Нестандартные уроки – одно из средств сохранения здоровья младших школьников : Начальная школа

Проблеме здоровья сейчас уделяют большое внимание. Педагогическая общественность всё больше убеждается в том, что именно учитель может сделать очень многое для здоровья школьников. Охрана здоровья школьников – одна из важнейших задач образования. Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков. Эти уроки положительно влияют на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье, обеспечивают эмоциональную разрядку, создают благоприятный психологический климат на уроке. Активное включение ребёнка снижает его переутомление и эмоциональное напряжение. Один из таких уроков предлагаю в виде урока – игры по литературному чтению в 3 классе (УМК “Школа России”).

Цели.

1. Обобщить знания обучающихся по пройденной теме в игровой форме.

2. Формировать навыки беглого, выразительного чтения.

3. Развивать творческие способности, мышление, память обучающихся, навыки парной, групповой и коллективной работы.

4. Воспитывать чувство патриотизма через чтение произведений устного народного творчества.

Оборудование.

1. “Литературное чтение”. Учебник для 3 класса. В 2 ч. Ч. 1 / Л.С. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова. - М.: Просвещение, 2009.

2. Карточки с произведениями устного народного творчества для обучающихся.

3. Элементы костюмов для инсценирования сказки.

4. Мультимедийный проектор.

5. Магнитофон.

Ход урока

1. Оргмомент.

- Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания по теме “Устное народное творчество”.

2. “Погружение” в урок.

- Итак, что такое “Устное народное творчество”?

(Слайд № 1. Приложение – “выплывает” название темы по одному слову)

“Устное” - передавалось из уст в уста, не записывалось.

“Народное” - сочинял не один человек, автора установить нельзя.

“Творчество” - от слова “творить” - создавать.

3. Проверка домашнего задания.

- Каким словом называют устное народное творчество? Вы это узнали из кроссворда, который разгадывали дома (с. 51 № 1).

(Чтение вопросов и ответов кроссворда по 1 человеку)

- Ключевое слово фольклор.

4. Виды (жанры) устного народного творчества (УНТ).

- На с. 52, № 2 найдем виды УНТ.

- Прочитаем хором жанры УНТ с доски.

(Слайд № 2 – “выплывают” виды УНТ)

- Остановимся на некоторых из них.

5. Загадки – это замысловатое описание предмета или явления, составленное для того, чтобы испытать сообразительность и находчивость человека.

- Проверим вашу сообразительность.

Положите перед собой листы с загадками. Будем читать парами и отгадывать загадки:

1. Ой, не трогайте меня,
Обожгу и без огня.

2. Без него плачется, а как появится, от него прячемся.

3. Лежит – молчит,
Пойдешь – заворчит,
Кто к хозяину идет,
Она знать дает.

4. Растет она вниз головой.
Не летом растет, а зимой.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.

5. Вот по небу мчится конь –
Из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит.

6. Человечки черные – умные ученые.
Друг за другом встали в ряд,
Молча с нами говорят.

7. Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой накрылся.

8. Избушка новая – жильца нет.
Жилец появится – изба развалится.

9. Рассыпался горох на 77 дорог.
Он тает, никто не подбирает.

(Слайд № 2 – “выплывают” ответы на загадки.)

6. Пословицы.

- Прочитаем на этом слайде выделенное красными буквами ключевое слово “пословица” - это следующий жанр УНТ.

Пословица – это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев. Пословица состоит из двух частей.

- Поиграем в игру “Отгадай пословицу по двум словам”.

Труд – лень. (Труд человека кормит, а лень портит).

Язык – дело. (Не спеши языком, торопись делом).

Дело – мастер. (Дело мастера боится).

Семь – один. (Семь бед – один ответ. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семеро одного не ждут.)

- На с. 53 № 8 есть задание “Собери пословицы”. Это будет вашим домашним заданием.

7. Физминутка для глаз.

8. Скороговорки.

- По карточке прочитайте первое предложение снизу вверх.

- Второе – справа налево.

1)

ы ы т ы.

р р у р

б б д о

о о и б

Д б в

2) екрог ан илиротарат икротарат икорос ирТ

- Какой вид УНТ вы прочитали?

Это скороговорки – созданы для отработки правильной дикции.

- На с. 53 учебника в № 9 поработаем со скороговоркой:

- хором медленно,

- с убыстрением темпа,

- быстро,

- очень быстро,

- чтение по 1 человеку.

9. Небылицы.

- Прочитайте на зеленых листах тексты, для каждого ряда разные (“жужжащее” чтение).

1 ряд:

Как у нашего Данилы
Разыгралася скотина –
Двадцать маленьких телят,
Все копытцами стучат,
Заиграли утки в дудки,
Тараканы – в барабаны,
Коза в синем сарафане,
А козел – в сапогах,
Овца – в валенках,
И пошли они плясать –
Все рогами потрясать
Да хвостами махать.

2 ряд:

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул:
Там землетрясенье.
И из тучи на него
Капало варенье.

3 ряд:

Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит кочан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюет,
А червяк ворону
В коробе несет.

- А теперь читает 1-й ряд; 2-й ряд; 3-й ряд (хором).

- Какой вид УНТ вы прочитали?

Это небылицы – созданы для веселья и смеха.

10. Песни.

- С давних пор русский народ слагал песни. Они сопровождали всякое дело, все важные события жизни людей с раннего детства до глубокой старости. Русские народные песни очень разнообразны. Например, … (колыбельные, заклички, шуточные, плясовые, песни – потешки). Детские песни еще называют пестушками и прибаутками.

11. Физминутка.

- Мы сейчас с вами отдохнем: споем русскую народную песню “Ай, заинька” с движениями (под магнитофон).

12. Сказки.

- Какой жанр УНТ самый любимый? (Сказки)

1) Прочитаем сказку (по методике Эдигея):

(Слайд № 3)

Лиж-был раць.
У раця лбы ровд.
На водре лбы кло.
Ан луко чамоло.
Не чатьна ил каскуз счанала?

- Какая получилась сказка? Докучная – от слова “скука”. Сочиняли для надоедливых людей.

2) - На какие группы делятся сказки?

Волшебные – происходят чудеса, должны быть волшебные предметы.

О животных – животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе.

Бытовые – описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата.

Приведите примеры таких сказок.

3) Игра “Узнай сказку” - работа в группах по карточкам:

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.

Бабка охает: “Ох! Медведище меня чуть не задавил!”

Внучка плачет: “Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!”

Курочка на печке кудахчет: “Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!”

А мышка из-под печки пищит: “Котище-то какой усатый! Вот я страху натерпелась!”

Варил, варил солдат, помешивал, потом попробовал. Глядит старуха, оторваться не может.

- Ох, и каша хороша! – хвалит солдат. – Как бы сюда да чуточку масла – было бы и вовсе объедение.

Нашлось у старухи и масло. Сдобрили кашу.

- Бери ложку, хозяюшка.

Стал кашу есть да похваливать.

– Какое там, - отвечал Мороз - Красный нос. – Не я с ним, а он со мной справился. Хотел я его еще по дороге заморозить, а он лошадь жалеет, бегом за санями бежит. Как его на бегу заморозить? Ну, думаю, доберемся до места – тут я тебя и прихвачу! А как добрались до места, еще хуже стало. Он дерево рубит, топором машет – только щепки в меня летят.

А ему все жарче да жарче от работы становится, будто меня и на свете нет. Скинул он шапку да рукавицы и на снег бросил.

– Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче звери друг друга не трогают.

- Вот это хорошо, - сказал тетерев. – А то вот собаки бегут. Кабы по- старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

- Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то – никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

4) Инсценирование русской народной сказки “Про козла” заранее подготовленными детьми.

13. Художники.

- Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. А художники проносят сказку через всю свою жизнь.

Вечные сказки – сказки народные, в них спрятана волшебная сила.

- Давайте вспомним, с произведениями каких художников мы знакомились на уроках. (Васнецов В.М., Билибин И.Я.) Они создали много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок и былин.

- Полюбуемся их творениями.

(Слайд № 4 – портрет и картины Васнецова В.М.)

(Слайд № 5 – портрет и иллюстрации Билибина И.Я.)

(Звучит легкая музыка)

- Какие сказки узнали?

- На с. 58 № 21 – домашнее задание (по желанию) – с помощью дополнительной литературы составить рассказ об одном из художников.

14. Тест.

- Итак, мы с вами повторили много видов УНТ. И сейчас проверим ваши знания (контрольный тест на листах):

1. Определи жанр произведения:
Ходит сон у окон.
Ходит к Дреме на поклон.
Ты входи-ка, Дрема, в дом,
Напусти нам угомон.

А) частушка; б) колыбельная; в) скороговорка.

2. Определи жанр произведения:
Летит орлица
По синему небу.
Крылья распластала,
Солнышко застлала.

А) пословица; б) считалка; в) загадка.

3. “Чтобы из ручья напиться, надо наклониться”.

Это:

А) небылица; б) пословица; в) потешка.

4. В каких народных сказках одним из персонажей является лиса:

А) Теремок; б) Колобок; в) Гуси-лебеди.

5. Расположи события по порядку:

Иван-царевич забрал Елену Прекрасную.

Иван-царевич схватил жар-птицу.

Иван-царевич поймал коня златогривого.

6. В кого превратился Иванушка?

А) в теленочка; б) в козленочка; в) в жеребеночка.

15. Итог урока.

- Мы гордимся своей Родиной, уважаем ее прошлое и говорим “спасибо” русским людям, нашим предкам за то богатство, которое передали нам в виде устного народного творчества.

16. Рефлексия.

- Дети, спасибо за урок!

- Вы просто (на слайде № 6 - “выплывает” слово Молодцы!)

- Поаплодируем себе за отличную работу на уроке!

Читать еще:


Новые материалы:

Урок в 1-м классе "Парные звонкие и глухие согласные звуки" :: Мониторинговая деятельность учителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся в рамках образовательного процесса :: Урок математики во 2-м классе по теме "Проектная задача "Иллюстрированное наглядное пособие "Состав второго десятка". Презентация к уроку :: Открытый интегрированный урок "Украшение саамской варежки". 3-й класс :: Урок математики в 4-м классе по теме "Нахождение части числа и числа по его части" :: Голос монстра ( A Monster Calls ), 2016 :: Дом и дача/Интерьер/Зеркала/Мебель для спальни/Туалетные столики, зеркала/Зеркала / Компасс / Зеркало Компасс ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Глутаминовая кислота для похудения

Кислота при похудении Немногие люди знают, насколько полезной может быть кислота для похудения. Точнее, это относится к некоторым пищевым веществам, относящимся...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как убрать белые растяжки на ягодицах

Как избавиться от растяжек на попе, от чего появляются Гладкая кожа без изъянов на всем теле – мечта многих. Но в результате возрастных изменений, стрессов и...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Овсяная каша для похудения на завтрак

Самые полезные каши для похудения Выделить самые полезные каши для похудения и фигуры среди всего многообразия круп довольно непросто. И этот выбор будет...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Программа тренировок в тренажерном зале для похудения

Фитнес-программа для похудения в тренажерном зале Программа занятий в тренажерном зале для похудения девушек, впервые пришедших в тренажерный зал, должна...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD