Урок окружающего мира в 3-м классе по программе "Начальная школа XXI века" по теме "Знаменитые города России. Москва" : Начальная школа

Цели:

– закрепить знания учащихся об истории становления Москвы, способствовать усвоению новых знаний;
– развивать умение обобщать, сопоставлять, делать выводы;
– развивать внимание, кругозор учащихся;
– воспитывать интерес к предметам: окружающий мир, история; чувство патриотизма, любви к Родине.

Оборудование: портреты князей: Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской;  картины: 1)Древняя Москва [карта Москвы XII века]; 2)Москва времён И. Калиты; 3 и 4) Москва белокаменная времён Д. Донского; 5) Москва наших дней; 6) Красная площадь наших дней; 6) собор Василия Блаженного; 7) картина-коллаж “Современная Москва”; таблички-записи: Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской, Москов, Москва златоглавая, 1147, дань, калиты, хан; книжка “Мои маршруты по Москве”, толковый словарь В. Даля; фотографии о Москве.

ТСО: видеодвойка, ноутбук, проектор, экран, диск со звоном колоколов, диск-путеводитель по Московскому Кремлю.

Ход урока

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Повернулись друг к другу, улыбнулись друг другу, настроились на урок. Тихо сели.

II. Вступительная беседа.

(Приложение 1)

Москва…
Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!

Учитель: Бессмертные строки великого поэта А. С. Пушкина знакомы каждому из нас. Но сколько бы раз мы их ни повторяли, они не теряют своей красоты и первозданной силы. Нельзя, наверное, точнее, глубже и поэтичнее выразить те сокровенные чувства, которые рождает в душе каждого россиянина Москва.

Итак, все уже догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке. [Ответы детей].

Да, мы продолжим с вами наше путешествие по знаменитым старинным городам Руси.

– В каких городах Древней Руси мы уже побывали? [Великий Новгород, Владимир, Суздаль.]

– А теперь совершим путешествие в город Москву. [Табличка– запись: Знаменитые города России. Москва.]

Испокон веков русский народ называл Москву – матушкой. Есть и такая поговорка: “Не сразу Москва строилась”. Как же возникла Москва? Давайте вспомним имена первых московских князей. [Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской]

А какие события связаны с каждым из них, мы узнаем из рассказов детей, которые заранее их подготовили:

III. Знакомство с новым материалом.

1.Рассказы учащихся:

– рассказ о князе Юрие Долгоруком [портрет князя, таблички-записи: Юрий Долгорукий, 1147, Москов; картина №1]. (Приложение 2)

Было это давным-давно, более 860 лет тому назад. Из богатого и славного города Суздаля прискакал на быстрых конях князь Юрий Долгорукий со своею дружиной. Захотел князь выбрать место для крепости – пограничной заставы. Понравился князю удобный для обороны холм – место при слиянии узенькой лесной речки Неглинки с полноводной, чистой, как слеза, Москвой-рекой, красивые сосновые леса. Место тихое, глухое, богатое ягодами, рыбой да зверем. Самое подходящее место для постройки крепости.

Стали крепость строить. Обнесли холм валом, построили высокий забор, поставили с двух сторон ворота, выстроили для князя палаты и назвали крепость Москов. Это было в XII веке, шёл 1147 год.

Богатела и строилась крепость. Полюбилась она князю Юрию Долгорукому.

рассказ о князе Иване Калите [портрет князя, табличка-запись: Иван Калита, картина №2] (Приложение 3)

Постепенно объединяла Москва народы, жившие вокруг, для борьбы с разными врагами. Стал этот город главным среди всех других городов Руси. И появилась в народе поговорка: “Москва – всем городам голова”. Сильной и богатой стала Москва при князе Иване Данииловиче. Прозвали его в народе Иваном Калитой. Носил всегда князь с собой много мелкой монеты [Калиты] и раздавал бедным.

В это время русские земли платили дань монгольскому хану Батыю. Иван Калита собирал для хана эту дань. Но хитрый московский князь отдавал не всю дань, часть её оставлял в городской казне. На эти деньги шло строительство Москвы, укреплялись границы русского государства. Вместо сгоревших стен вокруг Москвы стал строиться Кремль из толстых дубовых брёвен.

Удалось Ивану Калите уговорить хана прекратить набеги на русские земли, поэтому в годы правления этого князя Русь жила тихо и спокойно. А правил Иван Калита 15 лет.

– В рассказе нам встретились слова, значение которых нам не понятно. Мы найдём объяснение этих слов в словаре В. Даля, [чтение детьми слов] (Приложение 4)

рассказ о князе Дмитрие Донском [портрет князя, табличка-запись: Дмитрий Донской, картинки №3 и 4] (Приложение 5)

Внук Ивана Калиты Дмитрий продолжил дело своего деда – строил Москву. Однажды жарким летом случился в Москве небывалый пожар. Сгорело много строений, в том числе стены деревянного Кремля. Тогда и приказал князь Дмитрий Иванович возводить [строить] на Боровицком холме, на левом берегу реки Москвы, при впадении в неё речки Неглинной, Кремль из белого камня. С тех пор стали называть Москву белокаменной.

Более ста лет простоял белый Кремль, а потом его заменил Кремль из красного кирпича, которым мы любуемся до сих пор.

Подведём итог услышанного. При каком князе возникла Москва?

– В каком году это было?

– Какой князь сделал Москву сильной и богатой?

– При каком князе построили белокаменные стены Кремля?

– Почему так говорят: “Москва – всем городам голова”? (Приложение 6)

2.Рассказ учителя.

В то время на Руси существовал обычай: в честь победы над врагом воздвигали церкви, храмы, соборы. Москву по праву называли “Златоглавая Москва”, [табличка-запись “Златоглавая Москва”]. В ней насчитывалось 295 церквей и почти все они с золотыми куполами.

(Приложение 7, 8, 9: фотографии соборов.)

Достаточно было одного солнечного луча, чтобы этот великолепный город засверкал самыми разнообразными красками.

IV. Физминутка.

– А сейчас мы немного отдохнём и послушаем звон колоколов. Именно так звонили все колокола, когда приходила радостная весть о победе русских войск. [Звон колоколов.]

V. Работа по учебнику.

1.Чтение текста “Московская Русь” на стр. 93 вслух.

2.Анализ текста.

– Какие города вошли в Московское княжество? [Можайск, Коломна, Переяславль-Залесский]

– Какое название появилось у Руси в те времена? [Московская Русь]

– В каком веке появилось это название? [В конце XIII века]

Учитель: А в конце XV века Москва стала столицей русских земель. В Кремле в большом дворце жил царь. В старой Москве часть улиц кольцами окружали Кремль, а другие сходились к нему.

3.Чтение хором четверостишия на стр. 93 учебника.

– Это отрывок из стихотворения Н. Кончаловской, которое написано приблизительно в 1480 году.

– Подходят ли эти стихотворные строчки к теме нашего урока?

– Что такое держава? Найдём объяснение в словаре В. Даля.

VI. Фильм-экскурсия по Москве. [Диск-путеводитель по Московскому Кремлю.]

Учитель: Кремль стал главным местом, где происходили самые важные встречи, решались самые главные вопросы. С древних лет Москва год за годом перестраивалась. Расширились улицы, выросли новые многоэтажные дома. Но как бы ни росла Москва, её сердце, самое дорогое место для россиян – Красная площадь. Сейчас мы с вами посмотрим фильм-экскурсию “Московский Кремль”. [Картина №5]

– А почему главную площадь в Москве назвали Красная? (Приложение 10)

VII. Презентация книги.

– Про своё путешествие в Москву Кирилл Гараев с мамой написали книгу, которую назвали “Мои путешествия по Москве”. В эту книгу вошли фотографии, рассказы и рисунки самого Кирилла. [Показ книги, презентация, рассказ Кирилла]

VIII. Рассказ ученика про панораму “Бородинская битва”.

– Обходя Кремль, мы любовались стенами и башнями, защищавшими москвичей от врагов. Всего башен 20. Самая большая – Троицкая башня 80 метров высотой, самая маленькая – Кутафья башня.

Больше всего меня поразила в Москве панорама “Бородинская битва” – памятник подвигу русского народа в период Отечественной войны 1812 года с французской армией Наполеона. Вот фотография карты, которая показывает масштабы этого сражения. (Приложение 11)

Это была справедливая, национально-освободительная война, в которой почти половина Москвы сгорела, погибло много тысяч людей, но в которой наши войска разбили и уничтожили армию Наполеона, считавшуюся до тех пор непобедимой. (Приложение 12, 13)

Москва – красивый и интересный город. Я обязательно ещё не раз побываю в столице нашей Родины, чего и вам всем желаю.

IX. Закрепление. Тест.

– А сейчас закрепим полученные знания, выполнив задания теста. [ Задания на экране и у каждого ученика на столе]. (Приложение 14)

Тест по окружающему миру по теме “Знаменитые города России”

1.Датой основания Москвы считается ___________________ год.

а) 1238 год, б) 1147 год, в) 1156 год.

2.Москву начали строить при князе _______________________.

а) Юрие Долгоруком б) Дмитрие Донском в) Иване Калите

3.Сильной и богатой стала Москва при князе _________________.

а) Юрие Долгоруком, б) Дмитрие Донском, в) Иване Калите.

4.Какой город “старше”?

а) Москва, б) Владимир, в) Новгород.

5.Столица России – город ____________________.

а) Казань, б) Москва, в) Санкт-Петербург.

6.Продолжи поговорку: “Москва – всем _______________________.”

а) городам голова, б) городам сестра, в) городам мачеха.

X. Самопроверка теста. (Приложение 15)

1. б)
2. а)
3. в)
4. в)
5. б)
6. а)

XI. Итог урока.

– Посмотрите, какой путь прошла Москва до красоты наших дней.

События, о которых мы говорили, это лишь малая часть. На следующих уроках мы продолжим разговор о Москве, о Российской империи, о Советской России, о Российской Федерации.

– Что нового, интересного вы узнали?

– О чём обязательно расскажете дома?

– Как вы оцениваете сегодняшний урок?

– если “отлично”, пальчик вверх;

– если “хорошо”, то пальчики скрещиваем;

– если “удовлетворительно”, то пальчик вниз.

– А теперь послушайте стихотворение “Московский муравей”, которое написал Булат Окуджава, посвятив его всем москвичам. [Рассказывает наизусть ученик].

XII. Домашнее задание.

1.Восстановить все события, о которых мы говорили на уроке.

2.Стр. 93 – текст читать, ответить на вопросы.

– Урок окончен. Всем спасибо.

И в конце всем “подарок” от О. Газманова – песня “Москва” [видеозапись].

Презентация

Читать еще:


Новые материалы:

Использование новых технологий на уроках русского языка и литературы :: Урок литературы в 9-м классе "Природа и Родина в лирике С.Есенина" :: Открытый урок литературы по теме "Дар чувствовать, понимать…" (по пьесе А.Вампилова "Свидание"). 7-й класс :: "Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась" (по повести В.Распутина "Нежданно-негаданно") :: Разработка системы уроков по теме «А.Н. Островский "Снегурочка"» ( 8-й класс) :: Ужастики 2 ( Goosebumps: Horrorland ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Для дачи/Мебель для дома/Мебель для отдыха/Матрасы / Столлайн / Матрас Престиж-Монпелье 1600x2000 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD