Урок литературного чтения в 4-м классе по программе УМК "Гармония". Н.Н. Носов. "Витя Малеев в школе и дома" : Начальная школа

Цели урока:

  1. Формировать правильное осознанное чтение.
  2. Развивать интерес к чтению, память, творческие способности учащихся.
  3. Совершенствовать восприятие, понимание текста.
  4. Обучать умению работать с текстом, определяя жанр; выделять главное, умение пересказывать текст, делать иллюстрации к тексту, обучать самостоятельно работать в тетради. Познакомить учащихся с творчеством Н.Н.Носова, начать знакомство с содержанием пьесы “Витя Малеев в школе и дома”.

Оборудование:

  • портрет писателя, выставка творческих работ учащихся по творчеству Н. Н. Носова;
  • выставка книг “Произведения Н. Носова”, учебники, тетради.

Оформление доски:

Учимся читать.

Читая-думаем.

Читаем правильно.

Читаем выразительно.

Учимся работать с текстом.

Ход урока

I. Организационный момент.

П. Проверка домашнего задания.

1. Пьеса С.Я.Маршака “Про козла”.

  • Каковы особенности пьесы?
  • Как вы думаете, для чего создаются пьесы?
  • Как называют персонажей пьесы?

2. Игра “Внимательный читатель” по тексту пьесы.

Чьи это слова?

– Жил я, баба, много лет.
Видел, баба, белый свет.
А таких разумных слов
Не слыхал я от козлов. (дед)

– Сбегать по воду пора.
Дай-ка , баба, два ведра. (козёл)

- А, попался, длиннорогий
Нас здесь семеро волков.
Вкусный ужин нам готов. (волк)

Если смерть моя пришла,
Вы попомните козла!
Растопчу я вас ногами!
Заколю я вас рогами! (козёл)

Баю-баюшки-баю,
Я вам песенку спою,
Как мой дядюшка-козёл
В огородники пошёл.
В огородники пошёл,
Всю капусту прополол.
Где была капуста,
Нынче стало пусто... (козёл)

- Ах, козёл, ты наш козёл!
Ты куда от нас ушёл? (баба)

- Я грибов набрал немножко…
Только где моё лукошко? (козёл)

А у козлика – козла
Шубка белая цела.
Целы глазки, целы ножки,
Борода, копытца, рожки. (дед)

Ш. Целевая установка.

- Сегодня на уроке мы начнём знакомиться с повестью.

Вспомните, из какого произведения следующие строки:

“Мы с Мишкой решили бороться за красное знамя... Наш огород был недалеко от реки. Мы измерили землю рулеткой, наметили участки и вбили колышки с номерами”. (“Огородники”.)

Кто автор этого произведения? (Н. Носов.)

Какое еще произведение этого автора вы читали на уроке в этом учебном году? (“Клякса”.)

А как вы думаете, почему сейчас мы вспомнили о Н. Носове?

Что характерно для произведений Носова? (Они веселые, короткие, четко сконструированные.)

IV. Рассказ о Н.Н.Носове Родился 23 ноября 1908 года в Киеве в семье актёра. В юности увлекался театром, музыкой, много занимался самообразованием. В 1932 г. окончил Московский государственный институт кинематографии и работал кинорежиссёром, постановщиком мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов.

Н.Н. Носов — детский писатель-юморист, кинорежиссёр. Первый рассказ “Затейники” опубликовал в 1938 г. в журнале “Мурзилка”, первую книжку - “Тук-тук-тук” - в 1945 г. Затем появились сборники: “Весёлые рассказы” (1947), “Дневник Коли Синицына” (1951), “Витя Малеев в школе и дома” (1951), “На горке” (1953), “Весёлая семейка” (1955), “Прятки” (1956), “Фантазёры” (1957), “Весёлые рассказы и повести” (1958). Наибольшую популярность получила трилогия “Приключения Незнайки и его друзей” (1954), “Незнайка в Солнечном городе” (1959), “Незнайка на Луне” (1965).

Н. Н. Носов создал киносценарии по мотивам своих произведений, и на экранах страны появились художественные фильмы “Два друга”, “Дружок”, “Фантазёры”, “Приключения Толи Клюквина”.

Сегодня на уроке будем читать повесть Носова “Витя Малеев в школе и дома”.

- Повесть - один из из видов эпических произведений. По охвату событий и героев повесть больше рассказа, но меньше романа.

- Повесть Носова “Витя Малеев в школе и дома” состоит из 21 главы, мы сегодня будем читать только 15 главу.

V. Работа с книгой стр.92

- Читая текст, вы должны ответить на вопрос: “Кто является главным героем повести”?

Чтение главы 15-й произведения Н. Носова “Витя Малеев в школе и дома”

Виды чтения:

a. Учитель +  учащиеся стр. 92-93
b. Чтение “Цепочкой” стр. 94
c. Учитель + учащиеся стр. 95-96
d. Чтение “Догони – ка” стр. 97- 99
e. Учитель + учащиеся стр. 100 - 103

VI. Работа над содержанием главы.

Какое настроение сложилось у вас после прочтения этого текста?

Кто является главным героем повести?

Понравился ли вам этот герой? Чем?

Что бы вы ему посоветовали?

Кто был близким другом Кости Шишкина? Каким мальчиком был Витя?

Почему он оказался втянут им в эту историю?

Как Вите нужно было поступить с самого начала?

VII. Словесное “рисование”.

- “Нарисуйте” словами каждого из главных героев, используя слова из текста.

VIII. Чтение текста учащимися про себя и деление его на части.

IX. Работа над содержанием каждой части.

- На сколько частей можно разделить эту главу повести? (На три.)

1-я часть.

Какими словами заканчивается 1-я часть? (“... запрыгал по комнате”, с.92-96.)

Как можно озаглавить эту часть? (“Шишкин болен”.)

Кто навестил Шишкина в тот день? А кто навещал его каждый день?

Был ли Шишкин рад приходу ребят? Почему? Каким голосом
Костя разговаривал с ребятами?

Какой диагноз, по словам Шишкина, был поставлен ему доктором?

Как ребята подбадривали больного?

2-я часть.

Какими словами заканчивается 2-я часть? (“...Надо учиться”, с. 96-99.)

Как можно озаглавить эту часть? (“Секрет раскрыт”.)

Кто раскрыл секрет Шишкина? Как это случилось?

Как ребята отнеслись к обману Шишкина?

Как он пытался объяснить свой обман?

3-я часть. (стр 100-103)

Как можно озаглавить 3-ю часть? (“Обещание Шишкина”.)

О чем говорится в этой части?

Как Костя объяснил свои прогулы?

Как ученики относились к своей учительнице Ольге Николаевне? Какие слова текста подтверждают это?

Какое обещание дал Костя Шишкин?

С какой просьбой обратился Костя к учительнице? Как она отреагировала на эту просьбу?

X. Работа с иллюстрациями учебника (с. 93, 97).

- Какой момент отображен на рисунке на с. 93; на с. 97

XI. Составление плана

Шишкин болен

Секрет раскрыт

Обещание Шишкина

XII. Чтение “Будь внимателен”

- Ну, ты ведь болен

- Скоро пришли ребята

- Ничего, ребята, ко мне ведь Витя каждый день приходит

- Может быть, - говорит Шишкин

- Горькая! – сказал Костя и скорчил такую физиономию…

- Вот как всё хорошо вышло, - закричал он

- Так вот какой ты больной, - воскликнул Лёня.

XIII. Работа с учебником стр.99. Работа в парах. Чтение по ролям.

XIV. Работа с текстом. Найди пропущенное слово.

Шишкин помолчал, потом взглянул на Ольгу Николаевну исподлобья и сказал:

Я хочу ___________________в школу!

Что ж, это самое лучшее, что ты мог придумать.
Только условие: ты ________________обещание, что исправишься и будешь хорошо учиться.

Я теперь ___________, — сказал Шишкин.

- Ну, смотри, Завтра с утра приходи в школу, а я _____________________, чтоб он разрешил тебе продолжать учиться,

- Я приду,

Ольга Николаевна сказала нам всем, чтобы мы шли домой делать уроки.

Костя увидел, что она ____________________уходить, и сказал:

— Ольга Николаевна, я хочу__________________, не говорите маме!

Почему? — спросила Ольга Николаевна

Я теперь буду__________________, только не говорите!

XV. “Жужжащее” чтение стр. 100 – 101 (чтение на 1 минуту про себя)

Тут снова послышались шаги в коридоре, и кто-то постучал в дверь. Шишкин, вместо того чтобы отворить юркнул, как мышь, в постель и накрылся одеялом. Я отворил дверь и увидел Ольгу Николаевну.

— О, да тут всё звено! — сказала Ольга Николаевна, входя в комнату. — Решили навестить больного товарища?

Все ребята молчали, никто не знал, что сказать. Костя смотрел на Ольгу Николаевну во все глаза и изо всех сил натягивал на себя одеяло, будто решил закутаться в него с головой. Ольга Николаевна подошла к нему:

Что ж это ты, Костя, расхворался у нас? Что у тебя болит?

Ничего у него не болит! — сказал Юра. — Он вовсе не болен.

Как — не болен?

Ну, не болен, и всё!

Шишкин увидел, что теперь уже всё равно всё пропало. Он вылез из-под одеяла, уселся на кровати и, свесив голову вниз, стал смотреть на пол. Ольга Николаевна обвела взглядом ребят, увидела меня и сказала:

— Почему же ты, Витя, говорил мне, что Костя болен?

От стыда я не знал куда деваться.

Почему же ты молчишь? Ты мне неправду сказал?

Это не я сказал. Это он сказал, чтоб я сказал.

Я и сказал.

Сколько слов почитали?

XVI. Подведение итогов

1. Каких видов чтения не было на уроке?

  • Учитель + ученик
  • Чтение “цепочкой”
  • “Будь внимателен”
  • “Эхо”
  • Чтение по ролям
  • “Спринт”
  • “Жужжащее чтение”
  • “Внимательный читатель”
  • Найди пропущенное слово

2. Чему учит этот отрывок из повести?

3. Какие выводы, по вашему мнению, сделал для себя Костя Шишкин?

XVII. Оценивание работы учащихся на уроке

ХVIII. Домашнее задание на выбор учащихся.

  1. Подготовить полный пересказ одной из частей 15 главы.
  2. Подготовить краткий пересказ по плану.
    • Шишкин болен
    • Секрет раскрыт
    • Обещание Шишкина
  3. Рекомендация: прочитать всю повесть Н.Носова “Витя Малеев в школе и дома”.

Презентация

Читать еще:


Новые материалы:

Экологический проект "Знакомые незнакомцы" :: План-конспект непосредственно образовательной деятельности "Коммуникация" в старшей группе по теме "Посуда" :: Конспект выставки картин художника О.И. Косырева на тему «Пейзажи средней полосы России» :: Открытое занятие в старшей группе «Сказочное путешествие снежинки» :: Занятие в подготовительной группе на тему "Мое имя самое красивое" :: Сомалийские пираты: откуда они появились и куда исчезли? :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Детские столы/Растущие парты / ДЭМИ / Растущая парта ДЭМИ ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD