Урок русского языка по теме "Глагол как часть речи". 3-й класс : Начальная школа

Урок русского языка по теме "Глагол как часть речи". 3-й класс : Начальная школа

Цель урока: Ознакомление обучающихся с частью речи глаголом.

Задачи:

1. Учить находить глаголы в тексте и задавать к ним вопросы;
2. Вывести алгоритм нахождения глагола среди других частей речи;
3. Развивать умение определять значение глаголов, устную и письменную речь;
4. Воспитывать любовь к природе.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: мультипроектор, учебник, тетрадь, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка.
– В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

2. Минутка чистописания.

– А отправимся мы сегодня в лес. (Презентация. Слайд 1)

– Но сначала подготовим наши руки и пальчики к письму.

(Гимнастика для пальцев.)

Руки поставьте на локти, разминаем по очереди пальцы на одной руке, а потом на другой.

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.

– Посмотрите, какой красивый лес. Изобразим его в тетрадях. Проведем минутку чистописания.

Заглавные буквы “Л” – это стройные деревья, строчные “м” – широкие кустарники.

3. Актуализация изученного о частях речи.

– Чтобы войти в лес, нужно составить предложение из слов. (Слайд 2)

в, извилистая, уводит, тропинка, лес

– Запишите это предложение. (Слайд 3,4)

Извилистая тропинка уводит в лес.

– Найдите в этом предложении имена существительные. Выпишите их в столбик. (Слайд 5)
– В каком из этих слов есть орфограмма? Какая? Обозначьте её.
– Что вы можете рассказать об именах существительных?
– Какие ещё имена существительные можно подобрать по теме “Лес”?
– Найдите в предложении имя прилагательное. С каким существительным оно связано? (Слайд 6)
– Что вы можете рассказать об именах прилагательных?
– Какое прилагательное можно подобрать к существительному лес?

Вывод: – Как называются слова, записанные в первом столбике? Во втором? А как вы определили?

4. Открытие нового знания.

а) Подводящий диалог

– Ребята, как надо вести себя в лесу?
– Обратите внимание, какие слова вы сейчас называли “кричать, мусорить, слушать, смотреть …”. – На какой вопрос они отвечают? Что обозначают эти слова?
– Может, кто знает, как называются эти слова? (Слайд 7)

б) Формулирование темы урока.

– Сформулируйте тему урока и вопросы, которые будем рассматривать. (Глагол. Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает? Нахождение глаголов в речи.)
– Есть ли глагол в предложении, который мы составили? На какой вопрос он отвечает?
– Можно ли идти, бежать, лететь, не совершая действий? А теперь представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мертвый мир, где остановилась жизнь.

Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью …(глаголов).

Но сначала сами подвигаемся.

Физкультминутка.

Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела
И к цветочкам полетела.

– Почему же эта часть речи получила такое название? Вам хотелось бы узнать, откуда взялось это странное слово? Послушайте своего товарища.

Слово “глагол” в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как слово из слов – важнейший вид слова. Ведь глагол -одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. По частоте употребления,глагол занимает второе место после имени существительного. (Слайд 8)

в) Роль глаголов в речи.

– Для чего нужны глаголы, какую роль играют в речи? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте тексты. (Слайд 9)

Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел. Зайчик под кустом. Мышки в траве.

Наступило утро. Выглянуло солнце. Лес ожил. Проснулись лесные жители. Голосистый соловей запел. Трудолюбивый дятел застучал. Умылся зайчик под кустом. Зашуршали мышки в траве.

– Представьте картины, которые нарисованы словами. Одинаковы ли эти картины?
– А тексты? Чем они отличаются?
– Какие слова оживили картину? (Слайд 10)
– Чем похожи эти слова? Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и достоверно все действия, события.)

г) Работа с определением.

– Давайте сделаем вывод, что же такое глагол?
– Что обозначают глаголы?
– На какие вопросы отвечает? (Слайд 11)
– Сверим наши выводы с учебником. Прочитайте правило на с.105.

д) Отличие глаголов от других частей речи. Выведение алгоритма.

Работа в паре с карточками.

Прочитайте. Как называются слова каждой группы? Найдите глаголы, подчеркните их:

1) зеленый, зелень, зеленеет
2) старичок, старый, стареет
3) петь, пение, певец
4) звон, звонит, звонкий
5) кричат, крикливый, крикун.

– Что общего у слов в каждой группе?
– Что обозначают слова в группах? (действие, предмет, признак.)
– Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы?
– Сделайте вывод: Как отличить глаголы от других частей речи?

Составление алгоритма. (Слайд 12)

– Чтобы глаза ваши не уставали и правильно находили глаголы проведем гимнастику для глаз. (Слайд 13–15)

5. Первичное закрепление.

а) Подбор к существительным слов-действий.

– Мы с вами уже давно гуляем в лесу. А в лесу много разных обитателей: волк, заяц, лиса, ёж, дятел, медведь. (Слайд 16)
– Есть ли среди этих слов словарные слова? (Заяц, медведь.)
– Какую орфограмму надо запомнить в написании этих слов?

Подберите к ним подходящие глаголы.

– Как вы будете подбирать глаголы?
– Много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему?

б) Работа с текстом.

– Кроме этих обитателей в лесу в лесу живет Старичок-лесовичок. Прочитайте текст о нем и выпишите из него глаголы. (Слайд 17)

Однажды старичок-лесовичок гулял по лесу и вышел на полянку. На полянке рос высокий дуб. На самой верхушке этого дерева кто-то громко жужжал. Лесовичок сел на траву под деревом, обхватил голову руками и задумался.

Самопроверка.

– Сколько глаголов написали? Проверьте. (Слайд 17)

6. Итог урока.

(Слайд 18)

– Что же такое глагол?
– Что обозначает глагол?
– На какие вопросы отвечает?
– Чем отличается от других самостоятельных частей речи?

Домашнее задание.

– А нам пора возвращаться из леса. Но со старичком-лесовичком мы не прощаемся. Дома продолжите текст про него. “Оживите” лесную картину с ним с помощью глаголов. И не забудьте повторить определение на с. 105.

Читать еще:


Новые материалы:

Классный час на тему «Животные в годы войны» :: Рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний и их примерная тематика :: Круглый стол как одна из инновационных форм работы с родителями :: Родительское собрание для детей среднего возраста 4-5 лет по теме "Детские страхи" :: Сложение и вычитание трехзначных чисел :: Сомалийские пираты: откуда они появились и куда исчезли? ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list27.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list27.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list27.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Шпион, который меня кинул ( The Spy Who Dumped Me ), 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD