Урок русского языка по теме "Слова с двойными согласными". 3-й класс : Начальная школа

Урок русского языка по теме "Слова с двойными согласными". 3-й класс : Начальная школа

Цель урока: формировать умение правильно обозначать двойной согласный на письме.

Задачи урока.

Учебные: учить видеть различия в произношении слов, где в одних словах двойной согласный звук долгий (например: гамма, касса), а в других слышится одиночный звук (например: грамматика, суббота, русский), формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.

Развивающие: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; развитие самостоятельности школьников в организации учебного процесса.

Воспитательные: способствовать формированию комфортного микроклимата в классе, воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.

Формы работы: групповая и общеклассная дискуссии, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи, индивидуальная, фронтальная работа..

Оборудование: мультимедийный проектор; презентация к уроку; учебник: А.В.Полякова. Русский язык. 3 класс; разноуровневые карточки для индивидуальной работы: высокий уровень (красные), средний (зелёные), низкий (жёлтые); листы с заданием (кроссворд) для работы в группах и маркеры; карточки для работы фронтальной – светофорики; фломастеры и плёнка для работы с оверхед проектором; подготовленное д/з (по выбору); опорная схема; листы с творческим заданием и лист самооценки для уч-ся; названия-карточки для групповой работы (снежинки, снегири, снега, снеговики, снежки)

Предполагаемый результат: учащиеся должны уметь сопоставлять на основе звукового анализа написание и значение слова, видеть различия в произношении слов, где в одних словах двойной согласный звук долгий, а в других слышится одиночный звук, должны правильно обозначать двойной согласный на письме.

Ход урока

I. Организационный момент.

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

II. Минутка чистописания.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Отгадайте загадку и скажите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания?

Ночью буква ловит мышек,
Днем в пустыне жаром пышет,
С неба падает зимой,
Летом — высится копной.

Ответ: буква С (сова, солнце, снег, сено)

- Какие еще существуют слова на букву с? Командиры, представьте свои команды гостям.

Письмо в воздухе.

- Напишите одну букву красиво в тетради.

- Среднее соединение “с” с “с”.(Показ на доске)

- Подчеркните самую красивую букву и соединение. Самооценка. (Приложение 1)

- Охарактеризуйте звук/ звуки, который обозначает буква “с”.

III. Словарно-орфографическая работа.

- Потренируемся, в написание буквы “с” в словах, проведём орфографическую пятиминутку.

Отгадывание ребусов, запись слов выделение орфограмм. (Слайд 1–5) Презентация

Шоссе, класс, пассажир, русский, Россия.

Устно составьте предложение с этими словами. Назовите основу.

Индивидуальная работа на оверхедпроекторе. (Словарный диктант)

Самооценка. (Приложение 1)

IV. Актуализация знаний.

– Какое можно предложить задание к данным словам?

(Найти лишнее слово (русский, т.к. прил., Россия, т.к. имя собств.; несклон.сущ. - шоссе)

-Что общего у них? (Двойная “С”;)

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Слайд 6)

- Для чего мы изучаем эту тему? Где можем применить полученные знания?

V. Сообщение темы и целей урока.

- Какая у нас тема урока? (“Слова с двойной согласной”).

- А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными, учиться видеть их в тексте).

- А с помощью каких задач мы можем достичь нашей цели? (Сформулировать правило, выполнить упражнения, выделяя слова с двойными согласными в тексте, запомнить как можно больше слов с двойными согласными в корне слова).

VI. Физминутка для глаз

VII. Работа по теме урока.

1. Наблюдение. (Слайд 7)

- Когда же надо писать двойные согласные в слове? (Когда при произношении согласный звук произносится долго)

2. Работа с учебником.

- Убедимся в этом, прочитав правило в учебнике на с.83.

- Совпало оно с нашим мнением?

- А теперь прочитайте еще раз, записанные вами в тетрадь, словарные слова. Произнесите слова, как в обычной речи.

- Что вы можете сказать о их произношении и написании? (Слышится одна “с”, а пишется две буквы “с”)

- А можете объяснить написание этих слов или подобрать проверочные?

- Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.

- Сделайте вывод

Опорная схема. (Приложение 2)

3. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.

Игра “Доскажи словечко”.

- Я читаю загадки, а отгадки вы записываете в тетрадь и выделяете орфограмму.

(Иллюстрации отгадок и слов с двойными согласными появляются на экране. (Слайды 8-15)

1) Простудился я вчера,
Голова болит с утра,
Я закашлялся, охрип.
У меня, наверно, ... Грипп

2) Ах, какой огромный стол!
Для каких обедов он?
Нет, обедать, здесь не станем:
Сетку туго мы натянем –
Скачет шарик там и тут.
Как игру эту зовут? Теннис

3) Проста задача и легка.
Пишусь всегда через два “ка”,
И мяч, и шайбу клюшкой бей.
А называюсь я: … Хоккей

4) В магазин с сестрой ходили,
Все, что надо, там купили.
За батон, бутылку квасу
Заплатили деньги в … Кассу

5) Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное “р” содержит он
И называется… Перрон

6) На большие расстояния
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце два “с”,
Называется … Экспресс

7) Этот глаз – особый глаз:
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет –
Самый точный ваш портрет. Фотоаппарат

8)Водитель открывает двери,
Кондуктор дает мне билет.
А я не просто так катаюсь,
Я важным словом называюсь. Пассажир

Самооценка. (Приложение 1)

4. Игра на внимание:

- А теперь предлагаю поиграть в игру “Рассади пассажиров”. (Слайды 15-23)

Внимательно посмотри и запомни, в каких местах и с какими именами сидят девочки Анна, Жанна, Римма, Алла, Камилла, а потом рассади девочек по своим местам, записав их имена в той же последовательности). Самооценка. (Приложение 1)

- А какие еще вы знаете имена с двойной согласной (Кирилл, Геннадий, Филипп, Инна, Эмма, Жанна,…)

VIII. Физминутка.    

Игра "Поймай слово". (Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают в ладоши, а если одна согласная, то приседают).

Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма.

IX. Закрепление материала.

1. Письмо по памяти.

В школе тихо и светло
В этот ранний час.
Сквозь оконное стекло
Ветви смотрят в класс.

- Подчеркните двойные согласные.

2. Двойные согласные в именах литературных героев.

- Сегодня к вам в гости пришли литературные герои. Кто это? (Слайд 24)

- Кто из них может быть "лишним" в этой компании? Объясните почему. (У двух героев имя начинается на букву "ч", двое имеют удвоенную согласную букву в имени, два слова изменяются, а слово Чиполлино - нет)

- Кто придумал этих героев? (Джанни Родари, Алан Милн, Эдуард Успенский)

- Знаете ли вы ещё литературных героев, в именах которых была бы удвоенная согласная буква? (Муми - тролль (Туве Янссон), хоббит Бильбо Беггинс (Дж.Р.Р. Толкин), Гулливер (Джонатан Свифт), Рикки-Тикки-Тави (Редьярд Киплинг), Пеппи Длинный чулок (Астрид Линдгрен), Гарри Поттер (Дж.К.Ролин).

3. Работа в группе. Кроссворд. (Приложение 3. Приложение 4)

Коллективная проверка – вывешивание работ на доску по группам (снежинки, снегири, снега, снеговики, снежки)

Проверка.    (оверхед проектор)

Самооценка. (Приложение 1)

4. Физминутка. 

5. Творческая работа.

- Восстановите пословицы, Объясните смысл каждой пословицы. (Слайд 25)

Чужая денежка да каменное сердце.

Друг друга поддерживать – а к здоровому катится.

Медовый язык, карман жжёт.

У коллектива победу одерживать.

Аппетит от больного бежит, большая сила.

Самооценка. (Приложение 1)

X. Домашнее задание (дифференцированное): (Слайд 26)

1. С.84, упр.156 (разгадывание загадок – слов с двойной согласной).

2. Творческое - нарисовать рисунок – ребус со словом с двойными согласными.

3. Раб.тетр. с.10-11, разгадать криптограмму, т.е. тайное письмо.

XI. Итог. Обобщение знаний. Рефлексия. (Метод пяти пальцев) (Приложение 5) (Слайд 27)

- Давайте вспомним, какую тему изучали на уроке?

- Оцените свою работу, используя свои пальчики-помощники на руке.

Примечание.

В течение урока, детям, выполнившим задание быстрее остальных, предлагается выбрать индивидуальную карточку (карточки для индивидуальной работы разноуровневые: высокий уровень (красные), средний (зелёные), низкий (жёлтые). (Приложения 6, 7, 8).

Выполняя задания на карточке, учащиеся имеют возможность самостоятельно себя проверить и оценить, т.к. карточка выполнена как перфокарта.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок химии "Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева. Физические свойства металлов" :: Десять советов ученикам и учителям по написанию реферата по естественным наукам :: Водород. Нахождение в природе, физические свойства, получение. 8-й класс :: Общешкольное экологическое мероприятие по теме "Глобальные экологические проблемы современности" :: Методика познавательных стилей в начальной школе :: Девушка, которая застряла в паутине (The Girl in the Spider's Web), 2018 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list10.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list10.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list10.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
По ту сторону надежды ( Toivon tuolla puolen ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD