Как помочь учителю в проведении словарно-лексической работы : Начальная школа

Как помочь учителю в проведении словарно-лексической работы : Начальная школа

ТЕМА 1. СЕМЬЯ. ДОМ. ШКОЛА.

Пословицы, поговорки.

СЕМЬЯ

Коли вся семья вместе, так и душа на месте.
Каково на дому, таково и самому.
Семья в куче – не страшна и туча.
Согласную семью и горе не берёт.
Не будет добра, коли в семье вражда.
В семье разлад, так и дому не рад.
Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Полна хата детей, так и счастливо в ней.
У отца с матерью за пазухой и на морозе тепло.
Коли есть отец и мать, так ребёнку благодать.
Дитя хоть и криво, а отцу с матерью диво.
Отец и мать – священные слова.
Птица рада весне, а дитя – матери.
Ребёнок без матери, что стол без скатерти.
Материнская ласка конца не знает.
Жалей отца с матерью, других не найдёшь.
Родную мать никем не заменишь.
Что материнскою рукой дано, то впрок пойдёт.
Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.
Птица в гнезде – до осени, а дети в дому – до возраста.

ДОМ

Хозяйство крепкую руку любит.
Без хозяина дом – сирота.
Хозяин добр – и дом хорош, хозяин худ – и в доме то ж.
Домом жить – не разиня рот ходить.
Хозяйство вести – не бородой трясти.
У доброго хозяина и пёс гладкий.
Плох хозяин, что вперёд не смотрит.

ШКОЛА

Грамоте учиться всегда пригодится.
Кто грамоте горазд, тот маху не даст.
Без грамоты – как без свечки в потёмках.
Грамота – второй язык.
Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота – чтобы знания черпать.
Знание – сила.
Знание – лучшее богатство.
Знания на плечи не давят.
Где нет знаний, там нет смелости.
Больше узнаешь – сильнее станешь.
Рука победит одного, знания поборют тысячи.
Кто знает дорогу, тот не спотыкается.
Чем умнее голова, тем легче плечам.
Мир освещается солнцем, а человек – знанием.
Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
Легко забыть то, чего не знаешь.
Без наук, как без рук.
Наука хлеба не просит, а сама хлеб даёт.
Тот живёт, не тужит, кто с наукой дружит.
Наука и труд всё перетрут.
Кто любит науки, тот не знает скуки.
Без муки нет и науки.
Повторять да учить – ум точить.
Чем больше терпенья, тем умней человек.
Ученье и труд рядом живут.
Учись смолоду – не помрёшь под старость с голоду.
Ученье – красота, а неученье – слепота.
Нужно учить не рассказом, а работой и показом.
Пример лучше правила.
Учи других – и сам поймёшь.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Век живи – век трудись, а трудясь - век учись.
Неучёная голова, что фонарь без огня.
За учёного двух неучёных дают, да и то не берут.
Учёный водит, а неучёный следом ходит.
Не стыдно не знать – стыдно не учиться.
Ученье – путь к уменью.
Алмазу нужна шлифовка, а человеку - образование.
Почитай учителя, как родителя.

Загадки

СЕМЬЯ

Белый зайчик прыгает по чёрному полю,
Следы оставляет. Дети их читают и стирают. (Мел, доска)

В этой узенькой коробке ты найдёшь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки – что угодно для души. (Пенал)

То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать. Что такое я? … (Тетрадь)

Я оставляю тонкий след, но жить он может много лет. (Ручка)

Новый дом несу в руке. Двери дома на замке.
Тут жильцы бумажные, все ужасно важные. (Портфель)

Белый камушек растаял – на доске следы оставил. (Мел)

Миллион задачек сразу мне решит помощник мой.
Он с одним огромным глазом и огромной головой. (Компьютер)

Чёрные, красивые, встанут в ряд – заговорят. (Буквы)

Разноцветные девицы заскучали без водицы. (Краски)

Пишет он, когда диктуют, он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком он раскрасил мой альбом. (Карандаш)

Маленький Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом ткнёт, там черту проведёт. (Карандаш)

Жмутся в узеньком домишке разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю:
Где была пустота, там глядишь – красота. (Цветные карандаши)

Что-нибудь без меня начертить сумей-ка,
Угадайте-ка, друзья, кто же я? … (Линейка)

Он – орудие моё. Им стираю не бельё.
Я стираю им ошибки.
Он в руках послушный, гибкий. (Ластик)

По полю ходила, клювом водила,
Стёжечку оставила, точечку поставила. (Ручка)

Как прилежный ученик, в школу он ходить привык.
Только зря его старания, ведь сам он без образования. (Ранец)

Какая водица только для грамоты годится? (Чернила)
Стоит высокий светлый дом. Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают, рисуют и читают. (Школа)

СЕМЬЯ. ДОМ

Живёт в нём вся вселенная,
А вещь обыкновенная. (Телевизор)

Поверчу волшебный круг,
И меня услышит друг. (Телефон)

Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)

За дверкой этой лёд и иней,
Здесь даже летом холод зимний. (Холодильник)

Пыль увижу – заворчу,
Заворчу и проглочу. (Пылесос)

В лесу родился, а в доме хозяйничаю. (Веник)

Гладит всё, чего касается,
А дотронешься – кусается. (Утюг)

Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)

Четыре телёнка, один хвост. (Вилка)

Ходит, ходит, а в избу не входит. (Дверь)

Еду я туда без визы на природные сюрпризы.
Эта частная страна мне для отдыха нужна. (Дача)

Маленькая собачка свернувшись лежит.
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

Что за кнопочка? Нажал,
У порога подождал,
И тебе открыли дверь.
Заходи, ты гость теперь. (Звонок)

У бабушки старой один только глаз,
Да хвостик-вьюнок, что пускается в пляс,
Когда она пляшет над снегом холста,
Всегда в нём оставит кусочек хвоста. (Игла)

Шевельнул бородкой гном,
И вошёл хозяин в дом. (Ключ)

Я порежу всё, что просишь, только руки береги,
Их могу порезать тоже, тут меня уж извини. (Нож)

Синий домик у ворот, угадай, кто в нём живёт?
В этот дом влетают вести, полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят – во все стороны летят. (Почтовый ящик)

С ножками, а без рук, со спинкой, а без головы. (Стул)

В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. (Собака)

Синонимы

Бережливый, экономный, расчётливый.
Вежливый, учтивый, корректный, предупредительный, обходительный, любезный, деликатный.
Владелец, хозяин, собственник, обладатель.
Вместе, совместно, сообща, заодно.
Гостеприимный, радушный.
Дети, ребята, детвора.
Добрый, душевный, сердечный, отзывчивый.
Дорогой, милый, родной, ненаглядный, желанный.
Единство, сплочённость, целостность.
Заботиться, беспокоиться, хлопотать, опекать.
Заботливый, внимательный, предупредительный, бережный.

1. Изучать, учить, проходить, штудировать.
2. Изучать, исследовать, постигать.

1. Исправлять, поправлять, выправлять, корректировать, править.
2. Исправлять, чинить, ремонтировать.

Кормить, питать, насыщать, откармливать.
Мать, мама, матушка.
Обдумать, рассчитать, взвесить.
Описывать, обрисовывать, изображать.
Отвечать, отзываться, откликаться.
Отец, папа, батя.
Ошибаться, заблуждаться.
Ошибка, промах, просчёт, погрешность.
Перерыв, пауза, интервал, перемена.
Повторять, твердить.
Показ, демонстрация.
Помощь, поддержка, содействие, подспорье.
Понимать, соображать, постигать, осмыслять, улавливать.
Послушный, покорный.
Правописание, орфография.
Правило, норма, закон.

1. Предмет, дисциплина.
2. Предмет, вещь.

Приглашать, звать.
Примерный, образцовый.
Приятный, симпатичный, славный, милый.

1. Проверка, контроль.
2. Проверка, испытание, проба, экзамен.

Разумный, сознательный, осмысленный.
Рассказ, повествование, описание, история.
Режим, порядок, распорядок.
Сравнивать, сопоставлять, соизмерять, соотносить.
Строгий, суровый, требовательный.
Строение, постройка, сооружение, здание, дом.
Учитель, преподаватель, педагог.
Учить, обучать.
Честный, порядочный.
Читать, декламировать.

Антонимы

Близкий – далёкий Одарённый - бездарный

Вежливый – грубый
Вместе – отдельно
Встречаться – расходиться
Гость – хозяин
Доказывать – опровергать
Жадность – щедрость
Запрещать – позволять
Засыпать – просыпаться
Знание – невежество
Истина – заблуждение
Истинный – ложный
Ласка – строгость
Лёгкий – трудный
Любить – ненавидеть
Мириться – ссориться
Молодой – старый
Мудрый – глупый
Наука – невежество
Научиться – разучиться
Общий – частный
Отечество - чужбина
Помогать - мешать
Поощрять - наказывать
Порядок - беспорядок
Похвала - порицание
Предок - потомок
Прилежный - ленивый
Просторный - тесный
Радовать - огорчать
Рассеянный - сосредоточенный
Рождаться - умирать
Рождение - смерть
Свой - чужой
Сходство - различие
Талант - бездарность
Тупой - сообразительный
Умный - глупый
Успех - неудача
Хвалить - ругать
Хороший – плохой

Фразеологизмы

Бабушкины сказки – выдумки, вздор.
Без сучка и без задоринки – легко и гладко, очень хорошо.
Бить баклуши – бездельничать.
Брать на карандаш – записывать.
Бросать слова на ветер – необдуманно говорить.
Держать в ежовых рукавицах – очень строго.
Глаз да глаз – строгий присмотр.
Глаз набит – очень опытный человек.
За словом в карман не лезет – находчив в разговорах.
Намотать на ус – твёрдо запомнить.
Наломать дров – наделать грубых ошибок.
Палец о палец не ударить – ничего не сделать.
Переменить пластинку – перейти к новой теме разговора.
Семи пядей во лбу – очень умный, способный.
Снимать стружку, отчитывать.
Спустя рукава – кое-как, без должного старания.
Ушами хлопать – слушать, ничего не понимая.
Уши навострить – слушать очень внимательно.
Шевелить мозгами – серьёзно думать.
Щёлкать как орехи – легко справляться.

Такой систематизированный материал будет хорошим подспорьем для учителей начальных классов, а также для самих ребят и их родителей.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок английского языка на тему «Современные технологии в нашей жизни» :: Формирование речевых умений аудирования на уроках английского языка в 6-м классе на примере темы «London» :: «The world around us» (Мир вокруг нас) :: Урок английского языка "Путешествие в волшебный лес". 2-й класс :: Урок экологии для 2-го класса: "Своеобразие тропического леса" :: Любовь и страсть. Далида ( Dalida ), 2016 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list26.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list26.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list26.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Оно ( It ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Разработка урока "Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления". Математика, 1-й класс. Первые шаги

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе интересен формой организации учебной деятельности: от заполнения сводной таблицы, отражающей причины, сущность изменения взглядов поэта по теме и наглядно демонстрирующей удивительное единство формы и содержания пушкинской лирики, до перевода информации из таблицы в опорную схему и создания нового речевого продукта – устного монологического ответа. Каждый этап работы сопровождается презентацией.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD