Круг. Окружность : Начальная школа

Цель: познакомить учащихся с понятиями «круг» и «окружность»

Задачи: сформировать понятия: круг, окружность; научить применять для построения окружности циркуль; развивать логическое мышление, память, воображение; воспитание аккуратности, культуры общения и поведения в учебном процессе.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Устные упражнения.

У. Сегодня задание будет не простое. Выполнив правильно вычисления, мы сможем прочитать тему сегодняшнего урока.(Слайд1)

  1. Найдите сумму чисел 49 и 26
  2. Вычитаемое 100 уменьшаемое 42. Чему равна разность чисел?
  3. 92 минус8.
  4. 9х6
  5. Уменьшаемое 63, вычитаемое 26. Найдите разность.
  6. Число 26 меньше неизвестного числа на 49. Чему равно неизвестное число?
  7. Из 92 вычти 34.
  8. Увеличь 36 на 48.
  9. На сколько 47 меньше 93?
  10. Найти сумму чисел 25 и 38.
  11. Первое слагаемое 18, второе слагаемое на 1 больше первого. Найдите сумму чисел.
  12. К 43 прибавить 39.
  13. Какое число надо уменьшить на 26, чтобы получить 45?
  14. 8х6
 к  ж т  г о с  н у ь р
 75 46 71 54  37 82 63 84 48 58

Прочитайте тему нашего урока.

Д. Круг. Окружность.

У. Ребята, а как вы, думаете ,часто ли нам приходится встречаться с кругом и окружностью в повседневной жизни?

Д. Да.

У. Где мы можем увидеть круг?

Д. Форму круга могут иметь тарелка, блюдце…

3. Знакомство с новым материалом. Работа с учеником. (Слайд 2)

У. Откройте учебник на странице 44. Там мы снова встретимся с нашими старыми друзьями Мишей и Машей. А ещё сегодня у нас необычная помощница – коза Белочка. Давайте прочитаем разговор ребят и узнаем, о чём мы будем говорить сегодня.

Д. «Почему наша коза Белочка выщипала ровную площадку? Она же не знает геометрических фигур»,-спросил Миша у сестры.

«Мы забили колышек, чтобы привязать Белочку. Это- центр круга, в котором будет пастись Белочка. Привязали верёвку. Белочка не может отойти от центра больше, чем на длину этой верёвки. Именно так в геометрии и получается круг»,-объяснила Маша.

У. А теперь, ребята, нам необходимо выбрать правильный ответ или несколько ответов из перечисленных в задании №1. (Слайд 3)

Когда вся трава в пределах первоначального круга будет выщипана, то как можно дать возможность белочке пощипать свежей травки?

а) удлинить верёвку;
б) укоротить верёвку;
в) перенести колышек в другое место;

Проиллюстрируйте свой ответ.

Дети дают варианты ответов.

У. А теперь давайте рассмотрим рисунки 1 и 2 на странице 45. (Слайд 4) Светло-зелёным цветом на них обозначен первоначальный круг, где паслась Белочка. Темно-зелёным цветом обозначена новая область на лугу, на которой теперь Белочка может щипать травку. К какому варианту ответа из задания 1 соответствует каждый рисунок?

Ребята выбирают рисунок и дают пояснение.

У. В начале урока мы с вами сказали, что круг довольно часто встречается в нашей повседневной жизни, скажите, а есть ли игры, в которых мы встречаемся с этой геометрической фигурой.

Дети отвечают.

У.В задании №3 ребятам для игры нужно было обозначить круг на песке. Как им это сделать?

Д. Начертить круг можно с помощью веревки. Если один конец закрепить в центре, а с другим концом обойти вокруг, то получится круг.

У. А если нет верёвки?

Д. Верёвку можно заменить палкой.

У. А можно ли обозначить круг, если нет ни верёвки, ни палки?

Д. Да. Если несколько двое ребят возьмутся за руки, один из них будет стоять на месте, а другой обойдет вокруг него, то получится круг.

У. Для того чтобы начертить круг, нужно провести его границу. Ребята, а что значит граница фигуры?

Дети высказывают предположения.

У.Что является границей прямоугольника?

Д. Границей прямоугольника являются его стороны.

У. А как может называться граница круга?

Д. Эта граница может называться ОКРУЖНОСТЬЮ.

У. Правильно, ребята, эта граница называется окружность. А для того, чтобы построить окружность на чертеже используют специальный инструмент, который называется ЦИРКУЛЬ. (Слайд 5) Знакомо ли вам это слово?

Д. Да. На уроках русского языка мы знакомились со значением этого слова и с его правописанием.

У.Да. Совершенно верно. Мы знаем как нужно писать слово «циркуль».А как работать с циркулем мы познакомимся сегодня, и поможет нам в этом учебник. Рассмотрите рисунок и объясните, как с помощью циркуля проводят окружности.

Дети объясняют, как нужно работать с циркулем.

У. Ребята, как вы думаете, нужно ли соблюдать технику безопасности при работе с циркулем и почему.

Д. Дети объясняют, почему с циркулем необходимо работать аккуратно.

4. Построение окружностей. Работа в тетради.

У. Для того, чтобы правильно начертить окружность нужно карандашом отметит точку, в которой будет находиться иголка циркуля. Это нужно для того, чтобы в случае если иголка циркуля соскочит с данной точки, можно было легко её определить. Начертите две окружности, изменяя раствор циркуля.

Дети выполняют построение.

У.Каждая окружность определяет круг. Больший круг закрасьте красным карандашом, а меньший - синим.

Дети закрашивают.

У. Ребята, а кто из вас был в цирке? Как называется место, где выступают артисты?

Д. Арена.(Слайд 6)

У. Совершенно верно. Это место называется- арена. А какую форму имеет арена?

Д. Арена имеет форму круга.

У. А. знаете ли вы, что во всех цирках мира арена имеет одинаковый размер?

Как вы думаете, почему арена имеет форму круга? Почему выбрана именно эта форма?

Дети высказывают свои предположения.

У. Возможно вы знаете, что не только в цирке арена имеет форму круга, но и в некоторых видах спорта спортсмены выступают на площадках круглой формы. Как называются эти виды спорта?

Дети называют виды спорта.

5. Домашнее задание.

У. Дома вам предстоит отметить в тетрадях на печатной основе изображение круга(с.24 №1) и построить окружности при помощи циркуля (с.24 №2)

6. Итог урока.

У. Сегодня на уроке мы познакомились с геометрической фигурой, которая называется…

Д. Круг.

У. Граница круга называется…

Д. Окружность.

У. Окружность можно начертить при помощи…

Дети перечисляют при помощи чего можно начертить окружность.

У.Вам понравился урок. Если Да, то поднимите зелёный кружок, а если нет, то красный.

Дети поднимают карточки-сигналы.

Презентация.

Читать еще:


Новые материалы:

Курс "Основы религиозных культур и светской этики". Урок на тему "Добро и зло". 4-й класс :: Урок русского языка по теме "Наречие". 4-й класс :: «На лесной полянке». Внеклассное мероприятие (игра-путешествие) по окружающему миру во 2-м классе :: Урок на тему «Сложные слова» :: Урок окружающего мира по теме "Москва златоглавая" :: Двуличный любовник ( L'amant double ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Комоды/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Комоды / Витра / Комод Витра ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Контрольно-измерительные материалы по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» : Физика

В статье представлены материалы для текущего контроля знаний в 10-м классе по теме «Основы молекулярно-кинетической теории», а именно: основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование, основное уравнение МКТ, температура и ее физический смысл. Три проверочные и две контрольные работы выполнены в нескольких вариантах.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD