Урок русского языка в 3-м классе "Правописание сложных слов" : Начальная школа

Цель: формирование представлений о сложных словах, способах их образования и правилах написания.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение целей урока:

Учитель: Сегодня мы познакомимся с необычными словами. А что в них необычного вы сейчас догадаетесь сами. С чего мы начинаем наш урок?

Дети: С чистописания!

Учитель: Верно! Обратите внимание на это слово, оно записано на доске.

Чистописание   чисто    писать

О чём это слово нам говорит?

Дети: Что нужно писать чисто.
Выделение корня. Что вы заметили?

Дети: Два слова заменили одним.

Учитель: Действительно, два слова заменили одним, использовав в них два корня и соединительную гласную. Соединительными гласными могут быть о и е. В некоторых словах их может и не быть. Такие слова называются сложными словами.

3. А теперь сформулируйте и запишите тему урока.

Дети записывают, а потом читают тему урока.

Правописание сложных слов.

Учитель: Молодцы! Но прежде чем заняться правописанием слов, давайте пронаблюдаем, как эти слова образовались:

История 1. Давным-давно увидел человек необыкновенного зверя, у которого на носу рог. Как он назвал этого зверя?

Дети: Носорог

История 2. А у этого животного вообще дикий образ. Всё его тело покрыто иглами. Засмеялся человек, увидев его, и назвал зверя…

Дети: Дикобраз

Есть ли между корнями соединительная гласная?

История 3. А этот зверь был очень похож на медведя, но у него длинный нос и он поменьше размером. Он просто обожает есть муравьёв. За это его и прозвали…

Дети: Муравьед

От каких слов образовано это слово? Есть ли между корнями соединительная гласная?

Учитель: Теперь вы уже знаете, как человек образовывал сложные слова. А теперь поиграем в игру. Я буду читать вам загадки, а вы записывайте отгадки, выделяйте корни слов и соединительные гласные.

а) Паровоз без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл!
Прямо по морю пошёл!

б) Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, не чихает.

в) Летит птица небылица,
А внутри народ сидит
Меж собою говорит.

г) На что ни взглянет
Этот глаз –
Всё на картинки передаст.

д) Заворчу, зажурчу,
В небеса улечу.

Запись в тетрадях: пароход, фотоаппарат, пылесос, самолёт, вертолёт.

Разбор слов по составу.

4. Физкультминутка.

От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход,
Раз, два, он шагнул назад сначала,
Раз, два, а потом шагнул вперёд,
Раз, два и поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.

5. Упражнение в написании сложных слов.

Выделение основ и соединительной гласной.

а) Ответь одним словом:
Кто ловит птиц? (птицелов)
Кто варит сталь? (сталевар)
Кто разводит пчёл? (пчеловод)

б) Запись под диктовку:
Мясорубка, мышеловка, водохранилище, вездеход.

6. Творческая работа.

а) Прослушайте стихотворение И.Сурикова

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

б) Скажите одним словом, какая погода на улице.

Дети отвечают - снегопад.

Анализируем это слово.

Задание: придумайте и запишите текст на тему “Снегопад” (3-5 пр)

Возможны варианты.

Использование слов в тексте.

Медведь, гололёд, ледоход, полушубок.

7. Итог урока.

Чему учились на уроке?

Какие слова называются сложными?

Какие гласные могут соединять основы?

Как называются эти гласные?

8. Домашнее задание.

Подобрать и записать 6 сложных слов.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок русского языка по теме "Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме" :: Русская народная сказка "Два Мороза". 2-й класс :: Знакомство с буквой М. 1-й класс :: Смысл действия вычитания. 1-й класс :: Урок литературного чтения "Снегурочка". 2-й класс :: Призрак дома Бриар ( The Unspoken ), 2015 :: /Гостиные/Глейс / Ангстрем / Гостиная Глейс 6 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Контрольно-измерительные материалы по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» : Физика

В статье представлены материалы для текущего контроля знаний в 10-м классе по теме «Основы молекулярно-кинетической теории», а именно: основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование, основное уравнение МКТ, температура и ее физический смысл. Три проверочные и две контрольные работы выполнены в нескольких вариантах.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD