Урок окружающего мира "Потребители и разрушители экосистемы леса" : Начальная школа

Класс: 3, образовательная система «Школа 2100» (автор учебника А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов и др.)

Технологии: ИКТ, метод проблемного обучения, элементы групповой работы.

Аннотация. Это второй урок, посвященный экосистеме леса,  по-своему сложен. Наряду с изучением рисунка с изображениями обитателей этой экосистемы и знакомством с хвойными и лиственными деревьями, учащиеся знакомятся с потребителями и разрушителями. Внимание обращается  на их роль в круговороте как  «едоков»  т.е. потребителей вещества и энергии,  и  их регуляторную роль. На уроке использован исследовательский метод изучения нового материала. Вместе с учителем ученики в ходе диалога обнаруживают уровень своего незнания и формулируют  вопрос, на который они будут искать ответ на уроке. В ходе рассуждения  учащиеся  предлагают  свои версии ответов на поставленные вопросы, проверяют  себя,  используя материал учебника. Ребята  решают  задачи в группах, парах и индивидуально,   выполняют самоконтроль,    делают   выводы из своих наблюдений. Применение на уроке ИКТ способствует  в более доступной наглядной форме донести до учащихся роль деятельности животных в экосистеме леса. Развивает у учащихся интерес, любознательность, внимание.

Практическая реализация. Урок проведён  21 января 2010 года; на уроке присутствовала Бочарникова Г.Х. (директор),  Рейндольф Т.А. (заместитель директора по УВР), Абнер И.Н.(учитель русского языка и литературы).

Конспект урока:

Цели:

Задачи:

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, учебник, раздаточный материал (карточки с задачами), модели лесной экосистемы (деревья, кусты, трава, цветы).

Оформление доски: слова для справки «цепи питания», «экосистема, «потребители», «разрушители», «круговорот веществ», «замкнутый», «незамкнутый»,  «ускоряет», «регулируют», « устойчивая».   

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Перемену отдохнули?
И опять звонит звонок.
Вы готовы?  Стол в порядке?
Начинается урок.

– Сегодняшний урок будет не совсем обычный. Почему? Во-первых, сегодня у нас  гости, а во-вторых, работать на уроке нам  будет помогать наш друг компьютер.
Выполнение дыхательной гимнастики, так как это четвёртый урок и на нем присутствуют гости (для снятия психологического напряжения).

II.  Постановка проблемы и актуализация знаний

Фронтальный опрос по изученному материалу.
– С какими экосистемами мы познакомились на предыдущих уроках? (Озеро, болото, луг, лес)
(Презентация, слайд 2)
– Почему я поставила стрелки? Ч то с ними происходит со временем?  (Озеро превращалось в болото, которое зарастало и превращалось в луг, который превращался в лес).
– В  чём  причина  неустойчивости?  (Незамкнутый круговорот веществ).
– О какой экосистеме мы говорили на прошлом  уроке? (Экосистема леса)
– Давайте смоделируем лесную экосистему. (Работа с раздаточным материалом в парах. Приложение 1).

(Презентация. Слайд 3) Ребята проверяют правильность моделирования экосистемы.
– О каких организмах вы рассказывали? (деревья, кустарники, травы)
– Как назвать их одним словом? (Растения)
– Какую роль растения играют в лесу? (Производители)
– Мы с вами не упомянули животных. Может быть, они в лесу не так важны? (Предположения ребят)
– На какой вопрос мы должны ответить на нашем  уроке? (Какова роль животных в экосистеме леса?)   (Презентация. Слайд 4)

Физминутка

III. Поиск решения проблемы

– Давайте проведём исследование, чтобы ответить на вопрос урока.
– Рассмотрите  рисунок на с. 62 и ответьте на вопрос к нему. (учащиеся в парах работают по рисунку сначала самостоятельно) (Составляют цепи питания). (Презентация. Слайд 5)
– Итак, какова роль животных – потребителей?  (Потребители участвуют в круговороте веществ.)
– Только ли в этом заключается их роль? Хотите узнать ещё?
(Презентация. Слайд 6)
– Короеды. Кто это? Что вы о них знаете? Почему эти жуки так названы? (Предположения ребят).

Решение задач. Что произойдет с растениями, если короед поселиться на… (Приложение 2).

(Класс делится на две группы,  с самопроверкой по учебнику с.63.).

– Давайте проверим ваше предположение по учебнику (страница 63.)
– А может, они ещё выполняют какую-то роль? Давайте продолжим исследование.
– Прочитайте текст на с.63. выделите ключевое слово. (Презентация. Слайд 7)
– Итак, какую роль играют животные в экосистеме леса?
(Презентация. Слайд 8)
– Какое это животное? Какую роль он играет в экосистеме? (Разрушитель)
– В каких условиях живут разрушители? Что им необходимо? (Питательные вещества, влага)
– А условия леса благоприятны для жизнедеятельности разрушителей?
– Как их деятельность тогда отразиться на круговороте веществ? Какой он будет? (Разрушители будут справляться со своей работой, круговорот веществ  будет замкнут).
Что мы можем сказать об  экосистеме леса? Сделайте вывод. (Лес – устойчивая экосистема).
– Какой был вопрос урока? Как мы на него ответим? (Животные, являясь потребителями, регулируют круговорот веществ в экосистеме леса). (Презентация. Слайд 9)
Какова была тема урока? (Потребители и разрушители лесной экосистемы) (Презентация. Слайд 10)

Физминутка

IV. Самостоятельное применение знаний

Группа ребят решают задачу необходимого уровня – 3 мин. (Приложение 3). Проверка с использованием интерактивной доски (тот, кто решил задачу раньше, вписывает слова-ответы).  (Презентация. Слайд 11)
Три ученика решают задачу программного уровня индивидуально  – 5 мин. (Приложение 4).  Проверка с использование интерактивной доски (тот, кто решил задачу раньше, вписывает слова, в проверке участвует уже весь класс).  (Презентация. Слайд 12)
– Человек влияет на жизнь в экосистемах?  Как? (Может нарушить полноценную жизнь леса).

V. Итог

– Каких потребителей можно встретить в лесу? (Презентация. Слайд 13)
– Чем они питаются?
– При каких условиях лес долго будет устойчивой экосистемой?

Оценки за работу на уроке.

VI. Домашнее задание

– Чтение текста и ответы на вопросы к теме 16.
– Выберете животное, вспомните,  что интересного вы о нем знаете. Напишите коротко об этом.

VII. Рефлексия

– Кто доволен своей работой на уроке?
– Какое задание вам сегодня больше всего понравилось?
– Как надо вести себя в природе?
– Урок окончен. Спасибо.

Литература:

  1. А.А.Вахрушев, О.А.Родыгина. Методические рекомендации для учителя.– М.: Баласс, 2009.
  2. А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А. С. Раутиан.  Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир» часть 1, 3-й класс. – М.: Баласс, 2008.

Приложение 1.

Раздаточный материал. Силуэты деревьев, кустарников, травянистых растений.

Приложение 2.

Задача 1. Что произойдёт с растениями, если короед поселится на молодом, здоровом растении?

Задача 2. Что произойдёт с растениями, если короед поселится на старом, больном растении?

Приложение 3.

Жёлуди дуба довольно тяжелы, поэтому они не могут разлетаться по ветру.  Догадайся и напиши как, расселяются дубы.

Осенью _________ находят  жёлуди и закапывают их _________________ , чтобы сделать запас на зиму. Многие жёлуди остаются _________________ и _______________ .

Приложение 4.

Допиши фразы,  и ты получишь рассказ о роли волков в  экосистеме  леса.

В результате неумеренной ___________ и вырубки  лесов лосей стало гораздо ___________ .  Взялись за ______________ хищников – волков. Запретили охоту на лосей. В результате лосей стало так ____________ , что они ______________ все молодые побеги сосен.  Место волков стали занимать __________________ .  Они опасались лосей, поэтому стали часто нападать на ____________________ .  Разладилось всё в экосистемах  лесной зоны. Оказалось, что без ____________  невозможна полноценная жизнь леса.

Слова для вставки: уничтожили, домашних животных, охоты, истребление, волков, много, одичавшие собаки, меньше.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок математики в 6-м классе по теме "Модуль числа" :: Внеклассное мероприятие по математике :: Урок с использованием ИКТ (10—11-й классы) :: Обобщающий урок математики в 7-м классе по теме "Решение текстовых задач" :: Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме "Иррациональные уравнения" :: Натуральные упыри ( Eat Locals ), 2016 :: Декор/Интерьерный декор/Напольные аксессуары/Другое / BePure / Тумбочка-стеллаж Giro ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD