Русский язык "Сложные слова и их написание" (3-й класс) : Начальная школа

Цель:

  1. Познакомить учащихся со сложными словами и их написанием; учить находить в словах корни.
  2. Развивать мышление и речь учащихся.
  3. Воспитывать интерес к урокам русского языка, любовь к родному языку.

Оборудование:

  • предметные и сюжетные картинки;
  • карточки с корнями слов и гласными О, Е;
  • цветик-семицветик;
  • опорные слова: сложные слова. соединительные гласные О, Е;
  • карточки с текстом.

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности.
  2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
  3. Постановка учебной проблемы.
  4. Построение проекта выхода из затруднения.
  5. Первичное закрепление во внешней речи.
  6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
  7. Включение в систему знаний и повторение.
  8. Рефлексия деятельности.

Сценарий урока

1. Самоопределение к учебной деятельности.

(На доске открывается цветик – семицветик) (Слайд 1)

– Узнали ли вы этот цветок?

(Да, это цветик – семицветик.)

– Из какой он сказки?

(“Цветик – семицветик” В. Катаева)

– Кому помог этот цветок?

(Он помог мальчику, который не мог ходить.)

– Нам этот цветок тоже поможет. Вспомните, когда лепестки совершали чудо?

(Когда произносили заклинание.)

– Какое заклинание нужно произнести?

(1 ученик отрывает лепесток и читает)

Лети, лети лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по – моему вели. Вели чтобы …

– Что же мы пожелаем?

(Попросим помощи в преодолении затруднений.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

– Давайте прочтём слова на лепестках, определим, какая орфограмма есть в этих словах, выделим корень.

-вод-, -ход-, -мор-, -сад-, -вод-, -звезд-, -пад-

– Можно ли из этих корней образовать новые слова, не добавляя никаких частей слова?

(Нет)

3. Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.

– Что же нужно добавить, чтобы получились слова?

(…)

– Давайте попробуем узнать, нет ли в русском языке такой части слова, которая нам в этом поможет.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

– У вас на столе лежат карточки с корнями слов и буквами И,О.

Попробуйте построить новые слова.

(Дети пытаются сложить слова.) (Слайд 2)

– Как же можно построить новые слова?

(Если два корня соединить с помощью буквы О, получится слово водопад)

– Запишите это слово. Сколько в нём корней?

(В этом слове 2 корня –вод– и –пад-)

– Выделите корни. Как получили это слово?

(Два корня соединили с помощью буквы О. А если соединить корни -мор– и -ход– с помощью гласной Е, то получится слово мореход)

– Сколько корней в этом слове? Выделите их. Как получили слово?

(В слове 2 корня, их соединили с помощью гласной Е.)

(Аналогичная работа ведётся с другими корнями.)(Слайд3)

Как мы получили новые слова?

(Мы соединили 2 корня с помощью гласных О, Е.)

– Вы правильно заметили, мы соединили корни с помощью гласных О,Е. Эти гласные называются соединительными.

(На доске появляются опорные слова.) (Слайд 3)

– А как же называются такие слова?

(…)

– Слова, у которых два и более корня называются…

(Если кто-то назовёт, спросить почему. Если нет, ведётся работа по странице 89 в учебнике.)

– Откройте учебник на странице 89. Как же называются слова, у которых 2 корня? Почему?

Физминутка.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

– Давайте попробуем образовывать сложные слова. Как это можно сделать?

(Нужно 2 корня соединить гласными О или Е.)

(На магнитной доске прикреплены корни слов и соединительные гласные. Дети образуют слова и записывают их, выделяют корень. По 1 ученику работает у доски с проговариванием.)

снег, гол, пад, лаз, лёд, ход, вот, пеш, руб, лес, мор

(Снегопад, гололёд, лесоруб, пешеход, мореход, водолаз)

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

– У вас на столе есть текст, в котором использованы сложные слова. Прочтите этот текст. Выпишите сложные слова, выделите корень, подчеркните соединительную гласную.

В горах.

Осенью наш класс отправился в горы. В лесе на склонах гор было очень красиво. Листопад усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках не поросших лесом возникла опасность камнепада. Всех поразила красота горной реки Белой. Водопады поднимали мириады брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – звездопад.

– На доске записаны сложные слова из текста, проверьте, все ли вы выписали.(Слайд 4)

7. Включение в систему знаний и повторение.

– Как называются слова, имеющие 2 или более корня?.

(Сложные.)

– Давайте попробуем образовать слова от пар слов записанных на доске. (Слайд 5)

Ходит пешком –
Сам летает –
На носу рог –
Лес рубит –
Лазит по скалам –

– Составьте с одним из этих слов предложение, запишите его.

(Дети записывают предложение, несколько учащихся зачитывают свои предложения.)

8. Рефлексия деятельности.

– Чему мы учились сегодня на уроке?

(Мы учились составлять сложные слова.)

– Как можно составить сложное слово?

(Нужно соединить 2 корня соединительной гласной Е или О.)

– А вы знаете, когда нужно писать соединительную гласную О, а когда Е?

(Нет, пока не знаем.)

– А хотите узнать?

(Да.)

– Зачем вам это нужно?

(Чтобы грамотно писать.)

– Этому мы будем учиться на следующем уроке. Дома придумайте и запишите 5 сложных слов. Старайтесь придумать слова, с которыми мы не работали на уроке. (Слайд 6)

Презентация

Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированный урок (биология + физкультура) "Позвоночник - ключ к здоровью" :: Сюжетно-ролевая игра "Путешествие в лес" :: Контрольный урок по разделу "Гимнастика" в 10-м классе (в форме малых олимпийских игр) :: Программа "Формирование элементарных навыков здорового образа жизни в условиях группы продленного дня" :: Программа воспитания здорового образа жизни школьников "Здоровье" для специальных коррекционных общеобразовательных школ VIII вида :: Первому игроку приготовиться ( Ready Player One ), 2018 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Стеллажи и Перегородки/Полки / Riva / Полка для перегородок Рива А.ЭКР-2 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как накачать предплечья гантелями

Как накачать мощные предплечья – упражнения со штангой и гантелями Наряду с бицепсами и трицепсами, по-настоящему атлетичный вид мужским рукам придают мощные...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как заниматься спортом дома для похудения

Как самостоятельно начать заниматься спортом дома с нуля В любом деле самое главное – мотивация, а тем более в таком нелегком, как занятия спортом. Большинство...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как накачать крылья отжиманиями от пола

Как накачать крылья | Фитнес и бодибилдинг Хорошо развитые «крылья» смотрятся достаточно эффектно, визуально делая спину намного шире, что является немаловажным...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Прыжки на скакалке для похудения таблица прыжков

Таблица прыжков на скакалке для похудения на 30 дней | Г Т О Скакалка Честно признаться мы не сторонники табличного метода тренировок. Это разовый подход по сути,...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD