Оздоровительные упражнения на уроках в начальной школе : Начальная школа

Здоровье – не всё,
но всё без здоровья – ничто.

Сократ

Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.

В последние десятилетия значение физкультуры особенно возросло. Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Недостаток двигательной активности – одна из наиболее распространённых причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, поездки в транспорте – все эти виды деятельности сопровождаются ограничением в движениях.

Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя её развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребёнку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идёт процесс его психического развития. Двигательная активность ребёнка не только способствует возрастанию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.

Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребёнка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идёт со значительным превышением, то есть создаётся некоторый её избыток. Именно поэтому прирост мышечной массы – это предпосылка к выполнению ещё больших по объёму и интенсивности нагрузок.

Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которое необходимо для нормального развития ребёнка. Естественно, в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребёнок, тем больше движений он должен совершать для нормального дальнейшего формирования.

В санитарно-эпидемиологических правилах СанПиН 2.4.2 1178-02 в разделе “Требования к режиму общеобразовательного процесса” рекомендуется:

Примерный объём двигательной активности обучающихся

Классы

Ежедневный объём времени, ч

Уроки физкультуры в неделю

Внеклассные формы занятий в неделю, ч

Самостоятельные занятия физкультурой, мин

1

2

2

1,10

10-15

2

2

2

1,30

15-20

3

2

2

1,30

15-20

4

2

2

1,30

15-20

Виды оздоровительных мероприятий:

  1. Гимнастика до учебных занятий.
  2. Физкультминутки на уроках.
  3. Подвижные перемены.
  4. Спортивный час в группах продлённого дня.
  5. Участие в соревнованиях в учебном году.
  6. Дни здоровья и спорта.

Пассивный образ жизни приводит к возникновению различных недугов у взрослых людей, а тем более у детей.

Возраст от 6 до 14 лет – период активного совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильном положении тела легко подвергаются деформации.

Неуравновешенность возбудительно-тормозных процессов ЦНС обуславливает быструю утомляемость, кратковременность активного внимания, что отражается на деятельности анализаторов, в том числе и органов зрения. Глаз как орган заканчивает своё структурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 6-7 лет, то есть к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребёнка находится в стадии интенсивного развития. С учётом этих особенностей детского организма физиологи и гигиенисты для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительной деятельности рекомендуют проводить физкультминутки, гимнастику для глаз и динамические паузы в середине урока (если тот длится не менее 40 минут). На это следует обратить внимание при организации урока, так как от уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности.

Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Эта форма двигательной нагрузки может быть использована всеми учителями, особенно в младших классах. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки является 15-я - 20-я минута урока. В первом классе рекомендуется проводить по две физминутки на каждом уроке. Во 2-м - 4-м классах рекомендуется проводить по одной физкультминутке, начиная со 2-го или 3-го урока в связи с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут. Каждая физминутка включает комплекс из трёх-четырёх правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Требования к проведению физкультминуток:

  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность.
  • Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Виды физкультминуток:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления:

Мышонок

а) мышонок крадётся (движение на цыпочках);
б) мышонок бежит (выполняется движение с пятки на носок);
в) мышонок танцует (различные танцевальные движения).

  • упражнения для кистей рук:

Курочки

Показать, как курочка клюёт зернышки.

Моем ручки

Дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук.

  • гимнастика для глаз:

Круг

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Рисование носом

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

  • гимнастика для улучшения слуха:

Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.

Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.

Выгибание ушек вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).

  • упражнения для профилактики плоскостопия:

На пляже

Дети изображают, как они захватывают пальцами ног песок на пляже.

Нарисуй кружок

Ребята выполняют круговые движения в одну и другую стороны большими пальцами ног.

  • упражнения, корректирующие осанку:

Котик

Лучик котика коснулся.
Котик сладко потянулся.

Равновесие

Можно выполнять как сидя, так и стоя.

Ребёнок садится прямо, распрямляет плечи, кладёт себе на голову дневник или тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считает до десяти.

  • дыхательная гимнастика:

Шарик

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт: один, два, три, четыре, - дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.

Каша кипит

Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово “пых”. Повторить не менее 8 раз.

Возможные ошибки:

  • подбор упражнений без учёта вида деятельности на данном уроке;
  • увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимания степени утомления детей);
  • выполнение движений с недостаточной амплитудой.

Введение в структуру урока физкультминуток, сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. При этом не следует пренебрегать проведением утренней гимнастики до занятий и организацией подвижных перемен.

И, хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровья детей. Принцип “Не навреди!” должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов.

Упражнения для снятия общего или локального утомления

Мышонок

а) мышонок крадётся (движение на цыпочках);
б) мышонок бежит (выполняется движение с пятки на носок);
в) мышонок танцует (различные танцевальные движения).

На морозе

Ручки вверх, ручки вниз.
На носочках подтянись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем приседаем,
Никогда не замерзаем.

Самолёт

Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолёт.

Упражнения для кистей рук

Курочки

Показать, как курочка клюёт зернышки.

Моем ручки

Дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук.

Ёлка

Пальцы сцепляются в замок. Затем пальцы поднимаются вверх и опускаются вниз. Получается ёлочка.

Бинокли

Составление из пальцев овалов.

Лепим снежки

Дети показывают, как они лепят снежки и бросают точно в цель.

Гимнастика для глаз

Круг

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Рисование носом

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

Часики

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик – по часовой стрелке, а правый – против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону. Поочерёдно проследить за движением указательного пальца левой руки, а затем – правой.

Гимнастика для улучшения слуха

Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.

Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.

Выгибание ушек вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).

 Упражнения, корректирующие осанку

Ходьба

а) на месте;
б) на носках, руки вверх;
в) на пятках, руки за голову.

Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
Мы идём на пятках.

Котик

Лучик котика коснулся.
Котик сладко потянулся.

Равновесие

Можно выполнять как сидя, так и стоя.

Ребёнок садится прямо, распрямляет плечи, кладёт себе на голову дневник или тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считает до десяти.

Упражнения для профилактики плоскостопия

Поочерёдное поднимание носков и пяток; разведение носков и пяток.

На пляже

Дети изображают, как они захватывают пальцами ног песок на пляже.

Нарисуй кружок

Ребята выполняют круговые движения в одну и другую стороны большими пальцами ног.

Весёлые ножки

Выполнять сидя. Выставить одну ногу вперёд на пятку, на носок, убрать под стул. То же с другой ногой. Повторить 4 раза.

Дыхательная гимнастика

Шарик

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт: один, два, три, четыре, - дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.

Каша кипит

Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово “пых”. Повторить не менее 8 раз.

Ветерок

Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).
Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову и сдуть “ворсинку” (подул нежный ветерок).
Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову и задуть свечи (подул сильный ветерок).

Скороговорки.

Читать еще:


Новые материалы:

Использование межпредметных связей в преподавании предметов ЕГЦ. 8-й класс :: Пищеварение в ротовой полости :: Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции" :: Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс :: Урок биологии по теме "Пресноводная гидра" :: Сдвиг по фазе ( Freak Shift ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Стенки для прихожей/Модульные прихожие / Витра / Стенка для прихожей Мэри 3 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Белковая пища список продуктов для похудения

Белковая пища для похудения Сложилось ошибочное мнение, что белковая пища необходима только бодибилдерам, желающим нарастить мышцы. Но это не так. Белок –...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Отзывы о бадах для похудения

О бад для похудения Сжигатели жира – делятся на 2 группы: Сжигатели жира, которые не дают организму усвоить жиры, поступающие с пищей. Например, ксеникал угнетает...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD