением. Так было на протяжении сотен веков до того, как была изобретена первая книга. Если оглянуться назад, то станет понятно, что все народы так или иначе прошли период “устной книги”, прежде, чем стали фиксировать информацию на каком-либо материале. До этого в течение веков информация, а особенно поэмы, распространялись устно. Аэды и рапсоды – древние певцы, сказители, пели их наизусть на народных празднествах. Запоминать многотысячные строки было трудно, и первобытные сказители использовали ленточки и узелки, которые помогали им. У индейцев Южной Америки такая вещь называлась КИПУ – узелковое письмо. Для такого письма требовалась толстая веревка (палка) и разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке(палке) шнурок особым способом. Чем ближе к началу веревки узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь. Цвет тоже имел огромное значение:

  • Желтый – золото
  • Белый – серебро или мир
  • Черный – смерть
  • Зеленый – хлеб

Если узел не окрашен – число.

Чтобы прочитать такое письмо, нужно было обращать внимание на детали: толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом. Такое письмо было трудно прочитать, и часто смысл письма при прочтении становился совсем другим. (Приложение. Страница 1. Узелковое письмо. )

И сейчас, в нашей повседневной жизни, мы можем наблюдать отголоски узелкового письма. Например, светофор. Все знают – что белый флаг – это флаг, цвет перемирия, а черный цвет – это цвет траура.

По мере того, как расширялся кругозор древнего человека и усложнялась его деятельность, у памяти появлялись другие помощники: разного рода зарубки, заметы и, наконец, рисунки.

Каменные книги – считаются первой формой записи информации. Необходимость у людей делиться между собою знаниями привела древних людей к тому, что они стали делать небольшие рисунки на скалах. Это и получило название – каменные книги. Ученые находят в пещерах и на скалах изображения, сделанные рукой первобытного человека, отразившие его впечатления от окружающего мира, жизни, природы. Это зачатки природы, но одновременно и зачатки письменности. Здесь человек впервые выразил и изобразил свою мысль. (Приложение страница 2. Наскальные изображения. )

Вот пример толкования одного из древнейших рисунков (Изображение в пещере Пасьега. ). Слева вверху, по-видимому изображена внутренняя часть пещеры; две человеческих ступни справа рядом символизируют, вероятно, понятие “идти в пещеру”, а неизвестный знак в самом правом углу может означать или запрещение, или приглашение войти в пещеру. (Приложение страница 3. )

В наши дни, когда вы спешите, вы вдруг замечаете знак в кружке фигура, перечеркнутая наискосок. И вам без слов ясно, что здесь прохода нет. Это пиктография – рисуночное письмо, дошедшее до нас через многие века. Если мы посмотрим вокруг, то увидим множество примеров пиктографии. (Приложение страница 3. Знаки “Проход запрещен и т. д. ) Примером пиктографии также могут служить гербы государств.

Усложняющаяся жизнь непрерывно требовала новых решений. Часто изображения, как вы видели на примере рисунков из пещеры Пасьега, напоминают собой ребус, который порой нелегко разгадать, а многие до сих пор не удалось расшифровать.

Задание №1. Приложение страница 4. На этом рисунке запечатлен один из подвигов Тегумая Бобсулая. Попробуйте рассказать, что же произошло.

(Ранним утром Тегумай собрался на охоту. Он вышел из пещеры, а жена и маленькая дочь сопоровождали его. Тешумай и Таффи очень гордились своим охотником. Тегумай шел охотиться на большого зверя, поэтому свое любимое копье с черной ручкой оставил дома.

Тегумай шел по дороге и вдруг увидел огромного первобытного зверя – возможно, бизона. (Точнее сказать трудно, сами видите. Но зверь был большой. ) Закипел поединок, и Тегумай вышел победителем. Он очень обрадовался. А когда на помощь ему подоспели другие охотники племени, им оставалось только помочь Тегумаю донести зверя до дома. По случаю удачной охоты племя ликовало и устроило праздник. )

И вот, в какой-то момент люди сделали шаг, за которым открывалась дорога, прямо выводившая людей к современному письму. Знаками стали изображать не только предметы, но и звуки. В разных странах люди пришли к письму похожими путями, только выглядели изобретенные ими знаки по-разному.

В 1929 г. при раскопках погибшего в XIII в. до н. э. древнего города Угарит были найдены остатки клинописного алфавита, состоящего из 22 знаков, обозначающих отдельные буквы. Это самый ранний буквенный алфавит. Через многие поколения идея алфавита дошла до греков. Возник греческий алфавит ,родоначальник всех алфавитов мира.

Это уже стало огромным шагом на пути к появлению книг.

Переоценить привнесение письменности в славянское общество невозможно. Этот величайший вклад в нашу культуру был совершен святыми Кириллом и Мефодием. До Кирилла у славян, по видимому, существовала какая-то письменность, но этот вопрос очень спорный, так как до сих пор не был найден ни один славянский памятник письменности. В IX-XI веках кириллица состояла из 43 букв, позднее 14 из них исчезли, а 4 новых появились.

Задание №2. Прочитайте славянскую азбуку-кириллицу. Найдите среди этих букв 14, которые за тысячу лет ушли из нашего алфавита, подчеркните их. Сравните их с современным алфавитом. Какие новые буквы появились? Приложение страница 5 .

Когда мы хотим что-то написать, мы берем лист бумаги. Сегодня нам трудно представить, что когда-то ее не было совсем. Используемые для письма материалы принято делить на две группы: твердые и мягкие. К твердым, кроме камня, относятся кость, металл, керамика и дерево. Писали на всем, что попадалось под руку.

Книги были уже у шумеров, живших на Древнем Востоке. Книги эти состояли из глиняных табличек. “Страницы” были большими: 32 см на 32 см и 2,5 см толщиной. Настоящий плоский кирпич! Приходилось с собой носить по несколько таких страниц-кирпичей.

Показ одной из страниц, изготовленной из бумаги.

В древнем Египте в 3 тысячелетии до н. э. изобрели превосходный материал для письма – папирус. Так называлось растение, которое собиралось по берегам Нила. Его стебель легко расщепляется на волокнистые ленты. Эти ленты укладывали в ряд. Поверх этого ряда клали другой слой так, чтобы эти волокна легли поперек волокон первого ряда. И так несколько раз. Сверху волокна прижимали тяжелыми камнями. Растительный сок, выделявшийся при этом, крепко склеивал все слои в сплошной кусок. Несколько таких кусков соединяли в полоску и сворачивали в свиток, чтобы им было удобно пользоваться, к нему прикрепляли палку. Свернутый свиток вставляли в футляр или кувшин. Несколько таких “книг” укладывали в ящики. На весь мир прославилась Александрийская библиотека. В ней было около 700 000 свитков.

Царь Пергамского царства решил создать еще более крупную библиотеку. Тогда египтяне запретили вывозить папирус в Пергамское государство. Но пергамцы научились делать свой собственный писчий материал, он так и стал называться по месту своего рождения – пергамент. Он был прочнее папируса и из него удобнее было делать книги. Большие листы складывались вчетверо, в виде тетрадки (“тетра” – четыре). Несколько тетрадей сшивали вместе, получалась книга, которую называли “кодекс”. Готовую рукопись заключали в переплет из деревянных досок, обтянутых кожей.

Изготавливали пергамент так: кожу овцы, теленка или козленка вымачивали в извести, туго натянув на раму, разглаживали и втирали мед. Получался очень крепкий материал. На пергамент, нужный только для одной книги требовалось целое стадо телят, ягнят или козлят. Постепенно пергамент перекочевывал и в другие страны. Несколько пергаментных книг, сделанных в Киевской Руси дошли и до наших дней.

Изобретателем бумаги традиционно считается китаец Цай Лунь. Годом же изобретения считается 105 г. н. э. первые листы бумаги были изготовлены из растительных волокон. Но способ ее производства держался в секрете. Лишь в X в. н. э. в Европе появилась бумага, сваренная из размолотых тряпок, древесного корья, бамбуковой щепы. Изготавливали ее из соломы, ржи, пшеницы, овса, крапивы, водорослей, камыша. Делали бумагу вручную с применением самой примитивной техники. За день получали около 100-120 кг бумаги. С развитием книгопечатания этого было недостаточно. И тут решили испробовать дерево. Опыт удался. С тех пор и производят бумагу из дерева.

На Руси довольно долго использовали другой писчий материал: бересту. Знаки на бересту наносились тонким стерженьком с ушком наверху. В это ушко вдевали тесьму и вешали на пояс. Одна из таких книг хранится в библиотеке Академии наук России. В Средние века возникли мастерские, где изготавливались книги. На Руси первыми создателями рукописных книг стали монахи. Букву за буквой выводил писец. Художник заполнял страницы рисунками. Причудливым шрифтом писались заглавные буквы – буквицы. Затем книгу одевали в переплет, украшенный серебром и драгоценными камнями. Увеличилось число людей, владеющих грамотой, спрос на книги возрастал. Люди стали думать, как увеличить их выпуск. В XV веке немец Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатный станок. Он стал отливать литеры (буквы) из металла. Из отдельных литер составляли слова, строки, страницы. Такие металлические литеры служили долго. Механизированный станок, изобретенный Гуттенбергом, ускорил печатание книг. Первая книга сошла с этого станка в 1456 г. Вскоре типографские мастерские появились во многих городах Европы.

Началом русского книгопечатания считается 1564 г. русские мастера Иван Федоров и Петр Мстиславец 19 апреля 1563 г. начали набор первой печатной книги, и она была готова к 1 марта 1564 г. Это была церковная книга “Апостол”. А в 1574 г. во Львове была издана первая российская Азбука, сохранившаяся в одном экземпляре – в библиотеке Гарвардского университета США. Эта азбука – первая русская грамматика, первый русский Букварь.

Вот такой длинный путь до первых книг прошло человечество.

Список использованной литературы:

  1. Русский язык. Волина
  2. Тетрадь по чтению. Бунеев Р. Н. , Бунеева Е. В. 4 класс.
  3. Методические рекомендации к учебнику “В океане света”, Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.
  4. Информация с различных Интернет-сайтов.
Читать еще:


Новые материалы:

Выступление на семинаре по теме "Растим талантливого читателя" :: Урок математики во 2-м классе по программе Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа ХХI в." "Умножение и деление на 7. Седьмая часть числа" :: Урок обучения грамоте по теме "Буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м']" :: Урок–обобщение знаний по курсу "Мир вокруг нас" А.А. Плешаков. 4-й класс. Тема "История письменности и книгопечатания на Руси" :: Учебное занятие по русскому языку "Безударная гласная в корне слова". 2-й класс :: Сомалийские пираты: откуда они появились и куда исчезли? :: Дом и дача/Мебель/Мягкая мебель/Мягкая мебель / Ангстрем / Диван Мадрид Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Контрольно-измерительные материалы по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» : Физика

В статье представлены материалы для текущего контроля знаний в 10-м классе по теме «Основы молекулярно-кинетической теории», а именно: основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование, основное уравнение МКТ, температура и ее физический смысл. Три проверочные и две контрольные работы выполнены в нескольких вариантах.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD