Комбинированный урок-путешествие "математика + окружающий мир" "Воинская слава" : Начальная школа

Цели: Закрепление изученного материала по математике и окружающему миру в 4классе. Развитие познавательных способностей.

Задачи:

  1. Повторение и закрепление теоретических знаний.
  2. Совершенствование вычислительных навыков.
  3. Развитие речи учащихся.
  4. Развитие умственных способностей.
  5. Привитие интереса и любви к учебным предметам.
  6. Расширение кругозора.
  7. Воспитание патриотических чувств.

Оснащение урока: портреты полководцев, карточки с числами и буквами, карточки с дробями и слогами, карта полуострова Крым, фотография Московских триумфальных ворот в С.-Пб, ТСО – телевизор и видеомагнитофон, видеосюжет о взятии Измаила (отрывок из фильма “Суворов”).

Ход урока

Учитель: Приближается великий День Победы – 9 мая, и сегодня мы будем говорить о воинской славе, о тех, кто отстаивал рубежи нашей Родины.

Сегодня у нас необычный урок – путешествие. С помощью машины времени мы перенесемся в 18 век, во времена правления императрицы Екатерины ΙΙ. “В этом путешествии вы сможете узнать, как в тяжелейших боях российской армией и флотом были завоеваны берега Черного и Азовского морей и открыты южные торговые пути. Как талантом и трудом многих русских людей строилась наша страна, как она становилась в один ряд с великими европейскими державами”. [1]

План нашей работы:

1) эстафета;
2) задача № 2, стр.71 (самостоятельно);
3) задача № 4, стр.72 (у доски);
4) задача № 2, стр. 72 (устно);
5) задачи № 2, стр. 74 (самостоятельно);
6) задача № 3, стр. 74 (устно);
7) уравнения;
8) дроби.

Проверим боевой дух нашего класса.

Эстафета между колонками.

Какая колонка быстрее и правильнее решит примеры? (Учащиеся по цепочке выбегают к доске и записывают по порядку по одному ответу. Мел является в данном случае эстафетной палочкой.)

В завершении эстафеты узнаем имена выдающихся военачальников того времени, чьи славные дела вершили историю нашей страны. Для этого к каждому полученному ответу подставим соответствующую букву.

1 колонка 2 колонка 3 колонка
задания ответы задания ответы задания ответы
120 × 8 = 960 Р 210 : 3 = 70 О 1000 – 40 = 960 Р
360 : 90 = 4 У 600 + 360 = 960 Р 35 × 2 = 70 О
573 + 200 = 773 М 5000 + 6000 = 11000 Л 500 : 2 = 250 В
270 – 150 = 120 Я 400 – 330 = 70 О 123 – 119 = 4 У
130 + 160 = 290 Н 700 – 450 = 250 В 90 × 9 = 810 Ш
400 × 6 = 2400 Ц 70 × 30 = 2100 С 110 + 160 = 270 А
160 : 80 = 2 Е 240 : 80 = 4 У 540 : 90 = 6 К
1000 : 4 = 250 В 5 × 50 = 250 В 150 – 80 = 70 О
800 – 210 = 590 _ 490 : 7= 70 О 170 + 80 = 250 В

Проверим полученные ответы. Победила … колонка. Какие фамилии у нас получились? Прочитаем их хором. (На доску вывешиваются портреты полководцев.) Класс к путешествию готов!

“Осенью 1768 года правительство Турции объявило России войну. Это была война за южные моря и торговые морские пути”.

Учитель: Фельдмаршал Петр Александрович Румянцев. Первые победы русской армии в войне с Турцией.

Читает ученик по учебнику: “К началу войны с Турцией П.А. Румянцев был опытным полководцем, одержавшим немало побед, и императрица Екатерина ΙΙ ρделала его главнокомандующим русскими войсками в турецкой войне.

В битве при реке Кагул 21 июля 1770 года русские войска, возглавляемые фельдмаршалом Румянцевым, который лично бросился в бой и повел полки в наступление, разгромили объединенную армию противника”.

Самостоятельное решение задачи № 2, стр.71 учебника.

Под началом Румянцева находилось 27 000 пехотинцев и 3 000 бойцов конницы. Во сколько раз силы противника превышали силы русских, если армия великого визиря состояла из 150 000 человек?

/Проверка устно с объяснением. Что узнавали каждым действием?

150 000:(27 000 + 3 000) = 5 (раз)/

Задачу № 4, стр. 72 мы решим вместе, у доски.

В 14 часов 07 минут отряд русской конницы начал преследовать отряд противника. Отступавший к переправе через Дунай со скоростью 180 м/мин. В этот момент расстояние между ними было 495м. С какой скоростью должен был двигаться отряд русской конницы, чтобы догнать турков через 11 минут?

(На доске 1 ученик чертит схему к задаче, 2 ученик записывает решение по действиям с пояснениями, 3 ученик записывает другой способ решения задачи.)

Решение 1-м способом.

1) 180•11=1980 (м)
2) 1980 + 495 = 2475 (м)
3) 2475:11 = 225 (м/мин)

Решение 2-м способом.

1) 495:11=45 (м/мин)
2) 180  +45 = 225 (м/мин)

/Наводящие вопросы при затруднении в выборе второго способа: Кто шел с большей скоростью? Кто догонял? А насколько его скорость должна быть больше? (На скорость сближения.) Как найти скорость сближения?/

Учитель: “После решающего Кагульского сражения турецкие крепости на левом берегу Дуная были завоеваны русскими войсками почти без боя”.

Учитель: Генерал Алексей Григорьевич Орлов. Победы русского флота.

Читает ученик по учебнику: “Для полного успеха русской армии требовалось победить не только сухопутные войска противника, но и его флот. Однако в то время у России не было своих кораблей на южных границах. И тогда к берегам Турции был направлен отряд Балтийского флота под командованием генерала А.Г. Орлова.

Летом 1770 г. Русская эскадра нанесла неприятелю сокрушительный удар в Чесменской бухте”.

Задача № 2, стр.72 на сообразительность (решается устно).

В 23 часа 59 минут 25 июня в самый центр эскадры противника двинулись четыре русских зажигательных судна, через 25 минут экипажи судов подожгли запалы, еще через 15 минут раздался взрыв, разметавший суда турецкой эскадры. Назови дату и время этого взрыва.

/Как считали? 25мин. + 15 мин. – 1 мин. Ответ: 26 июня 0 ч. 39 мин. Встаньте, у кого получился такой же ответ./

В июле 1774 года Россия и Турция заключили мирный договор. Россия приобрела выход к Черному морю и право иметь здесь свой флот”.

Учитель: Генерал Александр Васильевич Суворов. Взятие Измаила.

Читает ученик по учебнику: “Надеясь вернуть утраченные владения, в 1787 г. султан вновь объявил войну России. Русские войска одержали в этой войне множество славных побед. На весь мир прогремело имя гениального полководца А.В. Суворова, за всю жизнь не проигравшего ни одного сражения. Для окончательного изгнания турок с северных берегов Черного моря нашим войскам нужно было взять крепость Измаил на Дунае. Построенная французскими инженерами, эта крепость считалась неприступной”.

Задачу № 2, стр.74 решите самостоятельно.

На штурм Измаила были направлены 7 колонн русских войск, в среднем по 5 000 человек в каждой колоне. Крепость защищали 40 000 янычар. Чьих войск было больше и на сколько?

/Взаимопроверка. 40 000 – (5 000 × 7) = 5 000 (÷.) Сравним первую задачу с этой. Чем похожи и чем отличаются их вопросы? Какого вида эти задачи? Встаньте, кто решил правильно./

Задача № 3, стр.74 решается устно в паре с соседом.

В 4 часа 57 минут 11 декабря 1790 года ударные колонны русской пехоты двинулись на штурм Измаила. В 15 часов 42 минуты крепость пала. Сколько времени длилось сражение?

/Как рассуждали? (До 5.00 – 3 мин.; до15ч. 42 мин. – 10 ч. 42 мин. Итого – 10 ч. 45 мин.)/

Учитель: Предлагаю вашему вниманию видеосюжет о взятии Измаила. (ТСО) [2]

Учитель: Адмирал флота Федор Федорович Ушаков.

Читает ученик по учебнику: “Окончательный удар Турции на море нанесли корабли молодого Черноморского флота под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова. На него возлагалась ответственная задача – поддерживать войска Суворова. В конце лета этого же года русская эскадра нанесла первый сокрушительный удар турецкому флоту”.

Решите уравнения и вы узнаете, как назывался полуостров, завоеванный русской армией в этой войне. (На доске двусторонние карточки с ответами и буквами.)

160 • x = 3 200

120 : x = 30 • 2

y• 160 = 900 + 700

320 • 2 – x = 240

x = 20 (К)

x = 2 (р)

y = 10 (ы)

x = 400 (м)

/Учащиеся выходят к доске, объясняют выбор решения, рассказывают правило нахождения неизвестного компонента, называют ответ, переворачивают карточку./

Учитель: “В 1791 году Россия и Турция подписали мирный договор. Южные границы России были окончательно утверждены на берегах полуострова Крым”. (На доску вывешивается карта Крыма.)

В честь победы русской армии в русско-турецкой войне в Санкт-Петербурге был установлен памятник. Вы узнаете его название, если правильно расставите дроби в порядке возрастания. (На доске карточки с дробями и слогами на обратной стороне.)

Вопросы: 1) Чему равен 1 век? 2) Как найти часть от целого? 3) Как считали?

25/100 в – “ков”; 1/2 в.– “во”; 3/4 в. – “та”; 2/25 в. – “Мос”;

6/10 в. – “ро”; 3/10 в. – “ски”; 2/5 в. – “е”

/Учащиеся выполняют вычисления в тетрадях, находя значение каждой дроби, расставляют карточки в нужном порядке на доске. Переворачиваем карточки и читаем слово. На доску вывешивается фотография с изображением Московских Триумфальных ворот./

Подведение итогов урока.

Было ли вам интересно на уроке? Какие задания вызвали затруднения? С чем легко справились? Что понравилось, что запомнилось?

Дома вы решите задачи № 4, 5 стр.73; № 1, 2 стр.74 и узнаете еще много интересного о русско-турецкой войне.

Выставление оценок (по ходу урока и в конце).

Мы с вами успешно завершили путешествие в прошлое и возвращаемся, в какой век? Спасибо всем за продуктивную работу.

Использованные материалы:

  1. Учебник Демидовой Т.Е., Козловой С.А., Тонких А.П. “Математика” 4 класс, стр.71, уроки № 116–117.
  2. Видеосюжет – отрывок из фильма Алексея Денисова “Суворов” NINJA FILMS STUDIO 2010 год.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок геометрии по теме: "Сумма углов треугольника" :: Урок математики в 5-м классе (коррекционный класс) :: Использование технологии развития критического мышления в системе уроков математики как средство развития познавательной активности учащихся :: Урок-лекция в 9-м классе на тему "Последовательность, понятие, определение. Возрастающие и убывающие последовательности. Способы задания последовательности" :: Урок математики в 6-м класе "Наименьшее общее краткое" :: Яна+Янко, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Журнальные столы / Компасс-мебель / Стол журнальный Ассоль АС-12 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD