Интегрированные уроки обучения грамоты (чтение и письмо) по теме "Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч']. Письмо строчной буквы "ч"" : Начальная школа

Интегрированные уроки обучения грамоты (чтение и письмо) по теме "Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч']. Письмо строчной буквы "ч"" : Начальная школа

Тема: «Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч,]. Письмо строчной буквы ч».

Цели:

  • сформировать представление о звуке [ч,] как о мягком непарном согласном;
  • способствовать формированию правильного, сознательного, плавного чтения; 
  • воспитывать умение ценить время и рационально его использовать

Задачи:

  • познакомить с графическим образом букв Ч, ч;
  • развивать фонематический слух, логическое мышление;
  • научить писать строчную букву ч.

Предметные результаты: научиться отличать непарный глухой  мягкий согласный звук [ч,], обозначать этот  звук на письме; приводить примеры прямых и переносных значений слов; научиться писать строчную букву ч, сочетания чк.

УУД: 

  • регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
  • познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме,  в том числе творческого и исследовательского характера; использовать знаково-символические средства;
  • коммуникативные: слушать собеседника.      

Личностные результаты: принятие образа «хорошего ученика».

Оборудование: Т.М. Андрианова «Букварь», В.А. Илюхина «Пропись № 4», презентация, карточки с текстом, дерево с листочками, карточки с буквами.

Ход урока

I. Организационный момент.  

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!

II. Повторение пройденного.

– Найдите букву, с которой познакомились на прошлом уроке? (Буква «ц») Что вы узнали об этой букве?

– Какие буквы  ещё спрятались за листочками чудо-дерева? (Приложение 1) (На чудо-дереве за листьями спрятались буквы, часть буквы закрыта. Ученик называет букву, подходит и снимает ее с дерева.)

– На какие две группы можно их разделить? Почему?

III. Формулирование темы и целей урока.

– А сейчас я называю слово, а вы подбираете к нему противоположное по смыслу, найдите в этих словах общее и сформулируйте тему урока.

белый – … (черный)

грязный – … (чистый)

целое – … (часть)

– Что общего в этих словах?  Сформулируйте тему урока. Слайд 1. (Приложение 3)

– А теперь сформулируйте цели урока. Слайд 2.

IV. Знакомство с новым звуком.

– Сегодня у нас на уроке гость, сказочный герой. Имя его соответствует схеме и теме урока. Кто это? Слайд 3.

рис.1

– Почему вы считаете, что это Чебурашка? (В слове 4 слога, 3-ий ударный, оно начинается со звука  [ч,]).  Слайд 4.

– Из какой сказки пришел Чебурашка? Кто автор? (Эдуард Успенский «Крокодил Гена»)

– Произнесите слово «Чебурашка», выделяя в нем первый звук.  Назвать его. ([ч,])

– Как проходит воздух через горлышко: свободно или встречает препятствия?

– О чем это говорит?

– Что слышим при произнесении этого звука: голос, голос и шум или только шум? Какой звук?

– Как произносится твердо или мягко? Какой звук?

– Итак, дайте характеристику звука [ч,].

– А сейчас я произнесу несколько слов. Определите, какой звук следует за звуком  [ч,]  в каждом слове и каким является звук [ч,] твердым или мягким?

чистый       грач

– Придумать слова, в которых звук [ч,] был бы твердым.

– Какой вывод  сделаете из ваших наблюдений? (Звук [ч,] всегда мягкий.)

– Дайте характеристику звука [ч,].

– Какое обозначение выберите для звука [ч,]?

– Чебурашка и крокодил Гена в сказке построили дом. Дом получился красивый и большой. И вот они пригласили гостей. К ним пришли лев Чандр, обезьянка Чита.

– Кто еще пришел к ним в гости? Почему? (Чиполлино, черепаха, чайка, чиж, чибис).

– В какие игры, с какими игрушками играли друзья? (Чехарда, салочки, обруч, мяч, скакалочка, качели.)  Слайд 5.

V. Физминутка.  Давайте и мы свами поиграем.

Лучшие качели                                                            Кто весь век качается,
Гибкие лианы.                                                              Да-да-да!
Это с колыбели                                                            Тот не огорчается
Знают обезьяны.                                                          Никогда!

(Ученики слегка пружинят в коленях с раскачиванием рук вперед-назад (качели). Когда говорят: «Да-да-да!» — хлопают, произнося две последние строчки — прыгают.)

VI. Знакомство с новой буквой.

– Итак, с каким звуком познакомились? Охарактеризуйте его.

– Назовите слова, в которых звук [ч,] находится в  начале слова, в середине, в конце.

– Покажите букву, которая обозначает звук [ч,].

– Как она называется? («че»)

– На что похожа буква Ч? Выложите из палочек.

Ч мы пишем как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

VII. Письмо строчной буквы ч.

– Как думаете, что сейчас будем делать? (Учиться писать строчную букву ч.)

– Да, сейчас будем учиться писать строчную букву ч. Пропись с.32

– Посмотрите на печатную и письменную буквы. Обведите пальчиком.

– Чем похожи? Чем отличаются?

– Ставим ручку на середину рабочей строки, поднимаемся по наклонной линии вверх, без поворота ручки выписываем  «дужку»  примерно на 1/3 вниз, коснувшись верхней линеечки, без поворота опускаемся по наклонной линии вниз, «качалочка», крючок до середины. Слайд 6.

– Давайте вместе напишем в воздухе букву ч.

– А теперь в прописи по элементам.

– Посмотрите на первую строку. Обведите самую лучшую букву. Постарайтесь, чтобы у вас все буквы были такими красивыми.

VIII. Чтение и запись слогов и слов с буквой ч.

На доске:   ча  чо  че  чу  чи  Слайд 7.

(Изменение силы голоса: чем выше слог, тем громче будем его читать.)

ча ↑     чо ↑     че ↑     чу ↑   чи ↓ Слайд 8.

ча  ↓     чо  ↓     че  ↓    чу  ↑   чи ↑ (Слоги, рядом с которыми стрелка указывает вверх, читаем высоким голосом, а слоги, где стрелка – вниз, низким, сердитым голосом.)

– Гости подарили Чебурашке и крокодилу Гене подарок.

Нет ног, а хожу.
Рта нет, а скажу.
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.  (Часы)

– Посмотрите, какие необычные часы подарили гости. (Приложение 2)

– Что можно делать с помощью этих часов? (Читать)

(Ча, чо, чу, чи, че; чар, чон, чуг, чип, чет; чарм, чонл, чугд, чипс, четз.)

– А теперь посмотрите, как соединяется буква ч с другими буквами. Пропись с. 32

Запись сочетаний ча, че, чв, чо.

– Составить схему слова «часы».

– Дать характеристику каждому звуку.

– Прочитать слова в столбиках. Букварь с. 96

– Чем отличаются слова чудно и чудно? (Чýдно – прекрасно, великолепно; чуднó – странно; в последнем столбике буквой ч обозначается звук [ш] – слова «что», «чтобы».)

– Сравните слово «чудо» с его звуковой схемой.  Дать характеристику каждому звуку.

– Пропись. 32.  Прочитать слова. Запишите.

Запись слов: час, чип, чай, ключ, обруч. Подчеркните нашу букву. Составьте с одним словом предложение.

– Прочитайте первую пару слов.Составьте следующие пары.

– Что за слова прочитали?

– Какое значение имеют слова лисичка, ручка?

– Эти буквы-подружки всегда крепко цепляются друг за дружку. Слайд 9.

Запишем: лисичка, плотвичка. Подчеркните в словах сочетание чк.

– Составьте слова. Пропись с.33.

Составление и запись слов: плачу, стучу, чулок, чугун. Подчеркнуть сочетание чу.

IХ. Физминутка.  Мы писали, мы  устали,  мы немножко отдохнём.

Сидя, руки подняты вверх,  сжать кисти в кулаках, разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Х. Чтение и запись предложений.

– Необычные часы подарили гости Чебурашке и крокодилу. Без часов не обойтись. Послушайте разговор Бобика и Барбоса. Букварь с. 96

– Я прочитаю текст, а вы слушаете и следите.

– Почему Бобик не понимал слов Барбоса? (Слова «ходить» и «бить» использованы в тексте в переносном смысле.)

– Разыграйте эту сценку. (Работа в парах. Чтение текста «шёпотом», а затем стараются близко к тексту передать диалог.)

– Рассмотрите рисунки в конце страницы. О каких предметах можно сказать, что они идут? (О поезде, человеке, дожде, дыме.)

– О каких предметах можно сказать, что они плывут?  (О корабле, облаке.)

– О каких предметах можно сказать, что они ползут?  (О туче, улитке.)

– В каких случаях слова использовались в прямом смысле? (Когда речь шла о человеке, корабле, улитке.)

– В каких случаях слова использовались в переносном смысле? (Когда речь шла о дожде, поезде, облаке, туче, дыме.)

ХI. Физминутка.

Тик-так, тик-так,
Тик-так, тик-так. (Наклон головы то к одному, то к другому плечу.)
Налево – раз, направо – раз.
Мы тоже можем так.
Тик-так, тик-так,

ХII. Продолжение работы над предложением и текстом.

Говорят: «Часы стоят».
Говорят: «Часы спешат».
Говорят: «Часы идут,

Но немножко отстают».
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но они стоят на месте.

– Когда говорят о часах: спешат, идут, стоят?

– Почитай пословицу в букваре на с. 96. Как понимаете?

– Восстановите пословицу в прописи на с.33. (Хорошо того учить, кто хочет много знать.)

– Как понимаете смысл? Запишите пословицу.

– Назвать орфограммы.

ХIII. Физминутка.

Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, на них смотри –
Головою не крути.
Руки вниз ты опусти
Глазами следом ты веди.
Закрой глаза, теперь открой…
Посмотри перед собой.

Посмотри перед собой.

ХIV.  Продолжение работы над текстом. Слайд 10.

– Чтобы никуда не опаздывать, друзья пользовались другими часами. А какими, вы узнаете, прочитав текст. (У каждого ученика свой текст). Прочитайте его и сформулируйте задание.

рис.2 часы.

По рис.2 можно узнавать время. Раннее летнее утро. К шести часам открыл синий глазок колокольчик. Подняли золотые головки одуванчики. Краснеют нежные рис.2 полевой гвоздики. К восьми часам распустилась жёлтая кувшинка, белая лилия.

Спадает летняя жара. Оживают другие рис.2. Посади на клумбе рис.2 часы.

Они покажут точное время.

– О каких еще часах вы узнали? Слайды 11-15.

– Мы должны быть точными. Наши часы показывают, что скоро конец урока. Подведем его итог.

ХV. Итог урока.

– Что объединяет слова «человечный»,  «человеколюбивый», «чистоплотный», «чистосердечный», «чудесный», «честный»,  «чуткий»? (В словах есть звук [ч,], эти слова характеризуют хорошего человека.)

– Молодцы! Я думаю, что и вы будете человечными, чуткими, честными.

– Итак, с каким новым звуком  познакомились? Охарактеризуйте звук [ч,].

– Как называется буква, которая обозначает этот звук? О чем расскажете дома?

– А сейчас вас ждет …… перемена. Подобрать подходящее слово с буквой «ч». (Дополняют предложение: чудесная, замечательная, необычная.) Слайд 16.

Используемая литература:

  1. Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте». – М., Владос, 2002.
  2. В.А. Илюхина «Обучение грамоте в 1 классе по «Прописям» В.А.Илюхиной».– М., Астрель, 2012.
  3. Л.Т. Терещук «Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению) – Волгоград: Учитель, 2012.
  4. Интернет-ресурсы.
Читать еще:


Новые материалы:

Информационно-познавательная игра «Поле чудес» по теме "Дорогами войны шли наши земляки" :: Планирование и организация коллективных творческих дел в учреждении дополнительного образования :: "В гости в Простоквашино" - мюзикл "Репка" по мотиву русской народной сказки :: Внеклассное занятие "Крылатые слова и выражения" :: Внеклассное мероприятие "Во славу Отечества" :: Властелины вселенной ( Masters of the Universe ), 2019 :: Мебель/Мебель для дома/Тумбы/Интерьерные тумбы / Etg-Home / Тумба Leontina Black ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD