Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка : Начальная школа

Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка : Начальная школа

Мысль! Великое дело!
Что же и составляет величие человека, как не мысль!
А.С.Пушкин

Все дело в мыслях. Мысль – начало всего.
И мыслями можно управлять.
И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями.
Л.Н.Толстой

Развитие речи – важнейшая задача обучения в школе. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей степени определяют успех в учебной работе по всем предметам, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Развитие речи – связующее звено между всеми предметами.

Существует связь между языком и мышлением, между уровнем развития речи и степенью умственного развития ученика, развитием его мыслительных способностей. Аналогично существует органическая связь между устной и письменной речью. Эту связь психологи объясняют тем, что в основе обеих форм речи лежит внутренняя речь, в которой начинает формироваться мысль.

Вот основные принципы развития речи, которые постоянно развивались, начиная с К.Д.Ушинского:

  • связь работы по развитию речи с развитием мышления;
  • взаимосвязь между устной и письменной речью в работе по развитию навыков связной речи учащихся.

Развитие речи развивает мышление, и мышление развивает речь.

Устная речь протекает в условиях непосредственного общения. Она быстрее по темпу и менее полная, так как в процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отступают в письменной речи.

Письменная речь наиболее трудна. Построение каждой фразы в письменной речи является результатом обдумывания. Дети должны задумываться над написанием каждого слова. Письменная речь требует большей точности, обоснованности мысли.

Речь возникает из потребности высказываться, а высказывания порождаются определенными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи.

В основе высказывания ребенка должен лежать речевой мотив, желание сообщить другим об увиденном, услышанном, пережитом. Это будет возможно лишь тогда, когда ребенок будет увлечен.

Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. Учащиеся могут высказываться свободно, могут выполнять и “ жесткое задание” (Л. В. Занков), которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность.

Успех в работе невозможен, если ученик осознает, что учитель спросил – надо ответить, когда место связной речи занимают лишь полные ответы на бесчисленные вопросы. В этом случае мотив речи угасает и уже не может служить двигателем высказывания детей.

Несомненно, требование полных ответов от учащихся является целесообразным, но оно должно быть обусловлено определенной учебной ситуацией.

Эта нужная форма работы имеет определенную цель: “ научить школьников правильно строить предложения, не пропускать слова, ставить слова в нужной последовательности, правильно согласовывать их друг с другом и правильно произносить слова”. (Занков Л.В., Кузнецова Н.В.)

Полные ответы не соответствуют природе устной речи, поэтому они ее не развивают, а создают препятствия в работе, так как вносят в беседу искусственность и отбивают у ребенка охоту говорить.

Для детей с задержкой психического развития дать полный ответ – большая трудность. Поэтому полные ответы используем при подготовке к сочинениям, изложениям. Если требовать полных ответов постоянно, для ответа на каждый вопрос некоторые дети могут замкнуться и контакт между учителем и учеником может исчезнуть. Многие из этих детей не смогут повторить полной фразы.

Упражнения в устной связной речи имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками русского языка.

Надо все время поощрять ребенка к высказываниям, вызвать его на разговор, так как его самостоятельная монологическая речь не развита. Ребенок понимает в окружающем больше, чем может сказать словами. Желая что-то рассказать, он торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, из-за чего его изложение делается непонятным, не может выделить главное. Сам ребенок не замечает своих ошибок. Он убежден, что нашел лучшие средства для выражения своих мыслей. Это происходит потому, что во внутренней речи все его положения достаточны и понятны.

Обучение содержательной, логичной, ясной и правильной речи происходит ежедневно, из урока в урок. С этой целью исправляются и предупреждаются речевые недочеты, проводится словарная и лексическая работа, изучаются грамматика и орфография.

Многие знания получаются детьми из практических занятий и упражнений. Так дети на практике уясняют, чем отличается описание предмета от описания картины; чем отличается рассказ о том, что он наблюдал сам, от рассказа по картинке; какая разница между подробным пересказом и выборочным; в чем разница между пересказом и изложением.

Постепенно дети учатся различать тексты. Так они узнают, что текст – повествование отвечает на вопрос что произошло? Текст – описание описывает предметы, людей, животных, природу и отвечает на вопрос какой? В тексте – рассуждении излагаются причины явлений и событий, показывается их взаимная связь. Этот текст отвечает на вопросы зачем? почему? Этот тип высказывания нельзя представить в виде картины.

Дети должны знать, что такое текст, иметь понятия о его признаках. Они знакомятся со структурой текста, с тем, как эти части связаны друг с другом, как связать предложения в тексте.

Дети должны приобрести следующие коммуникативные умения:

  1. Умение раскрывать тему высказывания.
  2. Умение раскрывать основную мысль высказывания.
  3. Умение собирать материал к высказыванию.
  4. Умение систематизировать собранный к высказыванию материал.
  5. Умение совершенствовать написанное.
  6. Умение строить высказывание в определенной композиционной форме.
  7. Умение выражать свои мысли правильно, точно, ярко.

Формирование этих умений начинается с уроков чтения и даже уроков обучения грамоте. Дети учатся озаглавливать текст, делить его на части, выделять главную мысль.

Чрезвычайно важно проводить планомерную работу по развитию речи в классах, где обучаются дети с задержкой психического развития. Характерными признаками задержки психического развития являются следующие: ограниченный, не соответствующий возрасту ребенка запас знаний и представлений об окружающем, низкий уровень познавательной активности, недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения, более низкая способность к приему и переработке информации. Кроме того, у большинства детей с задержкой психического развития отмечается недостаточная сформированность функций произвольного внимания, памяти и других высших психических функций.

Речевые нарушения при задержке психического развития обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного воздействия.

Отмечается более позднее развитие речевой фразы, затруднение в воспроизведении логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные взаимоотношения.

В своей речи они применяют в основном самые простые конструкции, что связано бедностью их смысловых связей. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Характерно выражены и затруднения в грамматическом и семантическом оформлении предложений.

Словарный запас школьников с задержкой психического развития отличается бедностью, дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словарного запаса в значительной степени определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.

Слабая регуляция собственной деятельности обуславливает трудности программирования речевого высказывания и недостаточность его грамматического оформления.

Современные психологические исследования показали, что недоразвитие регулирующей функции речи является общей закономерностью аномального развития.

Поэтому при работе над развитием речи с этими детьми учитель сталкивается с определенными трудностями.

Особого внимания требует орфографическая подготовка. Должны предупреждаться не пройденные орфограммы. Предупредить – это не значит подсказать написание слова. Предупреждение – это и способ развития орфографической зоркости. В этих целях учащиеся на нескольких уроках, предшествующих творческой работе, комментируют трудные слова, составляют словосочетания, записывают их в тетрадь.

В 3-м классе продолжается работа по трем направлениям, которые велись во втором году обучения:

  • обогащение и уточнение словаря учащихся;
  • овладением предложением;
  • овладение текстом (его восприятие, воссоздание или воспроизведение, создание собственных высказываний).

Обогащение и уточнение словаря на уроках русского языка происходит прежде всего в процессе усвоения состава слова и частей речи. На этих уроках я стараюсь развивать умение пользоваться морфемным анализом слов в целях раскрытия его лексического значения. Дети с интересом узнают, как с помощью приставок и суффиксов образуются новые слова. Эти упражнения носят речевую направленность. Дети учатся сравнивать однокоренные слова с разными суффиксами и приставками.

Закрепляется понятие о структуре текста. Прежде чем озаглавить текст, выясняем, о чем говорится в тексте, какова его главная мысль. Аналогичная работа проводится на уроках литературного чтения. Дети озаглавливают ту или иную часть рассказа.

Ученик должен уметь доказать свою мысль. Например, недостаточно сказать: “Слово чистый – это прилагательное”. Надо сказать: “Слово чистый обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? Значит, это прилагательное”. Подробное объяснение особенно важно на первых уроках, когда дети учатся классифицировать слова по частям речи.

Речь выполняет так же и познавательные функции. Для того, чтобы передать информацию, слово должно ассоциироваться с конкретным образом. Передавая знания о знакомых и незнакомых предметах и явлениях, учитель заставляет детей по-новому взглянуть на привычную действительность. Необходимо развивать смысловую сторону речи, расширяя знания о значениях слов.

Развитие речевой и мыслительной деятельности происходит не только на уроках русского языка и математики, но и на уроках чтения, природоведения, рисования, труда.

Вот лишь некоторые из упражнений, которые можно предложить для развития речи и мышления на уроках русского языка.

  1. Расположить предложения так, чтобы получился текст.
    Для работы следует брать тексты, состоящие из 3–4 предложений. Эти предложения надо расположить на доске так, чтобы одно предложение четко отделялось от другого.
  2. Составить из каждой строчки предложение – пословицу.
  3. Составить и написать несколько предложений на заданную тему, используя опорные слова.
  4. Разгадать кроссворд, состоящий из словарных слов.
  5. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова.
  6. Составить предложения-загадки.
  7. Работа с деформированным текстом.
  8. Распределить слова по частям речи.
  9. Разбить текст на предложения.
  10. Придумай рифму.
  11. С помощью приставок, суффиксов образуй новые слова.

Для того, чтобы дети лучше запомнили правила их можно предложить для заучивания в стихотворной форме.

Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты немедленно ее
Ставь под ударение.

Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши,
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.

Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно.

Алфавит.

А, Б, В, Г, Д, Е, Е  –
Постираем все белье.
Ж, З, И, Й, К, Л, М –
Апельсину быстро съем.
Н, О, П, Р, С, Т, У –
Погуляем по мосту,
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ –
Ах, какая чаща!
Ъ, Ы, Ь –
Не запомнятся никак,
Э, Ю, Я –
Вот и все, мои друзья!

Развитие речи и мышления имеет место на каждом уроке. Очень важно следить за тем, как говорят дети, общаясь между собой. М.Горький говорил: “Слово – одежда всех фактов, всех мыслей”. Ведь человек, который не в состоянии выразить свои мысли в устной и письменной речи не может быть грамотным. На это овладение правильной речью, точным выражением своих мыслей направлено обучение. А сделать его интересным, желаемым сможет учитель.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок окружающего мира по теме "Многогранный мир чувств" :: Открытый урок русского языка "Правописание непроизносимых согласных в корне слова" :: Занятие "Узоры на крыльях бабочки". 1-й класс :: Литературно-музыкальный утренник для учащихся начальной школы, посвященный Дню матери "О той, кто дарует нам жизнь и тепло" :: По повести Н. Лескова "Левша": "Судьба русского гения" :: Дюнкерк ( Dunkirk ), 2017 :: Дом и дача/Освещение/Новый Год/Праздничный стол/Светильники для кухни / Максисвет / Подвесной светильник 4807 2-4807-1-CR E27 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD