Открытый урок литературного чтения в 3-м классе. К.Г. Паустовский. "Мой дом" : Начальная школа

Задачи урока:

  • развивать у детей речевую активность;
  • умение ориентироваться в тексте;
  • учить детей задумываться над поставленным вопросом;
  • работать со словом как с многозначным явлением (лексическое значение);
  • учить выразительному чтению;
  • учить детей видеть произведение глазами автора и высказывать собственную точку зрения;
  • учить эмоциональному восприятию текста.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

- Какое произведение мы читали на прошлом уроке? (Рассказ “Мой дом”).

- Кто автор этого рассказа? (К.Г. Паустовский).

- Что мы уже делали на уроке? (Работали над содержанием первой части).

- Какое у вас было домашнее задание? (К понравившейся части нарисовать рисунок и составить к нему пересказ).

Рассказы детей.

1 рассказ ребенка о рыбе, висящей на кукане.

Вопросы к рассказу:

- Что такое кукан? (Это бечевка, т.е. веревка на которую подвешивают рыбу. Веревка идет через жабру в рот).

- Что значит разномастные коты? (Это коты разных мастей или пород).

- Белый кот с подпалинами – это какой кот? (Это белый кот с рыжими пятнами, как будто его шерсть подпалили).

2 рассказ ребенка о синицах на ветках.

Вопросы:

- Как вы думаете, что за стеклянные шарики перекатываются в горле у синиц? (это звуки, которые издают синицы).

- На что обращены их взгляды? (На ломоть черного хлеба).

3 рассказ ребенка о беседке.

Вопросы:

- Чем так привлекла Паустовского беседка? (предположения детей).

- С чем он ее сравнивает, когда находится внутри ее? (С новогодней елкой).

- Почему? (Разноцветная листва переливается на солнышке и похожа на разноцветные огоньки).

Прочитайте, как описывает автор цвет листвы. (Дети находят в книге отрывок и читают его).

Игровой момент.

- Ребята, посмотрите на доску. (На доске нарисована виноградная лоза, а рядом наклеены листья из цветной бумаги). Вы сейчас должны вспомнить, какого цвета были виноградные листья, выбрать листья нужного цвета и прикрепить их к виноградной лозе. (Дети выполняют задание).

- Ребята, первая часть рассказа, какая веселая или грустная? (Веселая).

- А можно сказать, что она очень энергичная?

- Какие слова делают ее энергичной? (В этой части очень много глаголов).

- А как вы думаете, ваши рисунки передали веселое настроение? (Да. Они нарисованы яркими красками).

3. Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим работу над рассказом К. Паустовского “Мой дом”. Говорить мы будем о настроении, которое описано во 2 части.

4. Работа над второй частью рассказа.

Дети по очереди читают вслух вторую часть.

- Найдите и прочитайте, почему герой рассказа любит очень любит осенние ночи? (Чтение отрывка детьми).

- Скажите, а прочитанный отрывок вызывает у вас веселое настроение? (Нет).

- А что вы чувствуете? (Спокойствие).

- Взрослые сказали бы чувство умиротворения.

- А как вы понимаете смысл этого слова? Какое это слово? (Сложное, в нем два корня: мир и творение)

- Да. Умиротворение, как сказано в толковом словаре Ожегова – это полный покой и удовлетворение.

- А что же умиротворяет героя? Нам в этом поможет разобраться текст рассказа.

- Как качается язычок свечи? (Тихо, беззвучно).

- Бабочка как садиться на книгу? (Тихо).

- Так кто же может сказать, что так нравиться герою? (Тишина).

Рано утром Константин Паустовский любит уходить из дома, чтобы наблюдать за природой.

- А как человек рано утром уходит из дома? Он шумит или все делает тихо? (Он все делает тихо).

- Почему? (Чтобы не кого не разбудить).

- А есть здесь еще один персонаж, который может нарушить тишину? (Да, цепной пес).

- А что значит цепной пес? (Пес, который посажен на цепь).

- Как пес может нарушить тишину? (Залаять, загреметь цепью).

- Нарушает пес тишину? (Нет).

- Докажите. Прочитайте, как об этом написано в книге.

- Какой мы можем сделать вывод? Что любит Паустовский? (Тишину).

- Давайте с вами послушаем тишину.

Затем звучит тихая музыка, и учитель читает последние два абзаца рассказа.

- На какие две части можно разделить этот отрывок? (Сначала описание природы, вторая часть – это то, что скоро произойдет).

- Какое настроение создает первая часть? (Спокойное, умиротворенное).

- А почему написано, что восток розовеет? (Потому что на востоке всходит солнце).

- Какое слово часто повторяется в последнем абзаце? (Впереди).

- Что ждет героя впереди? Прочитайте.

- Какие чувства вызвала у вас последняя часть? (Ответы детей).

- А какое чувство оно вызвало у автора? (Чувство счастья).

- Как вы думаете, в чем счастье автора? (Остаться наедине с природой и любоваться ее).

- Посмотрите, ребята, как автор используя разные выражения, передал нам свое настроение. Так могут написать только очень внимательные и наблюдательные люди.

5. Итог урока.

- Что нового вы открыли для себя на уроке?

- С каким новым словом вы познакомились? (Умиротворение).

6. Домашнее задание.

Попробуйте дома написать небольшую работу. Тема ее такая: “В какие минуты у вас бывает чувство умиротворения”.

Читать еще:


Новые материалы:

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Здесь духа мощного господство, здесь утонченный жизни цвет". Жизнь, творчество, судьба Ф.И. Тютчева :: Разработка урока "Живая душа природы" с элементами здоровьесбережения :: Открытый урок по литературе "Воскрешение через любовь" в 10-м классе по произведению Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" :: Открытый интегрированный урок–концерт по басням И.А. Крылова "А за меня мои звери говорят!" :: Творчество А.Жида в рамках курса истории зарубежной литературы. К 140-летию со дня рождения писателя :: Цепной пёс ( Bullet Head ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Шкафы / Неман / Шкаф четырехдверный Неман ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Можно ли в тренажерном зале убрать целлюлит

Можно ли в тренажерном зале избавиться от целлюлита? А Вы знаете, что кроме чисто внешних факторов, целлюлит вызывает еще и нарушение кровообращения, застой...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как качать пресс на турнике

Как качать пресс на турнике Красивое и накачанное тело — это результат множество часов, проведенных в тренировках. Пресс является неотъемлемой составляющей такой...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Гимнастика для похудения в домашних условиях

Гимнастика для похудения в домашних условиях: экономим на занятиях фитнесом Как часто мы откладываем поход в спортивный клуб из-за нехватки денежных средств,...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как накачать широчайшие мышцы спины

Как накачать широчайшие мышцы спины? С ранних лет родители приучают нас держать спину ровно, но при этом очень мало внимания уделяют физическим упражнениям,...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD