Детство, опаленное войной. 4-й класс : Начальная школа

Цели и задачи:

  • Воспитательные:
    • формирование современного цивилизованного человека, гражданина и патриота своей Родины;
    • подготовка к ответственной, осмысленной жизни;
    • воспитание чувства гуманности, уважения и сопереживания к ветеранам войны и труда;
    • довести до ребят мысль о смысле жизни, о войне и мире, о добре и зле, о несовместимости войны и детства;
    • затронуть современную обстановку в горячих точках;
    • решение проблемы повышения сплоченности группы;
  • развивающие
    • развитие патриотического сознания молодежи;
    • развитие оптимизма как философии жизни, уверенности в себе;
    • развитие способности коммуникативного общения.
  • Формирование у детей устойчивого нетерпения и противодействия идеологии фашизма.
  • Сохранение памяти о жертвах фашизма и героях антифашистского сопротивления.
  • Воспитание чувства гордости за героическое прошлое страны, её народ.

Использование: «Бухенвальдский набат», «Священная война», «До свидания, мальчики!», «Журавли», «Ленинградская симфония» Д. Шостаковича., «На Мамаевом кургане тишина», Презентация «Дети войны.

Целый месяц мы работали над проектом. Для сбора информации ученики класса стали корреспондентами, фотографами, редакторами и информаторами. Мы  приглашали бабушек на встречи в класс: Валентину Ивановну Малахову и   Валентину Ивановну Попукалову. Записывали рассказы наших бабушек и дедушек дома.
Выпускали газеты о жизни детей прошедших через войну.
Все материалы нашего проекта мы собрали в книге Детство опалённое войной.
Наши семьи и мы внуки детей, прошедших войну, благодарны судьбе за то, что мы узнали и поговорили о жизни  Валентины Ивановны Малаховой, Валентины Ивановны Попукаловой, Полубояриновой Марии Фёдоровны, Валентины Дмитриевны Чепусовой, . Толкачёвой Валентины Ивановны,. Лидии Александровны  Великой ,Венеры Николаевны Самсоновой, Маликова Алексея Петровича. Паршиной Вали, которые страдали от голода и холода, от кромешного ада бомбёжек, но выжили.
Работая над поектом, мы узнали как жили наши прадедушки и прабабушки, как им было тяжело в годы войны
Работа была увлекательной и значимой для нас.
Мои ученики решили проблему: узнали о жизни детей во время войны и создали книгу «ДЕТСВО ОПАЛЁННОЕ ВОЙНОЙ»

Подготовив материал мы провели, классный час в форме презентации. «Детство опалённое войной» Статья дополнена Презентацией.

Учитель.
«Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». Эти слова принадлежат великому Александру Сергеевичу Пушкину, но они очень актуальны и в наше время, время – потерянных ценностей

1. Эта память верьте, люди,
Всей земле нужна,
Если мы войну забудем,
Вновь придет она   (Слайды 1, 2)

2. Тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами.

3. Июнь! Клонился к вечеру закат,
И теплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

Звучит песня «Священная война».

4. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многое в жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны" – так называют сегодняшних 70-80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.( Слайд 3)

5. Война. Жесточе нет слова
Война. Печальней нет слова
Война. Святее нет слова
У войны было горя много
И никто никогда не сочтет,
Сколько раз на своих дорогах
Оставляла война сирот.

6. Война не детское дело. Так было всегда. Так и должно быть. Но эта война была особенной. Поэтому она и называлась Великой Отечественной, что вся страна от мала до велика поднялась на защиту любимой Родины. (Слайды 4,5)

7. Война вошла в мальчишество моё
Сперва без дыма, крови и тревоги
А как заходят путники в жильё
У войны было горя много
И никто никогда не сочтет,
Сколько раз на своих дорогах
Оставляла война сирот. (Слайд 7)

8. Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями

9. Навеки останутся в памяти народной события, связанные с Блокадой Ленинграда,
Разгромом немецко-фашистских войск под Москвой,
Сталинградской битвой,
Битвой на Курской дуге,
Действиями партизан и подпольщиков на оккупированных территориях,
Героической работой в тылу…

10. Что такое фашизм, они увидели глазами своей души.
Это была жестокая школа,
Школа колючей проволоки и окрика.
Школа пули и виселицы,
Школа мести и жажды справедливости.
Они видели свой народ, его горе, его силу и благородство
Они поняли и узнали цену хлеба и слова.
Они очень рано стали взрослыми. (Слайд 8)

SDC10574

11.В наш город война пришла в августе 1942 года, а в феврале 1943 года, в лютые морозы, здесь, на Волге произошла самая жестокая битва с немецко-фашистскими захватчиками. Сражение шло за самую высокую точку нашего города – Мамаев курган. Много советских воинов погибло в том сражении, но враг не прошёл за Волгу. Целая армия немцев была окружена и взята в плен. В честь этой победы на Мамаевом кургане был сооружён монумент “Родина-мать”, куда каждый день люди идут с цветами, чтобы почтить память погибших воинов, имена которых вписаны золотыми буквами в пантеон славы (Слайд 9)

12. Дышать было трудно».
Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России –
И всю ее прикрыл собой!  (Слайд 12)
13. Кто сумел – уехали,
Как мать говорит, в чём есть.
Не помню я, что ели мы,
А помню: хотелось есть.

14.Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А вы совсем ещё малые. (Слайд 13)

15. Дети военных лет! Вы рано и быстро взрослели. Вы провожали на фронт отцов и старших братьев. Родина делала все, чтобы оградить, спасти вас от беды, уберечь! Вас выносили на руках из развалин, с вами делились кусочком хлеба последним бойцы, уходившие на фронт. Вы делили со страной радости побед и горечь поражений.

16. Рассказ Шварца Бориса (слайд 14) о Малаховой Валентине Ивановне

Моя бабушка – Малахова Валентина Ивановна  родилась в 1936 году Ей было всего 5 лет, когда началась война. Она рассказывала: «Я тогда жила в Сталинграде  возле Тракторного завода. 12 июля фашистские войска вторглись в пределы Сталинградской области и варварски разбомбили  город. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия.   Жуткое чувство страха перед чем-то неизвестным охватило меня в тот момент.
Каждую ночь нам приказывали спускаться в бомбоубежище . Жили в палатках, землянках, блиндажах, полуразрушенных подвалах, водопровод не работал, воду таскали ведрами из Волги,. Каждую ночь нам приказывали спускаться в бомбоубежище.  Тесно, холодно, голодно было …

Одежды у нас не было, поэтому в школу я пошла только после войны. Мы много пережили и перестрадали. Игрушек у нас совсем не было. И вот настал долгожданный час. Стихли канонады. Мы вернулись  в свой разрушенный город и стали его восстанавливать. Война страшна для взрослых, но ещё страшнее для детей. Мы должны помнить, что самое дорогое на свете жизнь – человека и его свобода.

Учитель: Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать! Потому что и сейчас тоже рвутся бомбы, свистят пули, рушатся дома и горят детские кроватки.
Какими же они были дети военной поры, дети из 40-х годов? О чем мечтали, что пережили за эти 4 года войны? (16)

18. Зачем ты война,
У мальчишек их детство украла?
И синее небо, и запах цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставив ящики, чтобы достать до станка. (Слайд 17)

19. Рассказ о детстве дедушки Курдюбова Геля. (Слайд 18)

(Слайды 19-20)

20. Дети войны и веет холодом,
Дети войны и пахнет голодом,
Дети войны и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания!

21. Выступление В.И.Попукаловой – дитя Сталинграда

22. Жила в сердцах их взрослая отвага
В 12 лет – по взрослому сильны.
Не все дошли с победой до рейхстага
А мужественно падали в бою. (Слайд 22)

23. Рассказ Наташи Суровой (Слайд 23)   

Полубояринова Мария Фёдоровна

Дети военных лет познали тяжелую науку – войны. Она звала их в бой. Тысячи детей и подростков совершали в те годы подвиги. В боевую летопись страны навсегда внесены имена сыновей полков и партизанских соединений, маленьких разведчиков и партизан. Моя прабабушка Полубояринова Мария Федоровна не принимала участия в боевых действиях, она была подростком, но при этом не осталась в стороне и тоже внесла свой вклад в победу над фашистами, она работала в тылу. Так как все мужчины ушли на защиту нашей Родины, все оставшиеся женщины и дети работали на заводах. Рабочий день у них был по 12-14 часов.  Моя прабабушка работала на металлургическом заводе «Красный Октябрь». Они отливали болванки противотанковых снарядов, которые в последствие использовались в борьбе  с немецкими захватчиками. Они работали в ужаснейших условиях. На работу прабабушка ходила пешком по несколько километров.  На работу прабабушка ходила пешком по несколько километров. На заводе не было крыш после бомбежки. Приходилось работать в жару и мороз. В сильные морозы очень замерзали руки, тогда в цехах ставили печки, которые назывались  «буржуйки». Тем кто работал на заводе, давали хлеб по 100-200грамм, его делили на всех членов семьи и это была еда и на завтрак и на ужин, а из кукурузной муки варили «мамалыгу» и тогда им казалось это роскошью. После войны Мария Фёдоровна восстанавливала наш город и была награждена 8 медалями. (Слайд 24)

24. А может, не было войны?
И у станков не спали дети
И бабы в гиблых деревнях
Не задыхались на полях,
Ложась плечом на стылый ветер. (Слайд 25)

25. Дети на войне
Есть поговорка. На войне детей не бывает
Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно.
Они под танки бросались с гранатой
Каждый делал на совесть, что мог,
Потому, что как солдаты
Выполняли солдатский свой долг.

Учитель. (Слайд 26)
«Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова у, человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что–то снять с их детских плеч.  Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». (Слайд 27)

26. После войны весь мир узнал печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. С сентября 1941 года по январь 1944 года, 900 дней и ночей, Ленинград был в блокаде. 640 тысяч ленинградцев погибло от голода и холода, ведь рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали в день по 250 г хлеба, а служащим и детям по 125 г. Но они просчитались. Не погиб город, ведь на его защиту встали со взрослыми рядом дети Ленинграда.

27. Таня Савичева не совершила боевой подвиг. Ее подвигом было то, что она написала историю своей семьи. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких записей.  (Слайд 28)

28. Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Пионерка Ленинграда,
Потрясает твой дневник
Таня, Савичева Таня,
Ты в сердцах у нас жива,
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.

Учитель

\'\'Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 г."
"Бабушка умерла 25 января в З ч. дня 1942 г. "
"Лека умер 17 марта в 5ч. утра 1942г. "
\'\'Дядя Вася умер в 2ч. ночи 13 апреля 1942г. "
"Дядя Леша умер 10 мая в 4ч. дня 1942г."
"Мама умерла 13 мая в 7.30ч. утра 1942г. "
"Савичевы умерли."
\'\'Умерли все."
"Осталась одна Таня."

А потом умерла и Таня. Она была вывезена с другими детьми в Горьковскую область. Сильное истощение и нервное потрясение сломили девочку. Умерла она 23 мая 1944 года. (Слайды 29-30)

29. Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!

(Слайд 31)

30. Жила в сердцах их взрослая     отвага
В 12 лет – по взрослому сильны.
Не все дошли с победой до рейхстага
А мужественно падали в бою.

Учитель.   Это ваши сверстники!
А им тогда было столько лет, сколько сегодня вам!
И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я мог бы поступить так?»

(Ответы детей)…

Учитель (Слайд 32)
Отгремели бои пожаром. Время бежит, как ветер. Годы текут, как реки. Как утесы, как скалы стоят герои. Бессмертен их славный подвиг. Память хранит былое. Память нужна не пожилым, кто выстоял, она нужна нам, молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир, какой ценой достигается свобода, чтобы мы берегли и сохраняли эту свободу. Ведь когда приходит беспамятство, оно порождает людей без роду и племени, без памяти и родства. Пока память жива будет мир.

(Слайд 33)

31. Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим

Минута молчания

Учитель: В знак благодарности детям – труженикам войны я низко склоняю перед ними свою голову и зажигаю как символ вечной памяти о них эту свечу и ставлю её в эту чашу.
(начинает звучать музыка «Минута молчания», учитель зажигает свою свечу и обращается ко всем присутствующим.) Слайд32

33. Войны не хотим мы нигде, никогда,
Пусть мир будет в мире везде и всегда.
Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей –
Земле, достаточно убитых!

(Ребята дарят гостям цветы и поют песню «Мы желаем счастья Вам!»)

(Слайд 35)

34. Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют
И с края в край.
Солдаты, подарили вы
Планете великий май!
Победный май!

35. Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Пусть память вечную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

36. От нас далёки годы эти,
Но вспомним мы о них стократ.
Пусть славят гимном на планете
Геройский город Сталинград.

37. Благодарим, солдаты, Вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем

Читать еще:


Новые материалы:

Валеологическая тетрадь "Мое сердце" :: ЦОРы: необходимость или дань моде? :: Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс) :: Нервная система. 8-й класс :: Конспект урока биологии. Раздел: "Общая биология", Тема:"Космический процесс - фотосинтез" :: Натуральные упыри ( Eat Locals ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 25-05-Д2 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD