Урок литературного чтения в 4-м классе «В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница"» : Начальная школа

Урок литературного чтения в 4-м классе «В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница"» : Начальная школа

Программа: "Начальная школа ХХI века".

Класс: 4

Предмет: литературное чтение.

Тема: Гаршин В.М. "Лягушка-путешественница".

Цель:

  • Познавательная: учить выразительно и грамотно читать текст, подвести учащихся к пониманию основной мысли произведения, посредством анализа содержания сказки.
  • Развивающая: обогащать словарный запас детей, умение работать с текстом, формировать систему читательских умений.
  • Воспитательная: воспитывать у учеников нравственные качества, уважительное и деликатное отношение к своим одноклассникам, чувство собственного достоинства.

Оборудование:

  • портрет писателя,
  • таблицы с речевой разминкой,
  • карточки с заданиями для работы в парах " словарик" настроений",
  • фрагменты мультфильма.

Ход урока

Организационный момент.

Всем, всем - Добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

- Поприветствуем друг друга. Проверьте готовность к уроку.

2. Речевая разминка.

- Наш урок начнём с речевой разминки, для чёткого и правильного произношения звуков.

- Читаем, выделяем голосом тот слог, на котором я остановлюсь. (Слоги написаны горкой, использование элементов здоровьесберегающей технологи В.Ф.Базарного).

Я У А
ЛЯ ЛУ ЛА
ЯМ УМ АМ

- Прочитайте чётко гласные. Эти гласные я взяла из одного слова. Я прочитаю вам загадку, а вы отгадаете то слово, которое зашифровано на доске.

Скачет зверушка:
Не рот - а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. Кто это? (Лягушка)

- Да, правильно, это лягушка. Прочитаем это слово с интонацией удивления, страха, радости.

- Подберите однокоренные слова (лягушка, лягушонок, лягушечка, лягушачий, лягушатник)

- Как вы думаете, почему для речевой разминки взяла это слово. Как оно связано с нашим уроком?

3. Актуализация опорных знаний.

А) Сообщение задач урока.

- Сегодня мы будем работать с новым произведением. На уроке будем учиться грамотно и выразительно читать текст, анализировать его содержание, узнаем лексическое значение новых для вас слов.

Б) Вступительная беседа об авторе.

- Автор произведения, которое мы сегодня будем изучать на уроке - Всеволод Михайлович Гаршин. Он написал " Лягушку-путешественницу", когда ему было 32 года. И вот уже почти 120 лет её читают дети. Эта сказка пронизана лёгкой иронией, что читать её одно удовольствие.

- Вспомните, какие бывают сказки? (авторские, народные)

- Сказка " Лягушка - путешественница" какая? Почему? Приведите примеры сказок авторских, народных.

- Какие виды сказок вы знаете? (бытовые, о животных, волшебные)

- К какому виду сказок относится данная сказка? (о животных или анималистическая).

- Раз мы говорим о животных, то хочу представить вашему вниманию занимательную информацию о лягушках.

- К какой группе животных относятся лягушки? (Лягушки относятся к земноводным).

- Все земноводные хищники. Они ловят насекомых, поедают червей, моллюсков. Кожа у земноводных тонкая и влажная, она нуждается в периодическом смачивании. Поэтому они не отходят далеко от водоёмов. Если долго держать лягушку в сухом месте, то она может погибнуть. Существует множество видов различных лягушек. Есть лягушки: сибирская, дальневосточная, чёрно - пятнистая. Кроме того есть лягушки - квакши. Это лягушки - хамелеоны, т.е. могут менять окрас. В зависимости от окружающей среды они могут быть зелёного или коричневого цвета. Квакши являются показателем экологической чистоты в лесу.

В) Словарная работа.

- Продолжаем работу над произведением. Сказка называется " Лягушка - путешественница".

-Что обозначает слово путешественник? (тот, кто путешествует, т.е. совершает поездку или передвижение по каким - либо местам ).

- Как можно путешествовать? А путешествовать могут только люди? (птицы и даже лягушки).

- Объясните лексическое значение слов:

Благополучно - спокойное и счастливое состояние; жизнь в довольствии.

Лакированная (спинка) - покрытая лаком.

Тина (водоросли, плавающие густой массой в стоячей воде.

Лупоглазая (голова) - с выпуклыми глазами.

Верста - старая русская мера длины, равная 1,06

Осудить - выразить неодобрение, признать плохим.

Единодушно- полное согласие в мнениях, действиях.

4. Формирование новых знаний

А) Первичное восприятие текса.(читают хорошо подготовленные ученики, учитель).

Б) Беседа по содержанию.

- Понравилось ли вам произведение? Чем?

- Кто является главной героиней сказки?

В) Выборочное чтение (поисковое чтение). Рисование словесного образа лягушки как героя.

- Прочитайте второй абзац. Если наша героиня наслаждается жизнью, какая черта характера ей присуща? (жизнерадостная, оптимистичная, жизнелюбивая).

- Прочитаем третий абзац. Что ещё можно сказать о лягушке? (воспитанная и умная)

- А можно ли назвать лягушку осторожной? Докажите строчками из текста. (В 5 абзаце: спряталась под корягу на всякий случай; осмелилась сказать; прошу извинение за беспокойство. В 6 абзаце: потому что была осторожна).

- Перечитайте абзац, в котором лягушка придумала способ для своего путешествия. (Позвольте мне подумать:..). Какая черта характера есть у нашей героини (находчивость).

- Почему она решилась отправиться в путешествие в дальние края? (Услышала рассказ уток о юге и это стало её мечтой). Это говорит о её впечатлительности.

- Итак, наша героиня отправилась в путешествие. Она поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга. Давайте и мы немного отдохнём.

Г) Физминутка.

Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо - влево наклонились
И ещё раз повторили.

Приседаем мы по - счёту,
Раз - два - три - четыре - пять.
Это нужная работа -
Мышцы ног тренировать.

А теперь рывки руками
Выполняем вместе с вами.
Раз рывок, два рывок -
Продолжаем наш урок.

Д) Работа с текстом.

- Объясните, почему лягушка просила уток лететь по - ниже (хотела послушать, что о ней говорят)

- О какой черте характера мы сейчас говорим? (хитрая, тщеславная, хвастливая, самовлюблённая, самолюбивая)

- Именно такие черты характера как хитрость и самолюбие порождает хвастовство. Как вы считаете, это положительная черта характера?

Е)Выразительное чтение по ролям. (с 97, На следующем отдыхе::) Автор, лягушка, дети, взрослые, люди в третьей деревне.

- Каким голосом говорит лягушка? Как она просит уток лететь пониже? Каким голосом будем сообщать о том, что такой способ путешествия придумала именно наша героиня? С каким чувством кричат люди? При чтении постарайтесь голосом передать эти чувства и эмоции.

- В начале сказки В.М.Гаршин о лягушке говорит так:

Наслаждалась Полетела вверх тормашками
Восхитительно Бедная спутница
Приятно нежилась Дрыгала всеми лапами
Пришла в восторг Бултыхнулась в воду.

- Изменилось ли отношение автора к нашей героине, судя по тому, как он описывает её падение?

5. Проверка понимания прочитанного. Работа в парах.

1. Тестирование.

- Выберите правильный ответ на вопрос.

Почему не состоялось путешествие Лягушки?

А) лягушки не умеют летать;

Б) прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным;

В) из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

2. Перед вами написана пословица, которую надо собрать и прочитать правильно. Объяснить, как эта пословица связана с нашим уроком. (ХВАСТОСТВО САМО СЕБЯ НАКАЖЕТ).

- Итак, мечта нашей героини не сбылась, из-за хвастовства.

- Как Вы думаете, в жизни бывают люди с такими человеческими порками? (Хвастовство, нескромность). Конечно, автор, говоря о лягушке с иронией, в первую очередь осуждает людей, у которых есть черты характера, которые им вредят. Говорит о людях умных, но хвастливых.

6. Итог урока. Рефлексия.

- Какие чувства вызывает у Вас героиня?

- Кому из Вас симпатична наша лягушка-путешественница? Почему?

- Какой бы совет Вы дали нашей героине?

- Чему вас научила сказка?

7. Домашнее задание. Творческое задание. Рассказать сказку от имени лягушки: " Я жила в болоте::.:

Исследовательская работа. Рабочая тетрадь, с. 56, №2, 3.

Список литературы.

[ 1 ] Л. А. Ефросинина. Литературное чтение: 4 класс: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных Учреждений Ч -1.- М.: Вентана - Граф, 2007. Рекомендовано Министерством образования РФ.

[ 2 ] Л. А. Ефросинина. Литературное чтение: 4 класс: Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных Учреждений Ч - 1.- М.: Вентана - Граф, 2008. Рекомендовано Министерством образования РФ.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок по методу проектов "Kondrovo is My Native Town" :: Урок по профессионально-ориентированному английскому языку для студентов экономических специальностей. Тема: "Entrepreneurs and entrepreneurship" :: Сетевые проекты как средство формирования коммуникативной и информационной компетентностей учащихся :: Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме «TOYS» («Игрушки»). 6-й класс :: Дидактические игры на уроках истории :: Невеста Франкенштейна ( Bride of Frankenstein ), 2019 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list29.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list29.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list29.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Джон Уик 2 ( John Wick: Chapter Two ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD