Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Аквариум – маленькая искусственная экосистема" : Начальная школа

Цели:

  1. Обобщить и конкретизировать знания об экосистеме, об искусственной экосистеме.
  2. Выявить взаимосвязь обитателей аквариума разных “профессий”.
  3. Развивать интерес к изучению дополнительного материала о природе.
  4. Развивать чувство любви к природе, понимание красоты и целесообразности каждой крупицы живой материи.

Оборудование: рисунок аквариума, рисунки обитателей аквариума; карта полушарий; таблица круговорот веществ в аквариуме; микроскопы, таблички с названиями “профессий” живых обитателей аквариума, книги об обитателях аквариума.

ХОД УРОКА

I.- Доброе утро. Пусть день будет ясным, а наш урок добрым. Пусть он откроет вам радость познания и радость общения.

II. Актуализация знаний.

- Что такое экосистема?

- Назовите “профессии” живых обитателей экосистемы.

- С какими экосистемами мы познакомились?

- Почему в природе одна экосистема может постепенно перейти в другую?

- Почему экосистема поля называется искусственной?

III. Сообщение темы, цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной искусственной экосистемой, маленькой по сравнению с экосистемой поля, с экосистемой аквариума.

- На уроке мы будем работать в 4-х группах:

  • историки-аквариумисты;
  • исследователи живых организмов аквариума трех профессий: производителей, потребителей, разрушителей. В течение урока создадим проект аквариума – маленькой искусственной экосистемы.

IV. Работа над темой урока.

1. Слово историкам.

Ученик: В толковом словаре С. И. Ожегова сказано: аквариум – это искусственный водоем или стеклянная емкость с водой для содержания рыб, водных животных и растений.

Из истории аквариума: первый аквариум появился в Китае во второй половине 14 века. Он был изготовлен из фарфора в виде огромного чана и очень скоро получил широкое распространение во дворцах знати и чиновников. Именно в Китае из обычного карася вывели разнообразные и причудливые виды золотых рыбок.

В России аквариумистика стала развиваться с конца XIX века. В 1901 году в Киеве был открыт завод аквариумных рыб – большое отапливаемое здание, в котором помещалось 250 бассейнов с декоративными рыбками.

Сегодня в аквариумах живет около 1000 видов рыб.

2. Работа по учебнику стр. 60, задание № 2.

- Рассмотрите иллюстрацию аквариума. Назовите неживые части экосистемы аквариума.

Сообщения детей:

Грунт – это мелкий гравий просеянный, промытый речной песок серого цвета. Мелкий песок желтоватого-оранжевого цвета непригоден – в нем соединения железа, которые вредны для рыб и улиток.

Так же на дно можно положить декорации, например, камни, коряги. Все обязательно дезинфицируют кипячением с добавлением соли.

Вода – может быть водопроводной, но ее обязательно надо отстоять трое суток.

3. - Назовите живые организмы, относящиеся к профессии “производителей”.

Ученик: – Чаще всего аквариумные растения неправильно называют водорослями. На самом деле – это цветковые растения с красивыми листьями, цветут они очень редко.

- Слово о производителях:

а) Эхинодорус амазонский. Родина – Южная Америка (Амазонка). Очень распространенное в наших аквариумах растение, т.к. весьма неприхотливое и достаточно красивое. В высоту достигает 30–40 см, растет равномерно в течение всего года.

б ) Роголистник темно-зеленый. Распространен в умеренно-теплых областях всего земного шара в стоячих и медленно текущих водах. Растет быстро, нетребователен к условиям содержания. Его можно выращивать как плавающим в толще воды, так и высаженным в грунт. Растение очень легко размножается делением стебля. Чтобы получить отросток достаточно маленького кусочка стебля.

4. - Назовите живые организмы, относящиеся к профессии “потребителей”.

- Слово о потребителях:

а ) Барбусы. Родина – пресноводные бассейны тропических областей Африки и Азии. Существует несколько видов этих рыб: полосатые (4–5 поперечных полос черного цвета), огненные, черные. Самцы имеют бойцовский характер, но их столкновения быстро заканчиваются и вреда друг другу не наносят.

б ) Сомик (материал в учебнике) родина – водоемы Южной Америки.

в) Меченосец. Родина – Мексика. Свое название получил благодаря своеобразной форме хвостового плавника, напоминающего меч.

г) Скалярия. Родина – реки Амазонка и Ориноко. Это одна из самых красивейших аквариумных рыб. Грациозность движений, манера спокойно и важно плавать придает скалярии особую декоративную ценность.

5. - Кто является в аквариуме разрушителями?

- Слово о разрушителях:

а) Катушка красная. Ее размер достигает двух см. раковина имеет окраску от розовато-серого до темно-красного оттенка.

Красные катушки подъедают остатки корма, упавшего на дно, снимают с поверхности воды бактериальную пленку, хорошо очищают стенки аквариума от обрастаний водорослями, уничтожают остатки гниющих растений.

б) В аквариумной воде огромное количество бактерий. Если вода в аквариуме мутнеет – это показатель увеличения размножившихся бактерий.

Человек регулирует биологические процессы с помощью технических приспособлений: лампы для освещения, компрессора для подачи кислорода в толщу воды, нагревателя воды для поддержания температуры.

6. - А чем питаются рыбы, моллюски?

Рачки: Циклопы, дафнии. Их человек может выловить сачком в пруду в летнее время, хранить в обычной стеклянной банке. Это прекрасный корм для обитателей аквариума, которые являются “потребителями”. Также можно кормить сушеными рачками, которых можно приобрести в специальных зоомагазинах.

7. Мир аквариума разнообразен и многочисленен.

8. Все живые организмы мы разделили по профессиям: производители, потребители, разрушители.

- Какой круговорот веществ они осуществляют в этой маленькой экосистеме, рассмотрим:

Учебник стр. 61, № 3, таблица- заполнение. Самостоятельная работа в группах.

Обобщение.

    “Профессия” живых организмов

    Дают другим организмам

    Получают от других организмов

    Производители Кислород, пищу – органические вещества Углекислый газ, неорганические вещества
    Потребители Углекислый газ, пищу – органические вещества Кислород, пищу – органические вещества
    Разрушители Неорганические вещества, углекислый газ Кислород, органические вещества

9. Подведем итог. В аквариуме живыми организмами поддерживается круговорот веществ. Значит, это экосистема. Почему искусственная?

Решим задачи для аквариумиста.

Стр. 60. Лена и Миша – по ролям читают.

- Кого из обитателей экосистемы Лена забыла поселить в аквариум?

Стр. 63, № 4

- Почему так нельзя содержать рыбок?

V. Итог. - Что дают человеку знания аквариума?

- Занятия аквариумом развивают у взрослых и детей чувство любви к природе, понимание красоты. Общение с прекрасным миром в стеклянных берегах избавляют человека от стресса, снижает кровяное давление, дает заряд энергии и бодрости.

- Поднимите руку те, кто получил заряд бодрости, радость общения, радость познания.

Домашнее задание: стр. 60–63, № 2, 5; нарисовать маленькую искусственную экосистему: террариум для крокодила, черепахи, для змеи.

Читать еще:


Новые материалы:

Математический турнир (6-й класс) :: Внеклассное мероприятие по теме "Жизнь и творчество И.Э. Грабаря" :: Литературный ринг :: Познавательная игра "Осенины" :: Классный час во 2-м классе "Кто в лесу живет, что в лесу растет" :: Рок Пес Рок Дог ( Rock Dog ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Для дачи/Мебель для сада/Плетеная/Стулья, Пуфы, Табуреты / Экодизайн / Стул Larisa 11/12 К ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD