"Возникновение и развитие письменности". Внеклассное занятие по русскому языку : Начальная школа

"Возникновение и развитие письменности". Внеклассное занятие по русскому языку : Начальная школа

Форма: Путешествие на машине времени.

Оборудование: Презентация «Возникновение и развитие письменности» (Power Point) Приложение 1 или рисунки на доске, музыка.

Ход занятия

- Ребята, ответьте мне на один вопрос: Можно ли представить себе жизнь без телевизора? Трудно, но можно. У наших далеких бабушек и дедушек не было телевизора.

- А попробуйте представить жизнь без письменности! Когда-то такое было. Сегодня мы узнаем, как возникла письменность.

- Хотели бы вы попутешествовать во времени. А на чем путешествуют во времени? (На машине времени).

- Посмотрите на ленту времени. В какое время живем мы с вами? (XI век)

До нашей эры

Наша эра

VI тыс.лет

V тыс.лет

III тыс.лет

II тыс.лет

I век

II век

….

IX век

XX век

XI век

- Нам предстоит отправиться в далекое прошлое, чтобы узнать, как возникла письменность.

- Итак, представьте, что мы на борту машины времени, закрыли глазки и полетели! (звучит музыка)

Наша первая остановка VI тысяч лет до н.э.

- Как вы думаете, зачем людям понадобилась письменность? (передача информации на расстоянии и на длительное время).

- Сначала люди использовали различные предметы, чтобы передавать то, что они хотели сказать на большом расстоянии. Например, они использовали дым костра или звук барабана. А у перуанских инков существовало узелковое письмо, которое называлось кипу. На палочку они привязывали разноцветные шнуры с узелками. Прочитать такое сообщение можно было, если ты знаешь, что обозначают цвет, форма узла, порядок их расположения. Это письмо использовали для счета, а также, чтобы запомнить какое-нибудь событие.

- Кто вспомнит русскую поговорку об использовании узелков. («завязать узелок на память»).

- Мы путешествуем дальше. (звучит музыка)

Следующая остановка V тысяч лет до н.э.

- В это время появилась пиктография или письмо в рисунках. Давайте хором прочитаем это слово.

- Посмотрите, на одной скале нарисованы рисунки:

Рисунок 1

Лодка с гребцами, над ней месяц, три кружочка – солнца, а пониже пронзенные стрелами олени и дикие гуси. Что же это может означать? (варианты ответов)

- Рисунки говорят: Мы плыли на лодке один месяц и три дня. Мы нашли место богатое дичью, добыли много оленей и гусей. Плывите за нами.

- А используют ли в наше время люди пиктографическое письмо? (дорожные знаки, реклама).

- Помните, как по-разному мы понимали наскальный рисунок. Такие же проблемы были и у древних людей, и поэтому люди придумали другую письменность.

Люди придумали буквы - рисунки. Нарисуют, к примеру, бабочку. Это слово начинается с «Б», значит, читай «Б».

- Давайте попробуем прочитать такое слово (слово «книга»).

Рисунок 2

- Попробуйте написать слово, используя буквы-рисунки и загадать его соседу по парте.

- Удобно ли было такое письмо? Почему? (письмо получается очень длинное, и писать его нужно долго)

- Люди снова придумали новый вид письменности. Чтобы узнать какой, мы снова перенесемся в другое время. (звучит музыка)

III тысячи лет до н.э.

- Люди для простоты стали заменять некоторые рисунки значками, так получилось новое письмо идеография. Давайте прочитаем это слово хором.

Люди стали писать знаками.

- Рассмотрим для примера китайское письмо. Знаки в этом письме называются иероглифами. ( прочитайте хором).

- Посмотрите, как развивался иероглиф человек.

Рисунок 3

- А теперь определите сами, что же означает этот иероглиф (иероглиф гора).

Рисунок 4

Очень часто новые иероглифы образовывались путем повторения одного иероглифа. Например, иероглиф дерево.

Рисунок 5

- Что будет означать, если поставить рядом два таких иероглифа? (лес)

Рисунок 6

- А три иероглифа «дерево»? (чаща)

Рисунок 7

- Что же может означать сочетание двух иероглифов «человек» и «дерево»? (отдыхать).

Рисунок 8

- В Китае письмо иероглифами сохранилось до наших дней.

- В Древнем Египте тоже писали иероглифами, только выглядели иероглифы по-другому. Можете самостоятельно найти информацию об этом.

- А что происходило с письменностью у других народов. Для этого снова перенесемся в другое время на машине времени. (звучит музыка)

II тысячелетие до н.э.

- В это время у финикийцев появилась буквенная письменность. В финикийском алфавите каждый значок соответствовал звуку и обозначался буквой. Но финикийцы не изобрели букв для гласных звуков.

- Нам пришлось бы не просто, если бы мы попытались писать по-финикийски, без гласных. Попробуйте-ка догадаться – чтздснпсн! (что здесь написано).

- Посмотрите, как выглядели некоторые буквы финикийского алфавита.

Рисунок 9

- На какие буквы русского алфавита они похожи? (Р, Д, К, М)

- Финикийский алфавит заимствовали греки. Греки стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные звуки.

В каждой стране буквенная письменность развивалась по-разному, но все алфавиты произошли от финикийского и греческого.

- А мы, перенесемся сквозь время к нам на Русь и посмотрим, как развивалась письменность там. (звучит музыка)

Мы в IX веке н.э.

- В IX веке на Руси жили два брата Кирилл и Мефодий. Они создали две разные азбуки. Кирилл – кириллицу,

Рисунок 10

Мефодий – глаголицу.

Рисунок 11

- Кириллица состояла из 43 букв, а глаголица из 40 букв.

- Внимательно посмотрите на эти азбуки и скажите, какая азбука стала основой азбуки, которой мы пользуемся сейчас. (кириллица)

- Со временем азбука изменилась. Чем современная азбука отличается от кириллицы? (количеством букв, форма некоторых букв)

- Ребята, нам пора возвращаться домой в XXI век. (звучит музыка).

- Итак, мы с вами снова в нашем классе, в XXI веке 2009 года.

- Я думаю, сегодня вы узнали много нового и интересного. О возникновении, каких видов письменности вы сегодня узнали? (ответы детей).

- А чтобы вы не забыли наше занятие, я оставляю вашему классу узелок на память, как это делали перуанские инки.

Читать еще:


Новые материалы:

Деловая игра-аукцион "Диагностика успешности учителя" :: Выбор профессии — важный этап в деле самоопределения каждого человека :: Особенности стилей педагогической деятельности и педагогического общения педагогов образовательных школ в работе с детьми :: Реализация коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога во внеурочной деятельности. "Сердце добротой наполним" :: Когда уходит детство, или Юноше, обдумывающему житье :: Любовь и страсть. Далида ( Dalida ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Стулья, табуретки/Стулья/Для кухни и гостиной / Афина / Стул Афина ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD