Жизнь древних славян : Начальная школа

Жизнь древних славян : Начальная школа

Цели:

  • Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;
  • Развивать устную речь, внимание, память, умение работать по карте;
  • Воспитывать интерес к истории родины и родного края;
  • Обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: физическая карта, карта расселения восточных славян, картины с изображением жизни славян, карточки, коробка с изображением «машины времени», музыка из мультфильма «Летучий корабль» русская народная песня «Лён-ленок».

Ход урока

I. Организационный момент

Дан звонок, и все мы смело
Примемся уже за дело
Путь нелёгкий предстоит
В даль дорога уж бежит
Мы промчимся чрез века
Через многие года
Пронесёмся над лесами
И окажемся мы с вами…
Далеко за тысячу лет…

– А поможет нам в этом Машина времени.

/Учащиеся берутся за поручни «машины времени», командир нажимает кнопку, на которой написан нужный век «5», а затем кнопку «старт». В это время несколько секунд звучит музыка из мультфильма «Летучий корабль»/

II. Работа над новой темой.

1. Вопросы к теме урока

– Вот мы с вами и совершили прыжок во времени. Мы уже в прошлом. Наш путь лежит по страницам истории отечества.

Русский историк Николай Карамзин говорил: «История предков всегда любопытна…»

И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью древних славян.

Перед вами вопросы, над которыми мы сегодня будем работать:

  1. Кто такие славяне?
  2. Расселение древних славян от Днепра до Волги.
  3. Быт древних славян.
  4. Боги, духи и фантастические существа.
  5. Праздники древних славян
2. Славяне и их происхождение

– Перед вами фотография скульптуры древней девушки славянки,

всмотритесь в её лицо, и вы увидите, как она похожа на нас. Мы с вами тоже славяне. СЛАВЯНЕ – это обширная группа племен и народов, принадлежащих к одной языковой семье, т. е. их язык был очень похожим. По особенностям языка славян разделили на группы: западные восточные, южные. Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью восточных славян, к которым в наше время относятся русские, украинцы, белорусы. /Показать на физической карте эти государства./

– Ученые-историки до сих пор спорят о происхождении славян. Одна группа утверждает, что первые славяне появились в 13 веке до нашей эры, а вторая группа говорит о том, что славяне появились только в 6 веке нашей эры. Поэтому, чтобы прекратить споры решили, временем появления славян считать промежуток времени, от 13 века до нашей эры, до 6 века нашей эры. 1900 лет понадобилось для возникновения славян.

3. Племена и их расселение

– Прошло несколько столетий, с тех пор как по берегам рек, на больших лесных равнинах поселились славяне. Они селились племенами. Каждое племя состояло из нескольких родов. Род – это семья. Значит, племя состояло из нескольких семей. Несколько племен - составляли племенные объединения. Сегодня мы на уроке говорим о племенном объединении восточных славян. К ним относились следующие племена: словене, кривичи, полочане, вятичи, дреговичи, радимичи, северяне, древляне, полоняне, угличи, волыняне.

– Где же расселились все эти племена?

По Днепру поселились поляне, на западе – волыняне, на северо-западе – древляне, по притокам Днепра, на реках Сож и Десна – радимичи, У истоков Волги – кривичи, На Оке и Москве-реке – вятичи, на севере на реке Волхов – славяне. От них же и пошло название всех народов Славяне.

4. Работа с учебником стр. 35

– Рассмотрите карту.

  • Что вы можете узнать с помощью данной карты о расселении славян?
  • Какие племена восточных славян вы можете назвать?
  • Как вы думаете, к какому племени мы можем отнести наших предков, живших в то время на территории города и района. Объяснить свой выбор. (Вятичи, кривичи)

– О жизни вятичей и кривичей, можно узнать в краеведческом музее нашего города. В музее мы можем увидеть женские украшения, того времени, орудия труда, посуду. Всё это было найдено при раскопках курганов, которые находятся на территории района, около деревень Прудки, Нагорное, Высельцы, Бережки. /Учащимся раздаются иллюстрации, с изображением орудий, труда, украшений, посуды./

Задание: Учащимся раздаются картинки, на которых нарисованы украшения, орудия труда, посуда и написано «мужчина женщина» Соединить стрелочками, что кому принадлежало.

5. Быт древних славян

Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле.

Дома древних славян были углублены в землю. Строились они из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток и коры, крыша тоже из жердей и покрыта соломой. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки на ночь закрывали досками или соломой, стёкол не было. В углу находилась, печь, сложенная из камня, которая обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась «по-черному», это значит, что трубы не было, а дым выходил, через окна, двери и отверстия под крышей. В доме находился стол и лавки. Постель заменяла солома, покрытая звериными шкурами.

– Из чего он построено, что находилось внутри, мы с вами выяснили.

– А где же располагались жилища?

6. Работа с учебником стр. 37.

– Чтение отрывка о домах славян. Рассмотреть картину учебника.

  • Какое место выбирали для поселения?
  • Почему выбирали именно такие места?
  • Что держали рядом с домом?
  • Каково было убранство дома древних славян?
  • Что служило посудой?
  • Из чего была одежда славян?

7. Занятия древних славян

Картина С. Иванова «Жизнь древних славян»

– Посмотрите внимательно на картину Сергея Иванова. Автор в своей картине старается показать все занятия славян.

  • Что вы можете сказать о занятиях древних славян? /Ответы учащихся/

– А вот на этих рисунках показана работа пахаря и кузнеца, их орудия труда. В наше время орудия труда немного изменились, их стали делать из другого материала.

– Скажите из чего сделан плуг?

8. Работа с учебником стр. 34

– Рассмотрите данный рисунок.

  • Что вы видите на рисунке?

– Славяне очень много трудились, чтобы обеспечить себя пищей и одеждой. Мы уже видели на картине, чем занимались наши предки, а теперь более подробно об этом узнаем. К занятиям мужчин относятся: охота, рыболовство, земледелие, бортничество

Кто такой бортник? Борть – это дупло диких пчел.

Женщины больше занимались домом. К занятиям женщин относятся: ткачество, прядение, шитье, врачевание.

Игра: «Помоги поймать рыбку». Учащиеся работают в парах. Детям раздаются картинки с изображением рыб. Картинки разрезаны на несколько частей. Учащиеся должны собрать картинку и назвать рыбу, которую помогли поймать./

Учебник стр. 36–37.

– Чтение отрывка о занятиях славян.

  • Какими были славяне?
  • Кто мог потревожить их жизнь?
  • Чем занимались мужчины?
  • На кого они охотились?
  • Чем занимались женщины?
  • Какую работу выполняли славяне сообща?
  • Как удобряли землю?
  • Каких животных разводили наши предки?
  • Что сеяли славяне?

III. Физкультминутка.

/Русская народная песня «Лён-ленок»/
/Учащиеся выполняют движения вместе с учителем./

Уж я сеяла, сеяла ленок,
Уж я сеяла, приговаривала,
Чеботами приколачивала
Я полола, полола ленок,
Я полола ленок, приговаривала,
Чеботами приколачивала.
Уж я дергала, дергала, ленок,
Уж я дергала, приговаривала,
Чеботами приколачивала.

9. Боги древних славян

– Вот мы с вами немного и отдохнули под народную песню. А знаете ли вы, что прежде, чем приступать к какому-то важному делу наши предки обращались за помощью к богам. Их было много, но сегодня мы познакомимся с особо почитаемыми богами древних славян.

Перун. Грозное славянское божество. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями Это был грозный бог, его считали ещё богом войны. В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба.

Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносились жертвы этому богу. И место это называлось храмом Перуна. Вот как древние писали о этом боге: Созижден (создан) высоко Перунов гордый храм,

Он тени распростёр далёко по горам;
Пред ним всегда горит неугасимый пламень
При входе утверждён краеугольный камень,
И камнем гибели народом наречён (назван)…

Сварог – бог неба, (Сваро – небо). Бог ненастья, ветров, ураганов. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нём готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог является покровителем кузнецов. Капризный бог, редко кому открывает секреты.

Даждьбог – сын Сварога. Бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает.

Велес – бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними.

Макоша. Одна из самых главных богинь восточных славян. «ма» - мать, «кошь» - корзина. Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ. От количества урожая, зависела судьба человека, поэтому и была ещё названа богиней судьбы.

Ярило - божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило – отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о теплом лете и хорошем урожае.

– Славяне считали, что их родною природу населяют духи и фантастические существа. Одни, по мнению славян, были добрыми духами, а другие - злыми.

Леший. Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда идет он лесом, то равен с лесом, когда идет по траве, равен траве, а людям всегда является в образе человеческом.

Домовой. ивет в домах. Если полюбит хозяина, то печется о хозяине, а не полюбит там хозяина разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой, около очага, т.е. печки.

Дворовой живет во дворе и ведет себя также как и домовой. Дружит с кошкой.

Русалка Полудухи женского рода. Живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего, бросаются на дно реки.

Кикимора. Дух сна и ночных приведений. Появляются только ночью.

Работа с книгой стр. 38.

– Чтение отрывка в учебнике.

  • Кто повелевает явлениями природы?
  • Какой бог был одним из самых главных?
  • Назовите фантастические существа.
  • О чем просили наши предки богов?

10. Праздники славян

– С почитанием различных богов и явлений природа, связаны были и праздники древних славян. Эти праздники дошли и до наших дней. Одни из них сохранили своё название, до нашего времени, а другие называются немного по другому. Сейчас мы с ними познакомимся. Одним из важных праздников славяне считали Праздник Ивана Купалы, который празднуется в наше время 7 июля. Праздновался этот праздник в честь бога Купало – бога лета, полевых плодов и летних цветов. Мы сейчас с вами прочитаем как праздновали этот праздник славяне.

Учебник стр. 38

Праздник берёзы и трав. В наше время этот праздник называется - Праздник Троицы.

– Что вы знаете про этот праздник?

Праздник сбора плодов, ныне Яблочный спас, празднуется 19 августа.

– Давайте и мы с вами соберем плоды.

Игра: «Собери плоды» Дерево с плодами: груши, яблоки. Плоды получат только те дети, которые отгадают загадку, записанную на яблоке или груше. Они называют цифру и ответ.

Святки с 7 января – по 19 января. Эти дни наши предки считали днями нечистой силы. Подземных богов и духов. С этими днями связаны такие сказочные герои как Баба-Яга и Кощей Бессмертный.

/Прослушать святочную колядку/

– О чем пели колядки?

– Кого в них прославляли?

Масленица праздник проводов зимы и встреча весны.

– А что устраивали славяне на масленицу, как вы думаете?

– А как же наши предки различали месяцы и дни?

/На доске висит таблица с названиями месяцев./

У древних славян были особые названия месяцев. Названия происходили от названий земледельческих работ. Сечень – рубка леса, сухий – сушка леса, березол – сжигание леса, серпень – жатва, вресень – молотьба.

Загадка:

С одного дерева по четыре угодья:
Первое – от тёмной ночи свет (лучина)
Второе – некопаный колодец (сок)
Третье – старому здоровье (веник)
Четвёртое – разбитому связь (береста)
О каком дереве идёт речь? (Берёза)

Игра: «Отгадай месяц». Учащимся предлагается карточка с названиями старинных месяцев и современных. Им надо соединить месяцы так, чтобы было правильно. Проверить./

IV. Закрепление изученного материала.

– Работа в рабочей тетради стр. 16. Задание 2.

– Сейчас нам предстоит вспомнить всё, что вы запомнили о жизни наших предков, восточных славян. /Учащиеся отвечают на вопросы../

  • Кто такие славяне?
  • Какие племена относятся к группе восточных славян?
  • Расскажите о домах славян?
  • Чем занимались наши предки?
  • Что вы запомнили о богах и духах славян?
  • Какие праздники славян дошли до наших дней?

/За каждый правильный ответ, учащимся дается жетончик./

Учитель:

Высока высота поднебесная,
Глубока глубина океан-море,
Широко раздолье по всей земле.
Глубоки омуты Днепровские,
Высоки горы Сорочинские,
Темны леса Брянские,
Черны грязи Смоленские,
Быстры светлы реки русские.

И всё эти земли защищали богатыри русские. Самым почитаем богатырем, у древних славян, был пахарь Микула Селянович, или как пишут авторы Микула Селянинович.

V. Итог урока

  • Что вы узнали о жизни древних славян?
  • Какие это были люди?
  • Какие моменты урока вам были интересны больше всего? Почему?

/Выставление отметок/

VI. Домашнее задание.

Стр. 34-38 прочитать. Задание №3 стр.39
Рабочая тетрадь стр. 15, карта.

Приложение.

Читать еще:


Новые материалы:

Внеклассное мероприятие, посвященное юбилею города Иркутска, "Мой любимый город". 8‒9-й класс :: Игра "Городские пижоны" :: Ученическая конференция по теме "Арал: вчера, сегодня, завтра…" :: Урок по новой истории на тему: "Английские колонии в Северной Америке". 7-й класс :: Гражданско-правовое образование как фактор формирования толерантного подхода к особенностям культуры различных народов, иного рода взглядам, нравам, привычкам :: Очень плохие девчонки ( Rough Night ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Матрасы/Матрасы / Ангстрем / Матрас Active roll (800х2000 мм) Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс

В работе проверяются знания о строении атома и атомного ядра, умения работать с информацией, представленной в виде связного текста физического содержания, решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD