Урок истории с использованием конструктора LEGO по теме "Страна городов" (4-й класс) : Начальная школа

Урок истории с использованием конструктора LEGO по теме "Страна городов" (4-й класс) : Начальная школа

1. Проверка домашнего задания.

Класс разбит на 5 команд. Каждая команда получает вопрос-тест, на который она должна выбрать правильный ответ. В каждом ответе обведена буква.

Если выбрали правильный ответ, то представитель команды записывает ее на доске под номером команды. Должно получиться слово "город".

Задания:

1. Посуду делали Древние славяне из:

а) глины

б) металла

в) дерева

2. Праздник Ивана Купалы:

а) в честь воды

б) в честь Солнца

в) в честь Земли

3. Чем занимались мужчины в первобытном обществе?

а) выкапывали съедобные корешки;

б) ходили на охоту, рыбалку;

в) поддерживали огонь.

4. Это техническое изобретение ХХ века:

а) паровоз

б) автомобиль

в) компьютер

5. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а) земледелием;

б) бортничеством;

в) рыболовством.

2. Кроссворды.

Учитель: Чтобы узнать, в какие города мы отправляемся, вам надо разгадать кроссворды.

Кроссворд 1.

 

  1. Какое важное событие произошло в 998 году?
  2. Какой русский князь прославился своими военными подвигами?
  3. Как назывались дороги, связывающие между собой жителей Древней Руси?
  4. Как стали называть добрых молодцев, служивших на заставах?
  5. Кто был советниками и помощниками князя?
  6. К воротам какого города прибил щит князь Олег?
  7. Какие здания для молитв стали сооружаться на Руси после крещения?
  8. Как звали князя Красное Солнышко?

(Ответы:

1. Крещение.

2. Олег.

3. Водные.

4. Богатырь.

5. Бояре.

6. Царьград.

7. Собор.

8. Владимир)

По вертикали должно получиться слово "Новгород".

Кроссворд 2.

  1. Кто совершал набеги на Древнюю Русь?
  2. Назовите имя русского богатыря.
  3. На какой реке происходило крещение Руси?
  4. Как люди прозвали князя Олега?

(Ответы:

1. Кочевники.

2. Илья.

3. Днепр.

4. Вещий.)

По вертикали должно получиться слово "Киев".

3. Новая тема.

Слово учителя.

Итак, сегодня на уроке пойдет разговор о городах Древней Руси Киеве и Новгороде. Но, чтобы начать наш разговор о городах, надо узнать, как появились города. Мы уже знаем, как жили древние славяне, как выглядели их жилища, какими были поселки славян-землепашцев. У славян по-прежнему было много врагов, и для защиты от них они стали строить крепости. (СЛАЙД 1).

Прежде всего, нужно было выбрать подходящее место для крепости, где сама природа помогала бы защищаться от врагов. Таким местом был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги, их можно будет увидеть издалека. Кроме того, река с трех сторон надежно защищала крепость. (СЛАЙД 2). Со стороны, не защищенной рекой, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли ее водой. Получался рукотворный остров. На нем и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, а на валу ставили крепкую ограду из плотно прилегающих друг к другу заостренных бревен.

Хорошо защищенную крепость врагам взять было очень трудно. Для друзей же через ров перекидывался мост, который в случае опасности можно было легко и быстро поднять.

Такие поселки-крепости со временем стали называть городами - от слов "городить", "огораживать".

Центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался кремлем. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь.

Далее ребята по командам строят две башни, проездные ворота и части стены города из конструктора Lego. Затем на отдельной парте идет сборка фрагмента городской стены.

 

 

Работа по учебнику. (автор А.А.Плешаков)

- Найдите на карте (стр.41) города Киев и Новгород. На какой реке они стоят? К какому морю ближе расположен Киев? Новгород?

Далее дети рассматривают схемы этих городов на стр. 47 и выступают с подготовленными сообщениями.

Древний Киев.

Сообщение 1. В XI веке Древнерусское государство было хорошо известно в Европе. Столицей его был город Киев - историки того времени писали о нем как о крупнейшем городе Европы. Городу постоянно угрожали печенеги - воинственный народ, кочевавший со своими стадами на расстоянии одного конного дня пути от Киева. Поэтому город защищали валы, рвы, стены, башни.

Сообщение 2. Войти в Киев можно было только через ворота: Лядские, Угорские, Львовские и Золотые (СЛАЙД ;). Главные - Золотые - ворота получили такое название, потому что их створки были обиты золоченой медью. На этих воротах высоко над землей построили церковь, которая служила одновременно хорошим наблюдательным пунктом.

Сообщение 3. Ныне восстановленные Золотые ворота имеют следующий облик: это башня с зубцами высотой 14м; проездные ворота перекрывают с одной стороны подъемная деревянная решетка, а с другой - створками ворот, выполненных по образцу древних врат, сохранившихся в Новгороде. (СЛАЙД 5).

Сообщение 4. Летописцы называли Киев времен Ярослава "укреплением Востока". Ведь именно в это время на месте последней битвы с печенегами был построен Софийский собор (СЛАЙД 6). Софийский собор в Киеве - памятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Древнерусского государства. Заложен в 1037 году. 13-купольный кирпично-каменный храм в XI веке был украшен величественными мозаиками и фресками. С 1934 года является музеем-заповедником. В настоящее время передан Русской православной церкви. (СЛАЙД 7).

 Новгород.

Сообщение 5. Много богатых городов на Руси, но всех богаче был Новгород, что на реке Волхов, у Ильмень-озера стоит. Известен он в истории с 859 года. Почему же один из древнейших русских городов носит название нового города? Существуют разные предположения. Вот одно из них. На берегу Ильмень-озера, там, где берет начало река Волхов, в далекие-далекие времена возникло первое поселение. Потом жители облюбовали новое место. Так и возник город, который стали называть Новым. (СЛАЙД 8).

Сообщение 6. Как всякий город, Новгород одновременно был и крепостью (СЛАЙД 9). От незваных гостей его надежно защищали земляной вал, ров, могучие башни.

Сообщение 7. За стенами Новгородского Кремля блестели на солнце золотые купола собора (СЛАЙД 10), названного, как и в Киеве, в честь святой Софии. Предполагают, что оба храма воздвигли одни и те же мастера. Собор построен в середине XI века. Он был главным храмом, символом Новгорода. "Где святая София, там и Новгород", - говорили в те времена новгородцы. (СЛАЙД 11).

Далее идет чтение текста по учебнику на стр. 50-52 и подведение итогов урока.

 Перечень содержания слайдов:

  • 1 и 2 - строительство крепости
  • 3 - лес, на фоне которого будет собран построенный учениками город
  • 4 - гравюра Золотых ворот 1037 года
  • 5 - фотография Золотых ворот XXI век
  • 6 - гравюра Софийского собора в Киеве XI век
  • 7 - фотография Софийского собора XXI век
  • 8 - панорама города Новгорода
  • 9 - фотография башен Новгородского кремля
  • 10 - гравюра Софийского собора в Новгороде XI век
  • 11 - фотография Софийского собора в Новгороде XI век
Читать еще:


Новые материалы:

Роль диагностических исследований в формировании классного коллектива :: Классный час "Память, за собою позови…" :: Классный час "Обыкновенное чудо — Любовь" :: Как помочь детям в подготовке домашнего задания, хорошо учиться, быть успешным :: Интегрированный урок информатики и математики во 2-м классе :: Миссис Хайд ( Madame Hyde ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list13.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list13.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list13.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Отпетые напарники ( Skiptrace ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Разработка урока "Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления". Математика, 1-й класс. Первые шаги

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе интересен формой организации учебной деятельности: от заполнения сводной таблицы, отражающей причины, сущность изменения взглядов поэта по теме и наглядно демонстрирующей удивительное единство формы и содержания пушкинской лирики, до перевода информации из таблицы в опорную схему и создания нового речевого продукта – устного монологического ответа. Каждый этап работы сопровождается презентацией.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD