Урок русского языка в 3-м классе "Правописание сложных слов" : Начальная школа

Урок русского языка в 3-м классе "Правописание сложных слов" : Начальная школа

Цель: формирование представлений о сложных словах, способах их образования и правилах написания.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение целей урока:

Учитель: Сегодня мы познакомимся с необычными словами. А что в них необычного вы сейчас догадаетесь сами. С чего мы начинаем наш урок?

Дети: С чистописания!

Учитель: Верно! Обратите внимание на это слово, оно записано на доске.

Чистописание   чисто    писать

О чём это слово нам говорит?

Дети: Что нужно писать чисто.
Выделение корня. Что вы заметили?

Дети: Два слова заменили одним.

Учитель: Действительно, два слова заменили одним, использовав в них два корня и соединительную гласную. Соединительными гласными могут быть о и е. В некоторых словах их может и не быть. Такие слова называются сложными словами.

3. А теперь сформулируйте и запишите тему урока.

Дети записывают, а потом читают тему урока.

Правописание сложных слов.

Учитель: Молодцы! Но прежде чем заняться правописанием слов, давайте пронаблюдаем, как эти слова образовались:

История 1. Давным-давно увидел человек необыкновенного зверя, у которого на носу рог. Как он назвал этого зверя?

Дети: Носорог

История 2. А у этого животного вообще дикий образ. Всё его тело покрыто иглами. Засмеялся человек, увидев его, и назвал зверя…

Дети: Дикобраз

Есть ли между корнями соединительная гласная?

История 3. А этот зверь был очень похож на медведя, но у него длинный нос и он поменьше размером. Он просто обожает есть муравьёв. За это его и прозвали…

Дети: Муравьед

От каких слов образовано это слово? Есть ли между корнями соединительная гласная?

Учитель: Теперь вы уже знаете, как человек образовывал сложные слова. А теперь поиграем в игру. Я буду читать вам загадки, а вы записывайте отгадки, выделяйте корни слов и соединительные гласные.

а) Паровоз без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл!
Прямо по морю пошёл!

б) Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, не чихает.

в) Летит птица небылица,
А внутри народ сидит
Меж собою говорит.

г) На что ни взглянет
Этот глаз –
Всё на картинки передаст.

д) Заворчу, зажурчу,
В небеса улечу.

Запись в тетрадях: пароход, фотоаппарат, пылесос, самолёт, вертолёт.

Разбор слов по составу.

4. Физкультминутка.

От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход,
Раз, два, он шагнул назад сначала,
Раз, два, а потом шагнул вперёд,
Раз, два и поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.

5. Упражнение в написании сложных слов.

Выделение основ и соединительной гласной.

а) Ответь одним словом:
Кто ловит птиц? (птицелов)
Кто варит сталь? (сталевар)
Кто разводит пчёл? (пчеловод)

б) Запись под диктовку:
Мясорубка, мышеловка, водохранилище, вездеход.

6. Творческая работа.

а) Прослушайте стихотворение И.Сурикова

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

б) Скажите одним словом, какая погода на улице.

Дети отвечают - снегопад.

Анализируем это слово.

Задание: придумайте и запишите текст на тему “Снегопад” (3-5 пр)

Возможны варианты.

Использование слов в тексте.

Медведь, гололёд, ледоход, полушубок.

7. Итог урока.

Чему учились на уроке?

Какие слова называются сложными?

Какие гласные могут соединять основы?

Как называются эти гласные?

8. Домашнее задание.

Подобрать и записать 6 сложных слов.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок письма "Хочу рассказать вам о своём родном крае" :: Закрепление изученного материала. Величины. 4-й класс :: Число и цифра 8 (1-й класс) :: Урок риторики в 3-м классе "Добрые дела - добрые слова" :: Урок — морское путешествие. Обобщение по темам: "Буквенная запись свойств сложения и вычитания", "Уравнения" :: Виктория и Абдул ( Victoria and Abdul ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list21.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list21.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list21.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Белый парень Рик (White Boy Rick), 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD