Урок по русской народной сказке "Два Мороза" : Начальная школа

Урок по русской народной сказке "Два Мороза" : Начальная школа

Цель:

1. Продолжить работу с русской народной сказкой “Два Мороза”.
2. Формирование умения делить текст на части и озаглавливать каждую часть.

Оборудование:

  • Узоры (разделены на 2 части; на одной части написано слово, на другой значение этого слова).
  • Альбомные листы.
  • Модели геометрических фигур (треугольники и круги) двух цветов (красный и синий).
  • Окна.
  • Снежинки.
  • Фломастеры или карандаши.

Ход урока

1. Организационный момент. (Чтение отрывка из стихотворения “Кто рисует так так искусно…” М. Лесна-Раунио.)

Кто рисует так искусно,
Что за чудо-фантазеры,
Ледяной рисунок грустный:
Реки, рощи и озера?
Кто нанес орнамент сложный
На окно любой квартиры?
Это все один художник.
Это все его картины…

2. Актуализация знаний.

  • Ребята, как вы думаете, почему именно с этих строк я начала наш урок?
  • О каком чудо-фантазёре говорится в этих строчках?
  • Сегодня этот искусный художник на наших окнах тоже нарисовал узоры. Ой! Что случилось? На окне только половинка узора, а другую нужно найти. Для этого вам необходимо прочитать слово на окошке, а затем подобрать вторую половинку и соответствующее значение слова.

Позабавиться повеселиться
Пощёлкивать издавать звук, щелчок
Не сладить не справиться
Ёжиться жмётся от холода
Кутается плотно закрывается
Прихвачу возьму, поймаю
Купец богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки или магазина
Крестьянин бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли, беден

  • Из какого произведения все эти слова? (Русская народная сказка “Два Мороза”.)

3. Тема, цель, мотивация.

  • Ребята, а вы любите слушать сказки? (Да.)
  • А сами рассказывать сказки? (Нет.)
  • Почему? (Сложно.)
  • Действительно. Всегда очень сложно рассказывать не только сказки, но и любую историю. Поэтому, сегодня на уроке мы с вами будем учиться рассказывать сказки. А чтобы это было грамотно и интересно мы с вами еще раз перечитаем эту сказку, составим картинный план, который поможет нам передать содержание произведения

4. Чтение сказки учащимися.

5. Анализ содержания сказки.

  • Кто является главными героями этого произведения? (Два брата: Мороз Красный нос, Мороз Синий нос.)
  • Что решили сделать братья? (Они решили позабавиться, людей поморозить.)
  • Кого встретили братья на проезжей дороге? (Купца и крестьянина.)
  • Куда направлялся купец? (В город.)
  • А куда ехал крестьянин? (В город.)
  • Найдите в тексте и зачитайте, во что был одет купец. (На нем шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи.)
  • Как выглядел крестьянин? (полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах, кроме лаптишек, ничего.)
  • Как вы думаете, кого легче было заморозить и почему? (Легче было бы заморозить крестьянина, так как одет он был очень бедно.)
  • Что выяснилось, когда вечером братья снова встретились? (Произошло все наоборот: замерз купец, а не крестьянин.)
  • Найдите в тексте и зачитайте, как Мороз Синий нос морозил купца. Почему купец замерз? (он не двигался.)
  • А теперь найдите в тексте и зачитайте, как Мороз Красный нос морозил крестьянина. (Дорогой начал было я его пронимать: только он всё не робеет – еще ругается: такой, говорит, сякой этот мороз! Совсем даже обидно стало; принялся я его пуще щипать да колоть. Только ненадолго была мне эта забава… Приехал он на место, вылез из саней, принялся за топор. Я-то думаю: “Тут мне сломить его”. Забрался к нему под полушубок, давай его язвить. А он-то топором машет, только щепки кругом летят. Стал даже пот его прошибать. Вижу: плохо – не усидеть мне под полушубком. Под конец инда пар от него повалил. Я прочь поскорее… ”. Полушубок весь мокрёхонек. Я в него – забрался везде, заморозил так, что он стал лубок лубком…Выбрал полено подлиннее да посучковатее да как примется по полушубку бить! По полушубку бьёт, а меня всё ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз – выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит…).
  • Удалось ли ему это? Почему? (Крестьянин все время работал.)
  • Найдите в тексте и зачитайте, что ответил старший брат младшему в ответ на то, что крестьянин победил Мороза. (Топор лучше шубы греет.)
  • Как вы понимаете “топор лучше шубы греет”?

6. Физкультминутка.

7. Составление картинного плана.

  • Давайте попробуем составить картинный план к этой сказке. Какие события здесь происходили? (1. Встреча двух Морозов. 2. Мороз Синий нос морозит купца. 3. Мороз Красный нос морозит крестьянина. 4. “Топор лучше шубы греет”).
  • На сколько частей мы разделим наш альбомный лист? (4)

  • Найдите в тексте и зачитайте текст первой части. О чем здесь рассказывается? (о том, как встретились два Мороза, два брата, и решили позабавиться).
  • Что можно изобразить на первой картинке? (Лес, дорога, Мороз Синий нос, Мороз Красный нос.)
  • Как можно озаглавить эту часть? (Встреча двух братьев.)

  • Теперь найдите и зачитайте вторую часть сказки. Что можем изобразить? (лес, дорога, сани купца, Мороз Синий нос)
  • Как озаглавим эту часть? ()

  • Найдите и зачитайте ту часть текста, которую мы можем отнести к третьей части.
  • Что здесь можем изобразить? Как назовем эту часть?

  • Ну и последняя часть. О чем здесь говорится?
  • Что изобразим на последней картинке? Какое название вы можете подобрать к этой части нашего плана?
  • У нас с вами получился картинный план, который поможет вам пересказать эту сказку.

8. Творческая интерпретация текста.

  • Кто из вас желает пересказать первую часть сказки? Вторую? Третью? Четвертую?

9. Итог урока.

  • Учитель читает отрывок из стихотворения Оксаны Варниковой.

Мороз трескучий за окном,
И вьюга заметает,
Пруды покрыты толстым льдом,
Что долго не растает…
Бежит по тропке под откос
Прохожий одинокий,
А остановится – мороз
Ухватится за щеки! (http://otebe.info/stihi/stihi-pro-zimu.html#ixzz2r3lkAFeY)

  • Понравился ли вам урок?
  • Возьмите у себя на столе снежинку и украсьте то окно, которое отражает ваше настроение.

Читать еще:


Новые материалы:

Разработка урока в 10-м классе по теме "Развитие культуры XIX века" :: Россия на современном этапе: 1999–2007 :: Урок истории по теме "Общественно-политическая жизнь страны в 30–50-е годы XX века" :: Конспект урока истории по теме "Культура Руси XIV–XV вв." :: Детское объединение "Пресс-центр" :: Во всем виноват енот ( Wakefield ), 2016 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list21.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list21.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list21.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Орбита 9 ( Órbita 9 ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD