Методический материал для работы с изложением : Начальная школа

Используемая литература Н.Н.Максимук “Сборник текстов для изложений”

Учебники издательства “Атамура” 2014г.

 

Изложение.

Кто хозяин?

Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за несчастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг дался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.

Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок.

Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал. (83)

(По В.Осеевой.)

Вопросы к тексту.

  1. Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?
  2. Чего хотел каждый из мальчиков?
  3. Что случилось однажды в лесу?
  4. Как повели себя мальчики?
  5. Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?
  6. Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?
  7. Как вы теперь ответите на вопрос, который стоит в заглавии текста?

Примерный план

  1. Мальчики и Жук.
  2. Овчарки и Жук.
  3. Илья защищает Жука.
  4. Хозяин Жука.

Словарно-орфографи ческая подготовка

  • Назовите слова, которые следует писать с большой буквы.
  • Объясните написание пропущенных гласных в словах:

бр_дячий, б_льная, выск_чили, пов_лили, схв_тил, защ_щать, приб_жал, озв_ревших, пром_лчал.

  • Объясните написание пропущенных согласных в словах: несчас_ный, ярос_ный, мес_ный, мгнове_о, дли_ую, вле_, мали_ик.
  • Обратите внимание на написание слов: хозяин, овчарки, поинтересовался.

Ф.И._________________________________________Дата__________4 “_” класс

Изложение. "Кто хозяин?"

План

1 . Мальчики и Жук.

2. Овчарки и Жук.

3. Илья защищает Жука.

4. Хозяин Жука.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

Ф.И._________________________________________Дата__________4 “_” класс

Изложение. "Перед соловушкой стыдно"

4 класс

Перед соловушкой стыдно

Оля и Лида пошли в лес. После долгой дороги они сели пообедать. Вынули из сумок яйца, огурцы, хлеб с маслом.

Только закончился обед – в ветвях берёзки запел соловей. Подружки не шевелилась, слушали прекрасную песню.

Соловей закончил петь. Оля собрала остатки своей еды и бросила их под куст. Лида же завернула в бумагу яичные скорлупки и положила в сумку.

Оля спросила Лиду, зачем она понесёт мусор. Ведь в лесу их никто не видит.

- Стыдно... перед соловушкой, - ответила Лида. (82 слова)

(По В.Сухомлинскому)

Вопросы и задания к тексту:

  1. Что девочки делали в лесу?
  2. Что заставило их заслушаться?
  3. Расскажите, как поступила каждая девочка после обеда.
  4. Кто из девочек вам больше понравился? Почему?
  5. К словам аккуратная, культурная, воспитанная, честная, бережёт природу, подберите слова с противоположным значением.
  6. Какие из них нужно употреблять, характеризуя Лизу? Олю?
  7. В чём проявилась нечестность, двуличие Оли?

Примерный план.

  1. Во время обеда.
  2. После соловьиной песни.
  3. Стыдно.
  4. Словарно-орфографическая работа.
  5. Укажите знакомые орфограммы в словах:

Д_р_га, по_дедать, хле_, с_л_вей, зав_рнула, ск_рлу_ки, кро_ки, спр_сила.

  • Разбери слова по составу:

завернула, прекрасно.

  • Запомните, как они пишутся.
  • Запиши раскрывая скобки:
    (не)шевелились_____________________, (не)видит _________________________

К слову прекрасная подбери близкие по значению сова.

План

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Изложение.

Северный олень

По тундре бродят огромные стада северных оленей. Удивительное животное - северный олень; крупное, сильное, неутомимое! Целый день олень работает, возит по тундре людей, грузы. А распрягут - он сам себе еду добывает.

Олений корм - кустистый ягель. Это низенькое растение светло-серого цвета. Под лунным светом кажется, что олени ходят по серебру.

Зимой серебряное пастбище занесет глубоким снегом. Теперь, чтобы добраться до любимого ягеля, северный олень должен разгребать копытами плотный снег, рыть глубокие ямы.

К долгожданному приходу весны у него полностью стерты копыта. Но другой лопаты для добывания необходимого корма у северного оленя нет. (91)

(По И. Надеждиной)

Вопросы и задания к тексту.

  1. Почему автор называет северного оленя удивительным животным?
  2. Чем питается северный олень?
  3. Опишите ягель.
  4. Какие трудности испытывает олень зимой?

Примерный план

  1. Удивительное животное.
  2. Ягель.
  3. Ягель под снегом.
  4. Стертые копыта.

Словарпо-орфографическая подготовка

Подберите имена прилагательные, объясните написание падежных окончаний: животное (какое?) ________________, ______________; корм (какой?) ____________; ягель (какой?)_______________; растение (какое?)________________________; цвета (какого?)__________________; светом (каким?)_________________; пастбище (какое?) __________________; снегом (каким?) _________________; ягеля (какого?) ___________; снег (какой?)________________; приходу (какому?) ________________.; корма (какого?) ______________________; оленя (какого?)______________________ .

  1. Объясните значение слова неутомимый, подберите к нему однокоренные слова, запомните написание корня.
  2. С чем сравнивается по цвету ягель?
  3. Запомните, как пишутся слова: серебро, серебряное пастбище.

Ф.И._________________________________________Дата__________4 “_” класс

Изложение. "Северный олень"

План:

1. Удивительное животное. ______________________________

2. Ягель. ______________________________________________

3. Ягель под снегом. __________________________________

4. Стертые копыта. __________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

МЕСТОИМЕНИЕ 4 класс.

Дикая яблонька

Жила в лесу старая дикая яблоня. Осенью упало с нее маленькое кислое яблочко. Лесные птицы быстро склевали его. Только одному семечку посчастливилось спрятаться в траве. Через несколько лет выросла из него стройная молодая яблонька.

Пришел в лес садовник. Он аккуратно выкопал дичок и посадил его в саду. Срезал садовник зеленую верхушку у дичка и привил к нему свежий побег от хорошей яблони.

Срослась дикая яблонька с чужой веточкой. Через три года зацвело деревце нежными душистыми цветами. К осени на нем вызрели большие сладкие яблоки. (86)

(По К.Ушинскому.)

Вопросы и задания к тексту.

  1. Расскажите, как в лесу появилась стройная молодая яблонька.
  2. Кто обнаружил ее в лесу?
  3. Что в рассказе названо дичком?
  4. Расскажите, как садовник работал над дичком.
  5. Что получилось из дикой яблони?

Примерный план

1. Выросла яблонька.

2. Садовник за работой.

3. Сладкие яблоки.

Слоеарно-орфографическая подготовка

Правильно произнесите местоимения и объясните их правописание:

упало с нее, склевали его, выросла из него, посадил его, привил к нему, вызрели на нем.

  • Скажите, почему к одним местоимениям прибавляется буква н, а к другим - нет.
  • Подберите глаголы к именам существительным, правильно согласовывайте их при письме: яблочко (что сделало?) ..., яблонька (что сделала?) ..., деревце (что сделало?) ....
  • Выделите корень в словах:

выросла, срослось.

  • Запомните, как пишутся эти слова.
  • Обратите внимание на написание слов:
  • посчастливилось, спрятаться.

Ф.И._________________________________________Дата__________4 “_” класс

Изложение. "Дикая яблонька"

План:

  1. Выросла яблонька.
  2. Садовник за работой.
  3. Сладкие яблоки.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Глагол 4 класс.

Изложение.

Кошкин выкормыш

У нашей кошки весной родились котята, но их у нее отняли. Как газ в этот день мы поймали в лесу маленького зайчонка.

Мы взяли и подложили его кошке. У нее было очень много молока, и она охотно стала кормить зайчонка.

Так зайчонок и вырос на ее молоке. Они очень подружились я даже спали всегда вместе.

Смешнее всего, что кошка научила зайчонка-приемыша драться с собаками. Как только собака забежит к нам во двор, кошка бросается на нее и яростно царапает. А следом за ней подбегает заяц итак барабанит передними лапами, что у собаки шерсть клочьями летит. Все собаки кругом боятся нашей кошки и ее выкормыша - зайца.(106)

(По В. Бианки)

Вопросы к тексту.

  1. Кого подложили кошке?
  2. Как относилась кошка к зайчонку?
  3. Чему научила кошка своего приемыша?

Примерный план

  1. Беда кошки.
  2. Зайчонок-выкормыш.
  3. Дружба зверей.
  4. Гроза собак.

Словарно-орфографическая подготовка

  • Найдите в тексте слова с безударными проверяемыми гласными. Определите время и спряжение глаголов:

родились, подложили, дружились, бросается, подбегает, барабанит, боятся.

  • Почему зайчонка назвали выкормышем?
  • Подберите к слову яростно синонимы.

Яростно - __________________________________________

___________________________________________________

Ф.И._________________________________________Дата__________4 “_” класс

Изложение. "Кошкин выкормыш"

План

  1. Беда кошки.
  2. Зайчонок-выкормыш.
  3. Дружба зверей.
  4. Гроза собак.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Глагол 4 класс.

Победитель

Жили-были петух, курица-хохлатка и их детки - пушистые цыплятки. Около дома кружили хорек и хитрая лиса, но петух зорко охранял свою семью.

Один раз хохлатка вывела цыплят погулять, а хорек тут как тут. Закудахтала испуганно хохлатка, позвала деток к себе.

Все цыплята подбежали и спрятались под маминым крылом. Только самый маленький не успел. Его схватил хорек.

Но тут подлетел петух. Он громко закричал, захлопал крыльями и стал клевать хорька. Испугался хорек, бросил бедного цыпленка, скок в кусты - и нет его.

А петух-победитель гордо и радостно закричал на весь двор: “Ку-ка-ре-ку!” (92)

Вопросы и задания к тексту.

  1. Почему рассказ называется “Победитель”?
  2. Расскажите, как петух защищал цыпленка.

Примерный план

  1. Куриная семейка.
  2. Хорек схватил цыпленка.
  3. Петух-победитель.

Словарно-орфографическая подготовка

  • Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание:

х_хлат-ка, охр_нял, выв_ла, х_рек, схв_тил, закр_чал.

  • Замените близким по смыслу выражение кружили около дома.
  • Найдите выражения, описывающие действия хорька (тут как тут, скок в кусты - и нет его).
  • Как они характеризуют повадки хорька?

Ф.И._________________________________________Дата__________4 “_” класс

Изложение. "Победитель"

План

  1. Куриная семейка.
  2. Хорек схватил цыпленка.
  3. Петух-победитель.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Читать еще:


Новые материалы:

Урок английского языка во 2-м классе "Путешествие на остров сокровищ" :: Мотивирование учащихся к изучению иностранного языка через применение изобразительной наглядности :: Комбинированный урок "Еда и ее приготовление" по английскому языку в 10-м классе :: Открытый урок в 7-м классе по английскому языку по теме "Школы в Англии" :: Личностно-ориентированный урок "Работа для жизни" (по теме "Выбор профессии") :: Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти ( Maze Runner: The Death Cure ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Журнальные столы / Мебель Импэкс / Стол журнальный Лесет ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD