Занятие из цикла "Знатоки литературы" по рассказу А.П. Гайдара "Чук и Гек" : Начальная школа

Подготовительная работа:

  • чтение детьми произведения,
  • просмотр фильма «Чук и Гек»,
  • подготовка детьми заданий классу по прочитанной книге.

Ход занятия

1. Рассказ о писателе.

Аркадий Петрович Голиков родился 22 января 1904г. в городе Льгове . Его родители, Пётр Исидорович и Наталья Аркадьевна работали учителями. В их доме неизменно присутствовал дух знаний и поэзии. С 1912 года семья переехала жить в Арзамас. Здесь прошли два счастливых года жизни Аркадия. Здесь он поступил в 1 класс реального училища. Он отлично учился, особенно по литературе, сочинял стихи, участвовал в самодеятельных спектаклях, выступал на вечерах.

Но в 1914 году началась Первая мировая война, и отца Аркадия в первые же дни забрали на фронт. Сын активно принимал участие во всех событиях в городе и обо всём писал отцу на фронт. Но он и сам стремился в армию, и с 1919 года (в 15 лет) поступил на курсы командиров РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии). К 17 годам Аркадий становится командиром полка, а затем командующим целым боевым районом. Но в 1923 году из-за ранения заболел, долго лечился и был уволен в запас.

«С тех пор я стал писать. Вероятно, потому, что в армии я был ещё мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была жизнь, как оно всё начиналось да как продолжалось, потому что повидать я успел всё же немало» - пишет сам Гайдар в 1937 году в своей автобиографии. Его произведения «Школа», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Тимур и его команда» и другие любимы уже несколькими поколениями читателей.

С первых дней Великой Отечественной войны Гайдар ушёл на фронт военным корреспондентом газеты «Красная звезда», воевал в партизанском отряде и погиб 26 октября 1941 года, прикрывая отход товарищей. На месте гибели и на родине Гайдара установлены памятники, но лучший памятник писателю – это его книги, которые читают и перечитывают до сих пор.

2. Работа по произведению А.П.Гайдара «Чук и Гек»

1) Ответьте на вопросы по содержанию текста:

Перечислите всех героев рассказа в том порядке, в котором они появлялись по ходу действия в произведении. (Папа, почтальон, Чук, Гек, мама, проводник, пассажиры вагона, ямщик, сторож, собака Смелый, геологи)

Расставьте иллюстрации к произведению по порядку сюжета (иллюстрации прилагаются – для занятия выбраны одни из первых иллюстраций к данному произведению )

В каком городе жили Чук и Гек? Как об этом можно догадаться по тексту? (Москва)

Как долго папа не был дома до того, как пригласил семью в гости? (год)

В каком месяце пришло письмо от папы с приглашением в гости? (декабрь)

Как Чук и Гек готовились к далёкому путешествию?

Из-за чего они поссорились перед отъездом?

Почему братья решили скрыть пропажу телеграммы?

Какой выход из положения придумал Чук, чтобы им не попало? Как по-вашему, промолчать о чём-то – это соврать или нет? Что же лучше – промолчать или соврать?

В какое время суток поезд, на котором уезжали Чук и Гек, отходил от московского вокзала? (поздно вечером)

По какой причине Гек проснулся ночью в поезде?

Кто пристыдил Гека за хлопанье скамейками? (проводник)

Как называется поезд с вооружением, обшитый бронёй? (бронепоезд)

В какое время суток поезд подъехал к станции, где маму и братьев должен был встретить папа? (утром)

Сколько километров оставалось ехать от станции до того места, где жил отец? (сто)

Какое животное заинтересовалось братьями, пока мать ходила за ямщиком? (козёл)

Что нашёл Чук за печкой в избушке, где ночевали в пути? (пружину)

О каком звере подумал Гек ночью, услышав звуки за окном, и кто это оказался на самом деле? (медведь, лошадь)

Сколько человек жили и работали на разведывательно - геологической базе №3? (десять)

Как мать узнала, что отец посылал им телеграмму? (из разговора со сторожем)

Что было написано в телеграмме? («Задержись выезжать на две недели. Наша партия срочно выходит в тайгу».

Зачем сторожу нужно было на двое суток в тайгу уйти? (Сказал, что проверять капканы, а на самом деле пошёл к отцу, чтобы сказать, что его семья уже приехала)

Что можно сказать о стороже по этому поступку? Какие ещё его слова и дела подтверждают, что это добрый и любящий детей человек, который за внешней суровостью скрывает это?

Зачем Гек спрятался в сундуке? (хотел всех напугать)

Почему задержались мать и Чук, когда ходили за водой? (Чук потерял варежку)

Как звали собаку сторожа, которая нашла Гека? (Смелый)

Что принёс сторож от отца? (ключ от комнаты и письмо)

Из чего придумали Чук и Гек делать игрушки на ёлку?

Что принёс им сторож для этих поделок? (серебряную бумагу от завёртки чая и кусок воска для свечей)

Какой «секрет» для отца приготовили Чук и Гек на ёлке? (по фильму – хлопушку с письмом)

Какой подарок на Новый год подарил мальчикам сторож? (по фильму – белку)

Из выделенных слов попробуйте составить кроссворд. (Слова: Москва, год, декабрь, бронепоезд, пружина, медведь, лошадь, Смелый, белка)

2) Впишите загаданные слова, возьмите из них указанные буквы и составьте из них фамилию Чука и Гека:

Название гор, возле которых работал отец Чука и Гека (Синие)

Какой фрукт лежал на столике в купе, где ехали Чук и Гек? (апельсин)

Что потеряли Чук и Гек перед отъездом к отцу? (телеграмму)

Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес? (ружьё)

Профессия отца Чука и Гека (геолог)

Человек, который управляет лошадьми, запряжёнными в сани (ямщик)

Куда спрятался Гек, чтобы напугать мать и Чука? (сундук)

Остроконечный капюшон с длинными концами, надеваемый поверх головного убора (башлык)

Фамилия Чука и Гека Серёгины

3) Назови по описанию животных, которых Чук и Гек видели в тайге по дороге к отцу:

Среди этих зверьков есть травники, колосники, листопадники; охотники считают его хитрым, потому что выследить его по запутанным следам очень трудно. (зайцы)

Этот зверёк в разное время года может питаться насекомыми, гусеницами, иногда мышами и рыбой, ловит птиц и таскает из птичьих гнёзд яйца, грызёт сброшенные лосями рога, ест почки деревьев, орехи, семена елей и сосен. Его злейший враг – куница. (белка)

Птенцы этой птицы могут появиться на свет в любое время года, даже чаще зимой, в течение жизни у этой птицы меняется форма клюва, а трупики этих птиц, в отличие от других, не разлагаются 15 – 20 лет (клесты)

Крупная хищная птица, ведущая ночной образ жизни, приносит большую пользу лесу и сельскому хозяйству, истребляя грызунов. Считается символом мудрости. (сова)

Среди этих животных есть и северные, и пятнистые, и благородные. Их рост может достигать 2 метров, а длина рогов до 93см. Но этот великан – совершенно безобидное животное, питается растительной пищей, очень пуглив, держится обычно стадами (олени)

4) «Математика в литературе»

1. Вспомните нужные числа из произведения и посчитайте, сколько километров отделяло Чука и Гека от отца. (1000+1000+100=2100км)

2. Ответьте на следующие вопросы:

  • Сколько дней папа не был дома? (365)
  • Сколько минут (самое меньшее) мама не позволяла драчунам играть вместе? (60)
  • Сколько дней мать собирала Чука и Гека в дорогу? (7)
  • Сколько дверей купе выходило в коридор вагона? (10)
  • Какую плату просил ямщик за то, чтобы довести их до места? (100 руб.)
  • На сколько дней отец просил задержаться с выездом? (14)
  • Какое время показывали часы, когда люди во всех уголках нашей страны слушали бой кремлёвских курантов? (12)

Вставьте полученные числа в цепочку в порядке убывания и выполните необходимые действия. Вы узнаете, сколько раз переиздавались книги с произведениями А.П.Гайдара.

         -          -       +       -       +       -    =

Почему же книги Гайдара так любят и до сих пор читают дети и взрослые и в нашей стране, и в других странах?

Давайте прочитаем последний абзац произведения:

«Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной»

- А что же для вас счастье?

Урок завершается финальной песней из фильма «Чук и Гек».

Приложение 1

Приложение 2

Читать еще:


Новые материалы:

Урок-путешествие "Времена года" :: Отрывок из поэмы И.А. Бунина "Листопад" (литературное чтение. 4-й класс). УМК "Школа России" :: Урок по теме "Обобщение правил о правописании корня" :: Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов на уроках русского языка в УМК "Школа XXI века" :: Мастер-класс по теме "Формирование здоровьесберегающего пространства и применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе :: Мадам ( Madame ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Стенки для прихожей/Модульные прихожие / Витра / Стенка для прихожей Маргарита-2 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD