Урок русского языка по теме "Правописание "о" и "е" в окончаниях имен существительных после шипящих и "ц" : Начальная школа

Урок русского языка по теме "Правописание "о" и "е" в окончаниях имен существительных после шипящих и "ц" : Начальная школа

Методические указания к урокам см. в приложении 1.

Цель: Познакомить учащихся с правописанием «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук «ц».

Задачи:

  • Учить видеть проблему, сформулировать её, поставить цель для исследования.
  • Учить планировать ход работы, анализировать результаты исследования, делать выводы.
  • Продолжить развивать мыслительные операции: анализа, сравнения, обобщения.
  • Продолжать учить детей работать с интерактивной доской и макбуками.
  • Продолжить формировать волевые качества, коммуникативные отношения.

Оборудование: интерактивная доска mimio, макбуки, задания и инструктаж для каждой группы, карточки со словами по данной теме, карточки с буквами .

І. Организационный момент.

ІІ. Мотивация.

- Прежде, чем начать урок, давайте пожелаем друг другу ЗДОРОВЬЯ. Повернитесь друг к другу лицом.  Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони  друг к  другу, но не соприкасайтесь, будем «здороваться» пальчиками. Смотри комментарий (приложение 2).

желаю (большой)
успеха (указательный)
большого (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй  (вся ладонь).

- Садитесь. Проверьте, как вы сидите, как лежит тетрадь. Запишем число, классная работа. (Дети открывают тетради и записывают число, классная работа).

ІІІ. Введение знаний.

  1. Постановка учебной проблемы.

- На доске записаны слова. В чем будет состоять ваша задача? (Вставить орфограммы, объяснить их).

- А что поможет нам не ошибиться в выборе букв? (Необходимо определить склонение имени существительного и падеж, в котором оно стоит).

-Проверку мы будем осуществлять, используя карточки-сигналы. Если вы считаете, что нужно вставлять «о», поднимаете карточку с буквой «о», если «е», поднимаете карточку с буквой «е». Смотри комментарий (приложение 2).

Ученики записывают слова в тетрадях, выделяя части слова с орфограммами, объясняя их.  Дети по очереди работают  у доски, а дети на местах используют сигнальные карточки для проверки правильности ответа.

- А так же быть со словом «курицей»? Какую букву вставить?

- Сколько же в классе возникло мнений? Почему?

- Что особенного вы заметили в словах? (Мы не можем объяснить написание.)  

Учителю следует обратить внимание детей на основу данных слов. На какие буквы оканчивается основа. (На шипящие согласные и Ц).

- Кто может сформулировать тему урока? (Правописание О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц). (Вывешивается лист с названием темы урока).  

2. Групповая работа. Поиск решения.

- Чтобы решить эту проблему и не ошибиться, вы разделитесь на 4 группы. (Выбрать главного). Каждой группе будет дано свое задание. Будет дана инструкция, по которой вы работаете и сообщаете нам главный ВЫВОД.

ИНСТРУКЦИЯ:

  1. Прочитай слово.
  2. Найди ударную гласную, поставь знак ударения.
  3. Под безударной гласной в окончании поставь точку.
  4. Выделите окончание.
  5. Выделите основу. Обратите внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву.
  6. Обратите внимание, какая гласная будет стоять в ударных окончаниях, какая – в безударных.
  7. Сделайте вывод.

(Когда группы готовы к ответу учитель включает проектор, еще раз просит детей проговорить тему урока). Слайд №1.

После ответов групп, делается общий вывод. Слайд №2.

2. Работа с учебником.

- Давайте проверим наши предположения с правилом в учебнике. Откройте учебник на странице 65. (Дети читают правило и делают вывод, что они вывели правило верно).

- Вернемся к словам в задании №1. (Происходит разрешение проблемы). Смотри комментарий (приложение 2).

- Ребята,  оцените свою работу. Первое  – это то, как вы работали в группе. Вторая оценка на графике будет за правильность выполнения задания №1. Соедините точки, что бы у вас получилось начало ломаной.

(Дети оценивают себя на графике оценки). Смотри комментарий (приложение 2).

ІV. Физминутка.

- Давайте с вами отдохнём и одновременно закрепим правило.

-Мне нужны два помощника. У одного лист с буквой О, у другого с Е.  У вас на партах лежат карточки со словами, возьмите их,  вставьте нужную гласную букву, опираясь на правило, и подойдите к тому ученику, который держит «вашу» гласную букву.

(Дети садятся на места и оценивают свою работу).

V. Применение знаний.

1. Слайд № 3.

Напиши, как ты думаешь, кто с кем дружит  (по вариантам). Смотри комментарий (приложение 2).

Медведь с моржом; волчица с лисицей; барсук с ежом; бабочка с саранчой; петух с курицей; окунь с ершом; черепаха с ящерицей; воробей с грачом. Проверяется задание. Дети оценивают себя на графике оценки.

2. Работа с текстом «Что бывавет в классе…». Смотри комментарий (приложение 2).

Что  бывает  в классе, когда  учитель заболеет

В лесу за цветущим деревц_м встретился Медведь с учительниц_й  Лисиц_й,  которая шла к доктору.

- Как себя чувствуешь, кума? Когда я тебя заменял в твоем классе, Волчица зашла за своим малыш_м, а один ученик попал в нее мяч_м. Случайно, правда. Барсук с Еж_м закрылись в темнице, их пытались открыть ключ_м Куницы. Заяц с плач_м убежал от Белки. Крот задел своим плащ_м кастрюлю с борщ_м.

Скорее приходи в школу! Мы тебя ждем!

Проверяется задание. Дети оценивают свою работу на графике оценки.

. Итог урока

- Чему научились на уроке?

  • Домашнее задание.
  •  Самооценка деятельности на уроке.

Можно предложить детям оценить  аккуратность оформления работы,  активность на уроке. Построить график самооценки. Проанализировать его: как часто график опускался вниз; над чем еще предстоит работать и т. д.

Файл для работы с доской. Приложение 3.

Раздаточный материал. Приложение 4.

Читать еще:


Новые материалы:

Занятие в подготовительной к школе группе "Защитники земли русской", посвященное Дню защитника Отечества :: Открытый урок по английскому языку в 8-м классе на тему: "We are responsible for our planet!" :: "Лучшая комната", урок в 5-м классе :: Маленький ежик :: Концепция преподавания иностранного языка :: Похищение ( Kidnap ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list19.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list19.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list19.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Лицо со шрамом ( Scarface ), 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD