Урок по окружающему миру в 4-м классе. Тема: "Волшебная восьмерка" : Начальная школа

Цель: сформировать у уч-ся понятия: о строении и работе сердца, большом и малом кругах кровообращения; научить ребят чувствовать свой организм; через практические задания в доступной форме познакомить с функциями органов; доказать пользу физических упражнений для сердца.

Оборудование: иллюстрация строения кровеносной системы, муляж сердца, карточки для работы у доски и для работы в группе, вырезанные сердечки с надписями.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка проблемы и актуализация знаний

  1. Осуждение творческих вопросов с прошлого урока с.26. Осуждение выполнения заданий № 6, 8, 9, 10
  2. Проблемная ситуация
    - Что несет кровь к клеткам тела, а что обратно? Выполнение задания 1.
    Диалог героев с.28. Гипотезы. (Главное – существует специальная транспортная система, доставляющая все необходимое каждой клетке. Эта система – кровеносная.)
  3. Актуализация
    Прежде чем ответить на проблемный вопрос, давайте вспомним.
  • Какие системы органов человека вы знаете? Какова их роль? (Опорно-двигательная система, органы пищеварения, органы выделения, органы дыхания, органы кровообращения, нервная система, органы чувств, кожа)
  • Распределите органы изученных систем по группам:

Органы, совершающие разную работу

Органы, восстанавливающие истраченные силы

Сухожилия

Желудок

Кости

Кишечник

Мышцы

Печень

 

Сосуды, сердце, легкие

 

почки

  • Разделите органы выделительной системы на две группы:

Органы, которыми можно управлять по желанию

Органы, которые действуют самостоятельно

Мочевой пузырь

Почки

 

мочеточники

  • Какие вещества необходимы для жизни клеток? ( Для жизни клеток необходимы вода, минеральные и органические вещества, полученные от пищеварительной системы, кислород – от дыхательной системы)
  • Какие газы поглощают и выделяют клетки тела человека? (Клетки тела поглощают кислород, а выделяют углекислый газ).
  • Как питательные вещества и кислород «добираются» к каждой клетке тела? (по крови)

- Сформулируйте тему урока.

- Сегодня мы познакомимся с очень важной для жизни человека системой – кровеносной.

3. Совместное открытие знаний

Рассмотрите рисунок стр. 28.

  • Как вы думаете, сколько раз пройдет капелька крови через сердце? (????)
  • Только два раза!
  • Сколько кругов кровообращения в кровеносной системе? (2 круга)

Работа в группах по карточкам.

Построить рассказ о путешествии крови поможет вам карточка и текст учебника.

В кровеносной системе __________ круга кровообращения. Они называются _______________________________________________________________________ .
Сосуды малого круга проходят через _______________________________. Поэтому его и называют легочным.
Сосуды большого круга несут кровь к _____________________________________ .
Сердце – удивительный и надежный мотор, насос, который работает в течение всей жизни (до 100-150 лет) без остановки и «ремонта».
Объясните, в чем причина такой неутомимости и работоспособности сердца, его мышц.

- Давайте рассмотрим с вами макет сердца.

Сердце есть у каждого человека. Оно подобно насосу подает кровь ко всем тканям и органам. Кровь доставляет им кислород, полученный из легких, и питательные вещества из переваренной пищи. Без кислорода и питательных веществ – углеводов, белков и жиров наши органы не могут ни существовать, ни работать.

Сердце - это особая машина. Она сокращается и расслабляется автоматически, без нашего приказа.

  • А хотите увидеть какого размера ваше сердце?
  • Для этого просто сожмите свои кулачки и посмотрите на них. Какой размер кулака у человека, такого приблизительно размера и его сердце.
  • Сердце у взрослого человека, примерно с кулак, расположено чуть слева от середины грудной клетки. Это один из самых главных органов. Каждый день оно делает 12 тыс. ударов, и когда вы спите, и когда бодрствуете. И ежедневно оно прогоняет по три литра крови через все ткани и органы по три тысячи раз!

Рассмотрите рисунок стр. 29.

Работа в группе.

Сердце разделено сплошной перегородкой на левую и правую половины. Кровь, богатая кислородом и кровь, насыщенная углекислым газом (смешивается, не смешивается). Но движется только в одном направлении, т.к. путь назад закрывает клапан.
К каждому органу подходят два кровеносных сосуда: aртерия и вена . По артерии кровь проходит от сердца , принося клетке все необходимые вещества. По вене кровь движется обратно к сердцу, унося отходы.

  • В стенках артерий находятся маленькие мышцы. Сокращаясь, они как бы подгоняют кровь, заставляя ее двигаться быстрее. Когда эти мышцы расслабляются, кровоток замедляется, и кровь в сосудах, начинает пульсировать.
  • Сердце можно не только увидеть, но и услышать.

ОПЫТ: Вы легко можете сами ощутить пульс у себя или у кого-нибудь другого. Положите пальцы на запястье или на висок. Толчки крови в сосудах, которые вы почувствовали, означает, что сердце сделало удар, т.е. сократилось, и послало очередную порцию по артерии.

Запишите свои результаты в тетрадь.

  • Когда мы приходим на прием к врачу, то он слушает ваше сердце с помощью фонендоскопа.
  • Как вы думаете, когда начало работать ваше сердце? (За 8 месяцев и 10 дней до вашего появления на свет)
  • Сердце – особая мышца. Вы уже знаете, что физические упражнения укрепляют мышцы и делают их сильнее и выносливее. Ну, а поскольку сердце тоже мышца, то регулярные занятия физической культурой и подвижные игры укрепляют и его. А если сидеть целый день без движения и ничего не делать, то рано или поздно сердце перестанет хорошо работать. Кроме того, если вы растолстеете от переедания, то сердце тоже растолстеет, а это очень вредно для здоровья. Когда вы бегаете или играете в какую-нибудь подвижную игру, сердце начинает сильнее биться и быстрее «перекачивать» кровь через все ткани и органы. Вы почувствуете, как оно колотиться у вас в груди после быстрого бега или физических упражнений. Это очень полезно, потому что такая тренировка укрепляет мышцу сердца.

4. ФИЗМИНУТКА

Сердце нужно укреплять путем тренировки, физического труда на свежем воздухе. Остерегайтесь перегрузки сердца!

  • Посчитайте свой пульс после физической нагрузки. Запишите результаты в тетрадь.
  • Восстанавливаем дыхание. Измерим пульс.
  • Сравните свои записи. Какой вывод мы можем сделать?

5.

- Если внимательно приглядеться к своим рукам, мы увидим синие жилки – это вены. В них гораздо меньше мышечных тканей. Из- за этого вены не сокращаются так, как артерии. Кровь, которая возвращается к сердцу по венам, как бы подталкивается сзади благодаря сокращениям сердца. Представьте локомотив, толкающий перед собой по рельсам длинный состав. Ваше сердце действует подобно этому локомотиву и гонит кровь по венам так же, как он толкает вагоны по рельсам.

- По мере того как артерии разветвляются и распространяются по всем тканям, они становятся все меньше и меньше, пока не превращаются в совсем крошечные сосуды – капилляры.

Определить роль капилляров с помощью учебника с.29. Работа в группе

Самые мелкие сосуды – это капилляры, они в 50 раз тоньше человеческого волоса. Именно через тонкие стенки этих мельчайших сосудов кровь каждой клеточке нашего тела отдает кислород и питательные вещества, а забирает вредные отходы.

Рис. на стр. 29.

  • Какие сосуды относятся к системе кровообращения? (Артерия, вены, капилляры).
  • Кровь в сосудах течет очень быстро, кровь течет в сосудах даже снизу вверх, преодолевая силу тяжести.

6. Просмотр видеофильма

DVD – часть 1 «Почему бьется сердце?»

- Что нового узнали из просмотренного фильма? Что запомнили?

7. Самостоятельное применение знаний.

Выполните задание № 3, 4

Артерию раскрашиваем красным цветом, а вену – синим. Между сосудами следует подписать капилляры.

Задание № 5, 6

  • Какое кровотечение опаснее: из артерии или из вены? Почему?
  • Кровотечение из капилляров и вен легче остановить, чем кровотечение из артерий, т.к. скорость крови в капиллярах самая небольшая.

8. Подведение итогов

- Объясните выражение: «Кровеносная система – главный «Транспорт» в организме».

(В каждую клетку тела кровь приносит постоянно из пищеварительной системы служащие источником строительных материалов и энергии органические вещества и от органов дыхания – кислород, необходимых для их окисления.)

  • Сегодня очень хорошо работали некоторые ребята, им в подарок я дарю сердечко, которое просит выполнять те или иные правила, чтобы оно было всегда здоровым.

 (Дети получают сердечки и читают эти правила)

  1. занимайся спортом
  2. не ешь много
  3. не переутомляйся
  4. спи не менее 10 часов
  5. соблюдай режим дня
  6. больше будь на свежем воздухе
  7. меньше смотри телевизор
  8. ешь больше витаминов

9. Домашнее задание

Читать еще:


Новые материалы:

"Сражаюсь, верую, люблю…" Литературный вечер, посвященный 85-летию Э. А. Асадова :: Карнавализация как стилевая тенденция в литературе 20-х годов. Карнавализация в романе М.Булгакова "Собачье сердце" :: Педмастерская по теме: "Жизнь - подвиг" (о жизни и творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой) :: Святое чувство материнства (по рассказу А.Платонова "Корова") (6-й класс) :: Петербург Ф.М. Достоевского :: Пианистка ( La Pianiste ), 2001 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Компьютерные кресла/Детская мебель/Компьютерные кресла / Nanotec / Детское компьютерное кресло Nanotec ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD