Корень. Родственные слова : Начальная школа

Цели:

  • формировать умение определять в слове корень;
  • формировать представление о родственных словах, корне слова, однокоренных словах;
  • учить выделять корень в однокоренных словах;
  • развивать чувство сотрудничества, взаимопомощи.

Задача: cоздать условия для комфортности ученика на уроке.

Оформление доски:

левая часть:

  • корень,
  • родственные слова,
  • однокоренные.

правая обратная часть доски:

Корень слова - значимая часть,
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова.

Наглядность: карточки, толковый словарь. Приложение 1.

Ход урока

1. Чистописание.

Бб

Какие звуки обозначает буква?

Дайте характеристику этим звукам. Березонька, березка, подберезовики, березовый, березняк. Записать слова.

Прочитайте слова, записанные на доске. На какие вопросы они отвечают?

Определите часть речи.

Чем интересны эти слова?

От какого слова они произошли? (Береза)

II. Послушаем сказку “Семья слов”.

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться.

Когда корень разрастался, у него появлялись слова - веточки, и назвали их однокоренными. А так как они все были дети одного корня-папы, то еще их назвали родственными.

Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем.

Почему сказка называется “Семья слов”? Какие главные слова вы выделили бы из этой сказки? Корень, родственные, однокоренные (открывается запись на доске). Что такое корень вообще?

В “Толковом словаре” несколько значений этого слова. Послушайте.

  1. Подземная часть растения, с помощью которой он укрепляется в почве и получает питание. “У дерева засыхают корни”.
  2. Начало, источник, основа чего-то. “Корень учения горек”.
  3. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, когтя. “Зуб вырвали с корнем”.
  4. Основная часть слова. Корень - “ход” в словах: выход, заходи, переход, проходить.

- На уроке мы будем использовать какое значение этого слова?

Корень - основная часть слова.

- Как вы думаете, какова же тема сегодняшнего урока?

Мы разобрали значение слова “корень”, что обозначает слово “родственные” по-вашему мнению?

Это родственники, близкие по смыслу слова. Обратимся к учебнику с. 65, как автор называет родственные слова. Что же за слова записаны на доске?

- Почему вы так думаете?

(Произошли от одного слова “береза” и имеют одинаковую общую часть). Из глубокого уважения к родителю однокоренные, родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный

- Давайте выделим корень в родственных словах.

III. Работа с учебником.

1. Стр. 60, упр. №1. Обратимся опять к сказке. Сначала посмотрите на рисунок, о чем
будем читать? (О грибах)

Чтение сказки.

На лесной поляне встретились большой белый гриб-боровик и маленький грибок -подосиновик. Завели они свои грибные разговоры. Вдруг раздались голоса грибников... Подумайте, почему боровик - гриб, а подосиновик - грибок? Кто такие грибники? Есть ли родственные слова в сказке? Назовите их, почему их называют родственными? Карандашом выделите корень в этих словах. Что же общего в значении родственных слов? (Корень)

2. Автор нашего учебника, Лидия Михайловна Зеленина, дает объяснение этого слова. Стр. 64. Читаем.

Общая, главная часть родственных слов называется корнем.

- Почему общая? (Во всех родственных словах).

- Главная? (Без корня нет слова).

3. Проверим это на группе родственных слов. Упр. 4, читаем скороговорку три раза “про себя”. Чтение вслух.

Задание по вариантам. Подобрать родственные слова к выделенным в скороговорке словам.

1 вариант - кот,

2 вариант – козочка:

используя слова: корова, котище, коза, баран, котенок, козел, овца, козленок, теленок.

4. Самостоятельная работа.

5. Проверка.

Защищать свой вариант будут Лида и Регина, записывая слова в столбик. Самостоятельно выделите корень в родственных словах.

- Какой корень выделили учащиеся:

1 варианта? (Кот)

2 варианта? (Коз)

IV. Вывод.

Прочитаем текст, записанный на доске. Объясним значение каждого предложения.

Корень слова - значимая часть (без корня нет слова).

Над словами родственными держит власть (главная часть).

Выясни умело линию родства - однокоренные подбери слова (близость по смыслу).

Физминутка

V. Дома в предложениях найдете родственные слова слову “лес”, выделите в них корень.

Запишите в судовые журналы домашнее задание: стр.61,  №2.

VI. Сейчас дружная работа в группах. Вспоминаем правила работы:

  • будь внимателен;
  • помогайте друг другу;
  • работай тихо, чтобы не помешать другим группам.

В данном тексте найти родственные слова, выписать их на чистый лист, выделить корень. (Группам выдаются тексты – приложение)

VII. Проверяем работу в группах с записью на доске (обратная сторона доски).

снег вода рыба
заснеженный заводь рыбалка
снежная подводное рыбаки
снежки водяной рыбку
снеговой водичкой рыбешку
снеговик водопровод рыбный
снежинки рыбацкая
снегурке рыбачкам
подснежники

1. Снега, рыбу - это однокоренные слова?

Нет. Это форма слова, потому что основа слова не изменилась. Снег, снега; рыба, рыбу;

2. Лидеры групп, оцените работу каждого ученика (оценки комментируются).

VIII. - Кто сегодня чувствовал себя уютно на корабле?

У кого не испортилось настроение?

А хотите его поднять? Послушайте стихотворение С. Иванова “Родственники”.

- Вы кто такие?

Я - Гусь, это - Гусыня, это - наши Гусята. А ты кто?

- А я ваша тетя - Гусеница.

Права ли Гусеница? Почему ее нельзя принять в эту семью родственных слов? (Ответы детей)

IX. - Что нового узнали на уроке?

- Поднимите руку, кому было интересно.
Поблагодарите друг друга за помощь.

- Ребята, спасибо за работу!

Читать еще:


Новые материалы:

Информационное образовательное пространство школы :: Технология скорочтения :: Самостоятельные внеаудиторные занятия :: Конструирование учебного занятия производственного обучения с использованием интерактивных технологий :: Проект: от замысла к результату (взгляд на работу глазами учителя – руководителя проекта) :: Хэппи-энд ( Happy End ), 2017 :: Мягкая мебель/Диваны / MnogoMeb / V-100 угловая секция (большая) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как правильно качать пресс женщине

Как правильно качать пресс девушкам Школа бокса > > Практика > > Как правильно качать пресс девушкам« Мужчины любят глазами» - выражение, которое в первую очередь...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Домашний рецепт для похудения

Простые рецепты для похудения в домашних условиях Очень печально, но современное общество столкнулось с проблемой лишнего веса. Но не стоит впадать в крайности и...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD