Педагогическая мастерская "Полезные советы и привычки" как основа формирования толерантного поведения младших школьников : Начальная школа

Педагогическая мастерская "Полезные советы и привычки" как основа формирования толерантного поведения младших школьников : Начальная школа

Формирование человека начинается с раннего детства. В детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности.

Толерантность - одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного поведения или образа мысли и т.д. - распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью.

Толерантность ни в коем случае не предполагает пассивного поведения, пассивного статуса человека - носителя этих ценностей. Это совершенно сознательное принятие той аксиомы, что каждый человек обладает своими правами, каждый уникален, каждый имеет право на уважение человеческого достоинства, на собственное мировоззрение, на вероисповедание и так далее, и так далее, и так далее. Да, я сознательно занимаю эту позицию.

У людей должно возникать чувство права. Это гораздо существеннее, чем знание права. Потому что если у меня есть какой-то пробел в сфере права, то в случае необходимости я могу его восполнить. Не сама, так с помощью каких-то консультаций. А вот чувство права - то, что становится моим личным качеством.

Однако в сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, национализма. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление решать сложные социальные проблемы "просто и быстро". Последние годы характеризуются катастрофическим ростом всевозможных форм асоциального поведения среди молодежи, подростков и детей.

Именно поэтому формирование основ толерантного поведения занимает особое место в системе воспитания нашей школы.

Для того, чтобы пробудить у детей интерес к самому себе как личности, научить общаться и сотрудничать со сверстниками, учителями, родителями, разработана программа "Полезные советы и привычки". Эта программа имеет важное воспитательное значение, так как ребёнок получает возможность задуматься о своём характере, о тех социальных ролях, которые он выполняет, осознать свои эмоции и выработать умение управлять ими; понять свою значимость для других людей и её причины, - то есть ребёнок получает возможность понять самого себя.

Работая по этой проблеме, ещё раз подтверждается, что формирование толерантности - длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, длящийся в период дошкольного и школьного детства и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную установку, то и ребенок, попадая в школу, не будет готов принимать других людей такими, какие они есть. А ведь каждый год к нам в школу приходит все больше детей разных национальностей, разного социального статуса семей, детей с разными материальными возможностями. И учителю начальных классов важно донести до каждого учащегося мысль о том, что разные индивидуальные качества людей лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.

Толерантность мы начинаем воспитывать с первых дней пребывания ребенка в школе. Воспитание этого качества происходит ежедневно - это и осознание ребёнком неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника, и формирование чувства сплочённости классного коллектива. И развитие желания ребенка становится лучше. Самосовершенствоваться. И формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. Не будем забывать о том, что образцом толерантного поведения всегда должен оставаться учитель.

Программа педагогической мастерской "Полезные советы и привычки" рассчитана на детей младшего школьного возраста, которая реализуется во внеурочное время. (Приложение 1)

В рамках программы были определены цели и задачи деятельности:

  • Развитие умения общаться и сотрудничать.
  • Формирование положительной Я - концепции.

Задачи:

  • Через игровые задания пробудить интерес к самому себе.
  • В процессе бесед формировать адекватную самооценку, самоуважение, самопризнание себя как личности.
  • Учить осознанно управлять самим собой.
  • При общении со сверстниками, родителями, учителями учить уважать чужое мнение, формулировать и высказывать свое мнение, учить отстаивать его, а также признавать свою неправоту и ошибочность суждений.
  • Во время организации и проведения праздников формировать эмоциональную устойчивость, любознательность и вовлечённость в деятельность.

В помощь учителю создан совет мастерской. Он имеет устав. Член совета мастеров - это лицо избранное, тем самым подчёркивается, что каждый ребёнок имеет право на голос и быть избранным, высказать своё мнение. Заседание совета мастеров проводится один раз в месяц, где вносятся коррективы в план работы, предложения, обсуждаются наболевшие вопросы и проблемы, решаем, как их лучше избежать.

Формы работы самые разнообразные: классные собрания, игры на переменах, деловые и ролевые игры, диспуты, классные часы, часы вопросов и ответов, викторины, конкурсы рисунков, сочинения, праздники, литературные ринги, мини-анкеты, тренинговые практикумы, круглые столы, спортивные праздники, семейные праздники, анкетирование и тестирование.

Остановимся более подробно на некоторых из них.

Говоря о правах ребёнка, знакомясь с Конвенцией о правах ребёнка, каждый ученик начальных классов принимал участие в разработке прав школьника и законов школьной жизни. Как это происходило: совет мастеров разработал проект этих законов. На классных собраниях обсудили их, внесли изменения и дополнения, а затем, учитывая предложения и замечания, совет мастеров утвердил окончательный вариант.

Одной из интересных форм работы являются семейные праздники. Отличия в том, что на празднике принимают участие не только дети и их родители, как это часто бывает, а и другие члены семьи. Это может быть старший брат или сестра, дедушка, бабушка, где они являются не только пассивными слушателями, но и участниками праздничной программы. Так прошли семейные праздники: "День осенних именинников", "Новогодний праздник", " Масленица" и др. Многие семьи стали активнее принимать участие в спортивных соревнованиях, где выступают семейные команды. Родители принимают участие в конкурсе рисунков вместе с детьми. Проводя больше времени вместе, растёт взаимопонимание между родителями и детьми, уменьшается конфликтность, ребята чувствуют, что в трудную минуту им всегда поможет кто-то близкий и не бросит в беде.

Тем самым очень важно выработать у ребят желание и потребность помочь другому, защитить более слабого. Много лет в первый класс к нам приходят учиться ребята из детского сада № 6. Мы провели мероприятий, которые дают возможность проявить взаимопомощь, сочувствие и милосердие. Так ребятами были не раз организованы посещения детского сада с целью помочь изготовить новогодние игрушки, подарки к 8 марта, изготовление кормушек для птиц и развешивание их на территории сада, сбор игрушек в подарок малышам.

Несомненную важность этой темы подтверждает наличие "Международного дня толерантности". Кроме этого в нашей школе ежегодно проходит "Неделя толерантности". Однако и у нас мы наблюдаем среди младших школьников стремление решать многие задачи "просто и быстро", порой, не разобравшись в ситуации до конца. Важно донести до каждого учащегося мысль о том, что разные индивидуальные качества людей лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.

Данная программа помогает осознать ребёнку неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника, формировать чувство сплочённости классного коллектива. Так первоклассники учились определять своё место в обществе, формировали представление о личности, при помощи диагностики "Кораблик" дали самооценку своего положения в классном коллективе. Ребята вторых классов учатся управлять своими чувствами и эмоциями, осознанно управлять самим собой. Третьи и четвёртые классы ведут разговор о характере, как его можно исправить, как поступить в той или иной ситуации и устоять перед соблазном. В классах были проведены часы общения "Как помириться после ссоры", "Как сказать нет и отстоять своё мнение", "Какие привычки могут нанести вред вашему здоровью", классные часы: "Лучшее слово о дружбе", " Что такое "хорошо" и что такое "плохо", ролевые игры "О чём говорят чувства", "Как научиться жить дружно", прошёл литературный ринг "О дружбе, доброте и отзывчивости". По материалам сочинений мы пишем свою школьную книгу, которую назвали: "Лучшее слово о дружбе", где издаются рассказы о друзьях. (Приложение 2)

Одной из проблем у небольшой группы ребят является застенчивость, неуверенность в себе, своих решениях. Как её преодолеть, чувствовать себя таким, как все - помогают практические занятия. С помощью тренинговых практикумов развиваем желание становиться лучше, быть уверенным в себе, в своих поступках, формируем умение конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его обоюдным согласием.

По результатам тестирования было выявлено, что одной из проблем является трудность в общении с родителями, зачастую непонимание друг друга. По результатам проведённой анкеты "Общение детей и родителей в лицах" намечены пути дальнейшей работы, как с учащимися, так и с родителями. Это и консультации психолога, индивидуальные беседы, практикумы, круглые столы.

Работа педагогической мастерской продолжается, но уже намечены положительные стороны: уровень бесконфликтных отношений в детском коллективе возрос на 15%, уменьшилось проявление детской агрессина 4%, уровень эмпатии возрос на 20%, увеличилось количество семей, проводящих досуг вместе с детьми на 16%,возросло желание у детей к самореализации на 31%.

Этих результатов удаётся добиться только при взаимной работе со стороны администрации школы, психолога, классных руководителей и родителей.

Читать еще:


Новые материалы:

Родительское собрание – гайт-парк "Курсы языка детской игры" :: Родительское собрание на тему "Развитие творческих способностей у ребенка" :: Методическая статья "Формирование коммуникативных качеств в младшем школьном возрасте" :: Урок физики по теме: "Плавание судов" :: Технология индивидуально-ориентированной системы обучения в учебной деятельности :: Труп ( Cadaver ), 2018 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list10.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list10.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list10.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Злыдни, 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD