Урок русского языка по теме "Состав слов. Закрепление". 3-й класс : Начальная школа

Урок русского языка по теме "Состав слов. Закрепление". 3-й класс : Начальная школа

Цели урока:

  • обобщить знания об изученных орфограммах;
  • закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами, развивать орфографическую зоркость;
  • закрепить знания учащихся о составе слова, его значимых частях, однокоренных словах и формах одного и того же слова;
  • учить детей наблюдать, сравнивать и делать выводы, развивать речь;
  • развивать навыки индивидуальной работы;
  • прививать любовь к русскому  языку.

Оборудование урока:

  • картинки “Снежинка” и “Снеговичок”;
  • картинки с изображением комьев снега (7 шт.);
  • карточки с дифференцированным заданием;
  • карточки с творческим заданием;
  • таблички для составления слов и физминутки;
  • кроссворд для работы со словарными словами.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Подготовка рабочего места, посадка при письме, нацеливание на работу.

2. Минутка чистописания.

- Ребята, догадайтесь какую букву мы будем сегодня прописывать на минутке чистописания.

- Эта буква обозначает согласный звук, шипящий, всегда твердый, в словах может чередоваться со звуком г.

Правильно, это буква ж.

3. Объявление темы урока.

- Сейчас разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.

    1. Учебное помещение в школе. (Класс)
    2. Верхняя одежда. (Пальто)
    3. Корм для лошади. (Овес)
    4. Защитник Отечества. (Солдат)
    5. Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)
    6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
    7. Из чего состоит предложение? (Слова).

- Кто может назвать тему урока?

- Что называется корнем слова?

- Что называется приставкой?

- Что называется суффиксом?

- Что называется окончанием?

- Как пишутся приставки со словами? А предлоги?

- Молодцы, правила вы знаете! А теперь посмотрим, как вы их применяете на практике.

- Вернемся к нашей букве. На что она похожа? (Ответы детей).

- Действительно эта буква похожа на снежинку. Как называются осадки выпадающие в виде снежинок?

- Послушайте четверостишье И.Кравченко:

И стало вдруг белым-бело,
Земля притихла и смирилась.
Очарование прошло,
Снег выпал. Чудо совершилось!

- Что можно слепить из снега?

- К нам в гости сегодня пришел Снеговичок. Он приготовил для вас много интересных заданий.

4. Орфографическая работа.

Снеговичок состоит из снега, а вы должны образовать от корня снег однокоренные слова и записать их. Но задание он усложняет- на карточках записаны части слова при помощи которых вы должны образовать новое слово.

- Проверьте, правильно ли вы записали слова: снегурочка, снеговик, подснежник, снежный, снежинка, заснежил, снеговики.

- С помощью каких частей слова образовались новые слова? Какое слово “лишнее”? Почему?

- Правильно. Снеговики- это форма слова снеговик. Наверно Снеговичок хочет, чтобы у него был друг и нам надо слепить для него друга. Каждое выполненное задание это ком.

Задание (2 человека у доски):

    I-й вариант

    Разобрать по составу имена существительные женского рода.

    II-й вариант

    Разобрать по составу имена существительные мужского рода.

5. Работа по теме урока.

На парте лежат листы разного цвета(разноуровневое задание).

-Выберите то задание, с которым вы справитесь.

    1-й уровень

    Запиши, устранив в каждом ряду “лишнее” слово. Разбери слова по составу.

    А) нос, носильщик, носик, носатый

    Б) гусь, гусята, гусеница, гусыня

    В) циркуль, цирк, цирковой, циркач

    2-й уровень

    Суффиксы и приставки перепутали свои места и получились неизвестные слова. Помоги всем частям слова найти свои места. Подбери каждому слово однокоренное.

    клеспрои, прискморий, ушкизба

6. Физкультминутка.

- Внимательно читайте слова, которые я буду показывать, если в слове есть приставка, вы поворачиваетесь, друг к другу и обмениваетесь хлопками. А если в слове нет приставки- вы разводите руки в стороны.

подписать, писать, делать, зделать, вез, вывез, занес, перенес, нес

- Если вы были внимательными, то заметили ошибку. Какую? (Зделать - сделать)

7. Письмо по памяти.

Ребята, какой сейчас месяц? А вы знаете, что ноябрь – месяц "полузимник”. Пора холодных ветров и первого льда. В старину ноябрь величали “груднем” потому, что в этом месяце, смерзшаяся земля грудами лежит на дорогах. Есть у ноября и другие прозвища – “листогной”, “предзимник”. Но у ноября есть и свои приметы.

- Снеговичок хочет поделиться своими секретами.

На доске записан текст с пропущенными орфограммами.

– Ё. (на)опушке (у)строил н.ру –
Будет з.ма очен. тёплой (в)бору.
Если же (в)ч.ще н.ра, (в)глубине,
Будут м.розы тр.щат. (по)в.сне.

– Объяснить орфограммы, записать текст.

– Найдите в тексте слово, которое соответствует схеме: приставка, корень, 2 суффикса.

8. Работа в группах.

- Последнее задание Снеговичка очень сложное и интересное. Поэтому, что бы с ним справиться вы будете работать в группах. Но давайте вспомним, для чего служит окончание. Определите часть речи по окончанию: -а, -о, - ый,-ть.

     

    Пуськи бятые

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

- Калушата, калушаточки! Бутявочка!

Калушата присяпали и бутявочку стямкали.

И подудонились.

И Калуша волит:

-Оее, оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит:

- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-эюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

    (Л.Петрушевская)

- “Переведите” на русский язык текст этой необычной сказки.

- О чем она?

- Найдите в тексте два прилагательных, разберите их по составу. Расскажите об одном из прилагательных (число, род). Объясните, почему вы смогли справиться с этой задачей.

- Выпишите из текста первое предложение и выделите в нем грамматическую основу. Объясните, почему можно провести такой анализ искусственного предложения.

9. Итог урока.

Составьте слово по подсказкам:

А) в слове есть окончание и основа. Основа состоит из 3-х частей. Каких?

Б) корень, тот же, что и в слове обмен, в приставке есть 2 звука [э], которые обозначены буквой е, суффикс тот же, что в слове травка.

В) окончание - первая буква алфавита. Что это за слово?

- Молодцы, ребята!!! Мы выполнили все задания, которые приготовил нам Снеговичок и слепили для него друга. Потому что дружба - это замечательные и добрые отношения между людьми.

10. Домашнее задание.

- Сочинить сказку о частях речи.

Читать еще:


Новые материалы:

Использование мультимедийных технологий на уроках экономики. Разработка урока по теме: "Доходы и расходы семьи. Стоимость жизни" :: Применение программы «1С Предприятие: Бухгалтерский учет 8.0» для автоматизации деятельности предприятия :: Интерактивная деловая игра "Фондовая биржа". 6-й класс :: Игра "Счастливый случай". Внеклассное мероприятие :: Информатизация управления школой :: Лобановский навсегда, 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Детская/Детские кровати от 3 лет/Матрасы / Столлайн / Матрас односпальный Фантазия-Аккорд 900x2000 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс

В работе проверяются знания о строении атома и атомного ядра, умения работать с информацией, представленной в виде связного текста физического содержания, решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD