Урок развития речи в начальной школе и воспитание истинного патриотизма : Начальная школа

Сейчас по всем действующим программам начальной школы отдельный урок развития речи не предусматривается. На уроках русского языка обычно изучаются элементы лексикологии, синтаксиса; дети учатся писать изложения и сочинения (в основном, повествование), но работа эта, на мой взгляд, достаточно фрагментарна и объем ее невысок, в результате чего добиться у большинства учащихся высокого результата не удается.

С 2004 года у нас в Прогимназии в экспериментальном порядке ведутся уроки развития речи по программе Г.И.Банщиковой (1 час в неделю) На этих уроках мы имеем возможность более подробно поговорить и о порядке слов в предложении, и о логическом ударении, и о важных по смыслу словах и их месте в предложении в устной и в письменной речи, систематически расширять и углублять словарный запас детей, постепенно и более часто учиться писать сочинения разного вида (в том числе, рассуждение, с которым по все другим программам предусматривается только ознакомление; обычно дети в начальной школе пишут всего 1-2 подобных сочинения). При введении специальных уроков развития речи учащиеся пишут сочинения постоянно (и дома, и в школе); такая работа по развитию связной речи проводится не только при изучении тем “сочинение-повествование”, “сочинение-рассуждение” и “сочинение-описание”, но и при изучении лексики (“синонимы”, “антонимы”, “многозначные слова”, “омонимы”), и при изучении предложения. Общее количество сочинений, написанных учащимися при изучении данного курса, в десятки раз больше, чем раньше. И результат получается более высокий.

В качестве примера приведу работу на одном из уроков по теме “Синонимы” во 2 классе. Он посвящен изучению синонимов “Родина”, “Отечество” и “Отчизна” (и, конечно, в комплексе с ним и развитию связной речи). Задание на дом такое: написать сочинение на темы “Что я представляю, когда слышу слово “Родина” или “С чего начинается родина?” (на выбор). Эти названия тесно связаны со стихотворениями, изучающимися на данном уроке.

Сначала учащиеся сами пробуют определить и значение слов “Родина” и “Отечество”, и их происхождение, и делают это довольно точно. Сложнее со словом “Отчизна”, но и оно определяется детьми как произошедшее от слова “отче”, которое некоторые знают, и делается вывод, что все три слова – синонимы, только “Отчизна” - слово более редко употребляемое, более торжественное, чем слово “Родина”.

Затем проводится работа с известным текстом К.Паустовского, из которого хорошо видна связь однокоренных слов с корнем –род; списываем текст и выделяем корень в родственных словах. Далее находим в тексте синонимы: это слова “льется” и “течет”, причем акцент делается на разведении понятий “однокоренные слова” и “синонимы”.

Затем мы читаем три стихотворения о Родине (З.Александровой, В.Степанова и М.Пляцковского), проводим небольшую словарную работу (переносный смысл выражения “березка-скромница”).

Материал стихотворений дает также прекрасную возможность обратить внимание детей на визуальный или аудиальный характер изображения природы разными авторами (в стихотворении М.Пляцковского много слов, связанных со звуками: “слышишь песенку ручья”, “слышишь голос соловья”, “звон дождей и шум ветвей”, а у З.Александровой и В.Степанова, наоборот, все слова обращены к зрительному воображению: “старый дом”, “толстый тополь”, “ромашковый бугор”, “степь, от маков красная”, “золотая целина”, “солнце в небе голубом”, “золотистый хлеб”). Такая работа увлекает детей, она для них в новинку, и, может быть, впервые они задумаются над тем, как интересно устроен наш язык, позволяющий с помощью слова и видеть, и слышать, и чувствовать запахи.

Представленные ниже сочинения написали дома ученики 2 класса. Можно смело утверждать, что как устная, так и письменная речь детей наиболее интенсивно развивается тогда, когда тема, предложенная для высказываний и сочинений, близка детям, и им действительно хочется поделиться чем-то своим, важным для них. Хотя эти сочинения и были написаны дома, в преимущественной степени это делалось самостоятельно; помощь родителей, на мой взгляд, была минимальной. Это было видно и по высказываниям детей на уроке, когда они охотно говорили о своей семье, друзьях, родной природе, и по отдельным шероховатостям стиля в письменных работах, и из сопоставления уровня сочинений конкретных детей и их уровня развития устной речи. (Сочинения, где с большим пафосом говорится об огромных просторах, полезных ископаемых и великих подвигах, специально здесь не представлены именно потому, что, скорее всего, не могут быть продуктом истинно детского творчества).

На уроке у детей возникли интересные вопросы, что может служить достоверным показателем вовлеченности учеников в тему. Например, что является родиной, если человек родился не в России, а в другой стране; может ли быть у человека две родины; является ли слово “держава” синонимом к слову “родина”; какую страну считать Родиной, если дедушка белорус, мама родилась на Украине, а ребенок – в России. Каждый из этих вопросов мы обсудили, привели примеры, и дети с интересом слушали учителя и друг друга.

Сейчас в обществе ведется дискуссия о том, каким образом школа должна прививать юным гражданам любовь к родине. Среди других есть и предложение включить в учебный план специальный урок патриотизма, где, начиная с начальных классов, следует изучать с детьми символы государства, биографии президентов, историю патриотических войн и так далее. Я считаю, что эффекта от такой идеи для воспитания патриотизма не будет, так как дети очень чувствительны к фальши взрослых. Формальное изучение вещей, конечно, важных, но не воспитывающих истинную любовь к родине, скрытый призыв к резонерству могут принести больше вреда, чем пользы.

Настоящий патриотизм воспитывается не на специальном отдельном уроке, а тогда, когда тема любого урока (в данном случае это был урок развития речи), вызывает у детей яркий отклик и большое желание высказаться, а говорят они в возрасте 8 лет обычно искренне, заражая друг друга своим чувством радости, любви и даже гордости. И все это, заметьте, без малейшего нажима со стороны взрослого, поддерживающего любые детские высказывания (в том числе, и про толстого кота, который для ребенка тоже является частичкой родины, и в этом есть своя правда!)

Когда в начале следующего урока желающие читали свои домашние сочинения, дети внимательнее, чем обычно, слушали друг друга, а когда им особенно нравилось чье-то сочинение, они, не сговариваясь, начинали аплодировать (без стимулирования учителем). Примечательно, что и учителю больше нравились именно эти сочинения, хотя он одобрял все работы, из чего следует, что дети уже в этом возрасте проявляют задатки литературного вкуса.

Сочинения учащихся 2-го класса о Родине

Бобошко Надя

Когда я слышу слово “Родина”, я представляю ребенка, который стоит рядом с мамой, показывает на свой старый дом и произносит: “Вот наша Родина”. А иногда у меня в памяти вырисовываются картины из моей жизни: то я вижу мою квартиру на улице Дружбы, и как мои подружки играют во дворе, то мою колыбельку, и вообще я вспоминаю все, что было после моего рождения. Поэтому и слово “Родина” понимается так: Родина – это там, где ты родился. Может же быть так: один человек родился в России, и это его родина, а другой в США, и его родина – Америка.

Моя Родина – Россия, огромная и красивая, у нее есть и холодная зима, и жаркое лето, и прекрасная золотая осень. Я люблю свою Родину и не хочу никуда уезжать (только в туристическую поездку)!

Каминская Илона

Слово “Родина” необычное. С одной стороны, Родина у нас одна – Россия. Это наша большая Родина. С другой стороны, родина у каждого своя – семья, дом, школа. Это наша маленькая родина. Моя маленькая родина любит меня, учит, оберегает. Моя большая Родина огромна, красива, богата, крепка и отважна. Ведь люди России победили в страшной войне.

Я люблю свою маленькую родину и горжусь своей большой Родиной.

Минько Альвина

С чего начинается Родина? Наверное, со стука колес поезда на Украину. Родина – это то место, где я родилась и прожила полгода. Где мама меня впервые кормила. Где у меня есть друзья, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки и мой любимый дядя, который меня всегда щиплет и играет со мной. И еще в Харькове я собираю “ЛЕГО” с моей соседкой Настей. А когда я приезжаю на дачу, ко мне бегут мои друзья! А на Новый Год ко мне приходит один и тот же Дед Мороз и всегда мне дарит какое-нибудь платье! А в последний раз он мне подарил куклу Бэби-Бон. Я всегда мечтала о ней. В Харькове в доме не всегда работает лифт, но мы живем на третьем этаже, и я бегаю пешком, даже когда он работает. Дома у меня есть кот Филя, он такой тяжелый и толстый, что я его еле поднимаю! Что может быть лучше всего, ну, конечно же, Украина!

Батюхнов Никита

Родина для меня начинается с моего дома. Мой дом – это моя семья, мои самые близкие люди, которые меня любят. Именно здесь, рядом с родными людьми, мне тепло, уютно и спокойно.

Моя Родина начинается с красавицы яблони под окном на даче, с куста смородины, листочки которой так вкусно пахнут. Родина – это поле с огромным небом над ним, где мы пускали воздушного змея и любовались радугой. И лес, где так сильно пахнет земляникой и хвоей. Разлитый, как молоко, туман, в котором можно спрятаться…

Наверное, с этого начинается для меня Родина.

Макеева Марина

Что такое Родина?
Может, это спелая смородина,
Или сломанный велосипед,
Или девочка, которой девять лет?
Или все эти дремучие леса?
Или рыжая и хитрая лиса?
И синее море, и теплый ручей,
И много отзывчивых, добрых людей!

Читать еще:


Новые материалы:

Предпрофильный курс «Химия в профессиях» :: Общественный смотр знаний учащихся по теме «Периодический закон Д.И. Менделеева и строение атома» :: Металлов дружная семья. Урок химии в 9-м классе :: Игра "Информатика и я…" :: Тема урока: "Оператор цикла FOR…TO" :: Fast & Furious 9 (), 2020 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Стулья, табуретки/Стулья/Для кухни и гостиной / Афина / Стул Афина ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD