Урок-сказка "Бельчонок, лисенок и медвежонок". Образование слов при помощи суффиксов : Начальная школа

Цели: уточнение знаний о роли суффиксов в нашем языке, формирование умений образовывать слова с помощью суффикса, разбирать слова по составу.

Ход урока

I. Словарная работа

- Послушайте загадки. Отгадки запишите в столбик. Поставьте над словами ударение. Какое слово лишнее?

1. Юркий маленький зверек по деревьям прыг да скок. (Белка).

2. Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса! А зовут ее ... (лиса)

Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь).

(Лишнее слово “белка” - нет безударной гласной в корне, слово не из словарика).

- Образуйте от этих слов однокоренные слова с суффиксами -онок, запишите их.

- Разберите слова по составу. Какого возраста звери во втором столбике? (Малыши).

- А какая часть слова придает словам уменьшительное значение?

(Суффиксы – онок, - енок).

II. Наблюдение над смысловым значением слов с суффиксами

- Бельчонок, лисенок и медвежонок – герои нашего сегодняшнего урока.

Они хорошие друзья никогда, не ссорятся, любят играть вместе и обожают придумы- вать интересные игры и вопросы. Любимое место игр – ягодная поляна.

1. Бельчонок осмотрел поляну и говорит: “Друзья, назовите “ягодный” суффикс!” Медвежонок прищурил глазки: “Хм … Это совсем не трудно. На поляне растет черника, брусника и земляника”.

- А вы, ребята, можете назвать суффикс, который помог в образовании слов, называ-ющих ягоды? (Суффикс – ик).

- Назовите другие ягоды, в названии которых есть суффикс – ик. (Ежевика, костяника, клубника).

2. Развеселился медвежонок, катается по траве и напевает:

Травушка – муравушка моя!”

А лисенок спрашивает:

- А какая часть слова делает ласковыми слова в твоей песне?

- Ребята, от каких слов образованы слова травушка и муравушка?

Запишем их:

Трава – травушка
Мурава – муравушка

- Разберите слова по составу.

- Какая часть слова передает ласковое отношение? (Суффикс – ушк).

- Какие еще слова вы знаете с этим суффиксом? (Детушки, ребятушки, козлятушки)

3. – А хочу загадать вам загадку, - сказал медвежонок.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу!
Крышка звонко зазвенела:
- Пейте чай! Вода вскипела! (Чайник)

Найдите в тексте загадки однокоренное существительное к слову – отгадке. Разберите по составу оба слова.

Чай – чайник

- Что общего в основах этих однокоренных слов? Чем они отличаются?

- Какая часть основы дает слову чайник свое самостоятельное значение по сравне-нию со словом чай?

4. Расшумелись наши друзья и не заметили, как на поляну выскочил волчище – серый хвостище. Зарычал на малышей:

- Сейчас я кого-нибудь съем!

- Ребята, какое значение придает суффикс – ищ в словах волчище и хвостище?

(Большой,здоровый)

5. А бельчонок достал из корзинки сырок и говорит:

Вот тебе, волк, сырок на один зубок,
Вот пирожок на другой зубок.
Не злись, волчище!
Будь добрей, дружище!

- Сырок, зубок – какое значение придает суффикс – ок этим словам?

(Ласковое, уменьшительное).

Взял волк гостинцы и ушел.

6. А зверята придумали новую игру. Они называли цвет окружающих их предметов.

- Этот лист желтый, - сказал лисенок.

- Нет, желтоватый, - поправил бельчонок.

- Ты, пожалуй, прав, - согласился лисенок.

- А этот цветок красный, - сказал медвежонок.

- Нет, - дружно сказали лисенок и бельчонок, - он красноватый.

- Ребята, когда мы говорим желтоватый, красноватый?

Когда суффикс помог нам показать неполноту цвета, оттенок?

- Запишите слова, разберите их по составу.

III. Чистописание

Наши зверята устали и ушли домой. А мы запишем некоторые суффиксы и слова с ними:

- ушк: бабушка, Аленушка, Иванушка;

- ец: братец, слепец, огурец;

- иц: сестрица, ресница, кашица;

IV. Обобщение

- Расскажите о суффиксе по плану:

1) Что это такое?

2) Где стоит в слове?

3) Для чего служит в нашем языке?

Приведите примеры.

V. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились.

Читать еще:


Новые материалы:

Разработка урока математики по теме "Нахождение числа по его дроби". 6-й класс :: Статистические данные в жизни :: Математика, экология и мы :: Учебная литература как объект аналитико-синтетической переработки :: Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа :: Майнкрафт ( Minecraft ), 2019 :: Стулья / MOON TRADE / Стул Kenner 102M Модель 371 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD