Урок окружающего мира в 4-м классе "Полезные ископаемые" : Начальная школа

Урок окружающего мира в 4-м классе "Полезные ископаемые" : Начальная школа

Цели урока:

  • Организовать постановку детьми задач исследования, свойств горных пород.
  • Найти пути решения проблемы: любая ли горная порода является полезным ископаемым (путем проведения опытов с горными породами).
  • Учить, рационально распределять работу, выслушивать разные версии, выбирать наилучший вариант ответа.

Оборудование:

  • Горные породы: каменный уголь, мрамор, песок, глина, гранит, кварц, соль, мел, известь.
  • Инструменты: молоток, гвоздь, стекло, стаканы с водой, лупа.
  • Работы детей: сообщения; рисунки, выполненные углем.

Предварительная подготовка:

  • Экскурсия в городской музей.
  • Экскурсия в Нерюнгринский Угольный Разрез.
  • Индивидуальные задания (работы, рисунки).
  • Сбор коллекции полезных ископаемых Якутии.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка целей.
  4. Планирование.
  5. Практическая работа.
  6. Контроль.
  7. Оценка.
  8. Итог урока.
  9. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

– Сегодня мы продолжаем постигать тайны планеты Земля. А о чем мы будем говорить сегодня, давайте выясним.

2. Актуализация знаний.

Эта планета солнечной системы,   имеет шарообразную форму,  окружена воздушной оболочкой. Поверхность ее – горы, равнины, овраги. На поверхности – вода, почва, растительность, животные, люди. Внутри (в недрах) – ?

– Прочитайте текст, как вы думаете, о чем идет речь? (о планете Земля). Как вы озаглавите текст? (Земля)

– Что нам предстоит сегодня выяснить? (Что находится в недрах Земли, как она устроена, что внутри Земли ядро, о богатствах Земли).

– Что является богатствами Земли? (полезные ископаемые)

ПЕСОК   ГЕОЛОГ   ПОЧВА  
  ГРАНИТ   ВОДА   УГОЛЬ

– Все ли слова вам знакомы? Что в них общего? Какое слово лишнее? (геолог) Докажите почему? Оставшиеся слова разделите на группы.

Песок Почва
Гранит Вода

Уголь

 

– Как правильно назвать первую группу? (полезные ископаемые или горные породы)

3. Постановка целей.

– У нас получилось три мнения:

  • полезные ископаемые,

  • горные породы,

  • это одно и тоже

– Перед нами проблема – является ли любая горная порода полезным ископаемым. Для решения этой проблемы нам необходимо вспомнить, что такое полезные ископаемые и горные породы

– Найдите в толковом словаре понятия: “горные породы”, “минералы”, “полезные ископаемые”.

Горные породы – породы, слагающие земную кору. Из них образуются горы, они находятся под слоем почвы, на дне морей. Состоят из минералов. Минералы – однородные природные соединения. Полезные ископаемые – залегающие под землей природные вещества, свойства которых позволяют использовать их в хозяйственной деятельности человека.

– Все ли признаки полезных ископаемых мы знаем и можем назвать? Поставьте, пожалуйста, цель сегодняшнего урока (изучить свойства полезных ископаемых).

– А какие свойства вы знаете? (Цвет, запах, твердость, прочность, растворимость, горючесть, вкус)

4. Планирование.

– У вас на столах образцы горных пород, можем ли мы определить их свойства? Вспомните, какую цель мы с вами поставили (изучить свойства).

– Для чего мы их будем изучать? (Чтобы выяснить какие свойства горных пород использует человек и доказать или нет)

– Что мы должны получить в конце работы?

– По какому плану будем работать?

План:

  1. Название
  2. Состав
  3. Свойства
  4. Использование человеком

5. Практическая работа (групповая работа).

– Командиры групп получите задание, распределите работу в группах

  • Учащиеся проводят опыты, определяя свойства горных пород.
  • Заполняют таблицу.
  • Защищают у доски свою таблицу по плану (1 человек от группы).

Свойства

Горная порода

Способ определения

1. Цвет    
2. Запах    
3. Твердость, мягкость    
4. Прочность, хрупкость    
5. Сыпучесть    
6.Растворимость    
7. Тяжелее, легче воды    
8. Горючесть    
9. Другие свойства    
10. Состав    

6. Контроль.

– Все ли учла группа в своей работе по плану?

-Какая проблема была нами поставлена? (Являются ли горные породы полезными ископаемыми?)

К какому выводу мы пришли? (Да – если горные породы человек использует в хозяйстве)

7. Оценка.

– Оцените каждый свою работу на уроке по нашему плану.

У учащихся план на парте, они оценивают свои знания по каждому пункту плана.

– Кто поделится своим мнением?

8. Итог урока.

– Решили ли мы с вами проблему, достигли ли мы целей?

9. Домашнее задание.

Предлагаются следующие вопросы для обсуждения на следующем уроке:

  • Меняются ли свойства полезных ископаемых, при изменении их размера?
  • Можно ли по свойствам определить происхождение полезных ископаемых?
Читать еще:


Новые материалы:

Спортивно-массовое мероприятие "Олимпийское воспитание" :: Методическая разработка "Использование комплексных физических упражнений для разносторонней физической подготовки юношей 10-го класса" :: Использование здоровьесберегающих технологий с целью предупреждения нарушений и коррекции осанки детей младшего школьного возраста :: "Кто хочет стать миллионером?" (Игровое занятие по швейному делу) :: Программа элективного курса: "Практическая стилистика русского языка" :: Париж подождет ( Paris Can Wait ), 2017 :: Кровати с ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Мирабель Модель 379 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD