Введение понятия "гласный звук". 1-й класс. УМК "Начальная школа XXI века" : Начальная школа

Цели деятельности педагога: помочь уяснить понятие «гласный звук»; организовать работу (наблюдение, анализ) по выявлению особенности гласных звуков – отсутствие при их произнесении преграды; научить выполнять звуковой анализ слов, обозначать гласный звук красной фишкой; создать условия для развития фонематического слуха и активизации словаря учащихся.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают, что такое «гласный звук»; умеют выявлять особенности гласных звуков, выполнять звуковой анализ слов.

Метапредметные:

  • Познавательные: общеучебные – выполнение звукового анализа слов; ознакомление с обозначением гласных звуков в модели слова; логические – построение рассуждений о значении понятия «гласный звук»; составление слова из указанных звуков в других словах.
  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свой действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
  • Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: высказывать свое мнение.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель:

Мы первоклассники сознательные,
За партой не вешаем носа.
Сидим мы прямо, как знак восклицательный,
И не сидим, как знак вопроса.

II. Объявление темы и постановка учебной задачи

– Тысячи разных звуков окружают нас: речевые и неречевые звуки. Представьте, вы оказались на животноводческой ферме. Выберите себе роль. С помощью звуков покажите, кто вы. Вы на птичьем дворе. С помощью звуков покажите, кто вы.

– Какие звуки вы услышали? (Неречевые звуки.)

– Сегодня мы продолжим работу со звуками речи, проведем звуковой анализ новых слов, узнаем, какие звуки называются гласными.

III. Открытие нового знания.

1. Интонационное выделение гласных звуков.

– В слове есть один звук, который можно очень громко крикнуть, пропеть. Когда вы его произносите, ничто во рту не мешает – ни губы, ни зубы, ни язычок. Угадайте, какой это звук? ([а]).

– Обозначьте его фишкой красного цвета.

Аналогичная работа проводится со словами «нос», «кит», «лук», «лес».

– Звуки [а], [о], [и], [ы], [и], [э] – называются гласными. Их шесть.

– В старину голос так и называли: глас.

– Как вы думаете, при чем тут голос?

– Оказывается, гласные звуки образуются голосом. Давайте это проверим. Поднесите ладонь к горлу, легко прижмите.

– Произнесите гласный звук [а]. Что вы почувствовали под ладонью? (Внутри горла под ладонью что-то дрожит.)

– Произнесите другие гласные звуки.

– Вот здесь, в горле, и живет голос. Внутри горла находятся две упругие мышцы. Они натянуты, как струна на гитаре. Это голосовые связки. Когда мы произносим гласные звуки, голосовые связки колеблются, дрожат. Так возникает голос.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

2. Игра «Назовите слово» ( с гласным звуком)

Учитель называет гласный звук, ученики – слова, в которых есть этот звук. Приветствуется интонационное выделение звука.

– Ребята, чьи имена начинаются с гласного звука? Встаньте и произнесите свое имя, выделяя первый звук.

3. Работа по учебнику.

Выложите фишками гласные звуки.
В садочке есть плод, он сладок, как мед,
Румян, как калач, но не круглый, как мяч,-
Он под самой ножкой вытянут немножко. (Груша.)

– Выделите последовательно каждый звук в слове.

– Какие гласные звуки есть в этом слове?

– Обозначьте гласные звуки красными фишками.

– «Прочитайте» слово «груша», соотнеся произнесение с движением указки по схеме.

IV. Физкультминутка

4. Дифференцированная работа.

1-я группа работает с учителем.

– Отгадайте загадки. Если отгадка начинается на гласный звук, составьте схему этого слова.

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста.)

К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи. (Арбузы.)

Круглое, румяное. Я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко.)

То назад, то вперед ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе! Продырявит море! (Утюг.)

2-я группа работает самостоятельно.

Как на нашей грядке выросли загадки:
Сочные да крупные, вот такие круглые,
Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидоры.)

В Полотняной стране по реке Простыне
Плывет пароход то назад, то вперед.
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. (Утюг.)

Сам алый, сахарный, кафтан зеленый бархатный. (Арбуз.)

Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь – гладко, откусишь – сладко. (Яблоко.)

Наклонилась над рекой – уговор у них такой:
Обменяет ей река окунька на червяка. (Удочка.)

V. Итог урока. Рефлексия.

– С какими звуками познакомились?

– Какие гласные звуки вы запомнили?

– Сколько гласных звуков?

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос поет,
Звук получается… (гласный).

Читать еще:


Новые материалы:

Урок математики "Сложение и вычитание смешанных чисел". 6-й класс :: Интегрированный урок "математика + ПДД" по теме: "Подготовка к решению сложных задач" :: Математика и бизнес :: Действия с обыкновенными дробями. Звездный час дроби. 6-й класс :: Метод оценки при решении тригонометрических уравнений :: Побег из Рио ( Going to Brazil ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Кровати/Детские кровати / МФ 4 Сезона / Кровать двухъярусная Милан ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Когда нужно есть когда худеешь

...

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Онлайн фитнес для похудения дома

Фитнес тренировка для похудения (онлайн видео) Видео урок « Фитнес для похудения» поможет любой женщине воплотить ее мечту в жизнь – обрести идеальную фигуру и...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD