Урок окружающего мира в 4-м классе "Полезные ископаемые" : Начальная школа

Цели урока:

  • Организовать постановку детьми задач исследования, свойств горных пород.
  • Найти пути решения проблемы: любая ли горная порода является полезным ископаемым (путем проведения опытов с горными породами).
  • Учить, рационально распределять работу, выслушивать разные версии, выбирать наилучший вариант ответа.

Оборудование:

  • Горные породы: каменный уголь, мрамор, песок, глина, гранит, кварц, соль, мел, известь.
  • Инструменты: молоток, гвоздь, стекло, стаканы с водой, лупа.
  • Работы детей: сообщения; рисунки, выполненные углем.

Предварительная подготовка:

  • Экскурсия в городской музей.
  • Экскурсия в Нерюнгринский Угольный Разрез.
  • Индивидуальные задания (работы, рисунки).
  • Сбор коллекции полезных ископаемых Якутии.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка целей.
  4. Планирование.
  5. Практическая работа.
  6. Контроль.
  7. Оценка.
  8. Итог урока.
  9. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

– Сегодня мы продолжаем постигать тайны планеты Земля. А о чем мы будем говорить сегодня, давайте выясним.

2. Актуализация знаний.

Эта планета солнечной системы,   имеет шарообразную форму,  окружена воздушной оболочкой. Поверхность ее – горы, равнины, овраги. На поверхности – вода, почва, растительность, животные, люди. Внутри (в недрах) – ?

– Прочитайте текст, как вы думаете, о чем идет речь? (о планете Земля). Как вы озаглавите текст? (Земля)

– Что нам предстоит сегодня выяснить? (Что находится в недрах Земли, как она устроена, что внутри Земли ядро, о богатствах Земли).

– Что является богатствами Земли? (полезные ископаемые)

ПЕСОК   ГЕОЛОГ   ПОЧВА  
  ГРАНИТ   ВОДА   УГОЛЬ

– Все ли слова вам знакомы? Что в них общего? Какое слово лишнее? (геолог) Докажите почему? Оставшиеся слова разделите на группы.

Песок Почва
Гранит Вода

Уголь

 

– Как правильно назвать первую группу? (полезные ископаемые или горные породы)

3. Постановка целей.

– У нас получилось три мнения:

  • полезные ископаемые,

  • горные породы,

  • это одно и тоже

– Перед нами проблема – является ли любая горная порода полезным ископаемым. Для решения этой проблемы нам необходимо вспомнить, что такое полезные ископаемые и горные породы

– Найдите в толковом словаре понятия: “горные породы”, “минералы”, “полезные ископаемые”.

Горные породы – породы, слагающие земную кору. Из них образуются горы, они находятся под слоем почвы, на дне морей. Состоят из минералов. Минералы – однородные природные соединения. Полезные ископаемые – залегающие под землей природные вещества, свойства которых позволяют использовать их в хозяйственной деятельности человека.

– Все ли признаки полезных ископаемых мы знаем и можем назвать? Поставьте, пожалуйста, цель сегодняшнего урока (изучить свойства полезных ископаемых).

– А какие свойства вы знаете? (Цвет, запах, твердость, прочность, растворимость, горючесть, вкус)

4. Планирование.

– У вас на столах образцы горных пород, можем ли мы определить их свойства? Вспомните, какую цель мы с вами поставили (изучить свойства).

– Для чего мы их будем изучать? (Чтобы выяснить какие свойства горных пород использует человек и доказать или нет)

– Что мы должны получить в конце работы?

– По какому плану будем работать?

План:

  1. Название
  2. Состав
  3. Свойства
  4. Использование человеком

5. Практическая работа (групповая работа).

– Командиры групп получите задание, распределите работу в группах

  • Учащиеся проводят опыты, определяя свойства горных пород.
  • Заполняют таблицу.
  • Защищают у доски свою таблицу по плану (1 человек от группы).

Свойства

Горная порода

Способ определения

1. Цвет    
2. Запах    
3. Твердость, мягкость    
4. Прочность, хрупкость    
5. Сыпучесть    
6.Растворимость    
7. Тяжелее, легче воды    
8. Горючесть    
9. Другие свойства    
10. Состав    

6. Контроль.

– Все ли учла группа в своей работе по плану?

-Какая проблема была нами поставлена? (Являются ли горные породы полезными ископаемыми?)

К какому выводу мы пришли? (Да – если горные породы человек использует в хозяйстве)

7. Оценка.

– Оцените каждый свою работу на уроке по нашему плану.

У учащихся план на парте, они оценивают свои знания по каждому пункту плана.

– Кто поделится своим мнением?

8. Итог урока.

– Решили ли мы с вами проблему, достигли ли мы целей?

9. Домашнее задание.

Предлагаются следующие вопросы для обсуждения на следующем уроке:

  • Меняются ли свойства полезных ископаемых, при изменении их размера?
  • Можно ли по свойствам определить происхождение полезных ископаемых?
Читать еще:


Новые материалы:

Развитие логического мышления на уроках математики :: Урок математики в 1-м классе по теме "Число 10. Состав числа 10" :: Выступление на родительском собрании "Психологические особенности детей младшего школьного возраста" :: Экологическая игра для 1-го класса из серии "Войди в природу другом" по теме "Там на неведомых дорожках" :: Урок окружающего мира в 4-м классе. Тема: "Наш край" :: Как разговаривать с девушками на вечеринках ( How to Talk to Girls at Parties ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Мебель/Детская/Детские комнаты/Комнаты для подростков / New Joy / Гарнитур для детской Zuzo коричневый/белый/ ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Контрольно-измерительные материалы по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» : Физика

В статье представлены материалы для текущего контроля знаний в 10-м классе по теме «Основы молекулярно-кинетической теории», а именно: основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование, основное уравнение МКТ, температура и ее физический смысл. Три проверочные и две контрольные работы выполнены в нескольких вариантах.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD