Открытое занятие "Методы, используемые в работе учителя-дефектолога и педагога-психолога, для формирования пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ" : Начальная школа

1. Формирование представлений о собственном лице, теле. Освоение ребенком “схемы собственного тела” помогает убедиться, что существуют такие направления как верх и низ, перед — зад, правая и левая стороны. Наиболее трудным для ребенка является понимание расположения правых и левых частей тела. Поэтому сначала следует отработать упражнения по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Важно, чтобы ребенок научился быстро и точно выполнять движения различными частями тела по словесной инструкции (“подними вверх левое плечо”, “прикрой левый глаз правой ладонью”, “возьмите левое ушко правой рукой”). Приложение 1 (смотри ниже).

Игровые упражнения: “Что похоже, а что нет”, “Найди отличия”, “Перышко”, “Ухо – нос”, “Муха”, “Аист”, “Путаница”, “Обведи свои ладошки”, “ Путешествие по лицу”, “Наши личики”, “Я сам (выше-ниже)”, “ Выше чем...,ниже чем...”, “Нарисуем личико”.

Игры-имитации: - Гуси вытягивают шеи, поворачивают головы вправо-влево, заглядывают назад, не крадется ли к ним лиса.

- На спину медвежонка сел комар, он оборачивается, пытается дотянуться до него через правое, затем через левое плечо, наконец, комар улетает, и медвежонок чешет спинку.

- Буратино ушиб, левое колено, растирает его, потом осторожно ступает, держась за колено рукой.

Чтение художественных произведений Э. Машковская “Нос, умойся”, А. Барто “Девочка чумазая” и др.

2. Развитие ориентировки в окружающем пространстве. Задачами данных упражнений является развитие навыков ориентирования в пространстве относительно себя, ориентация других объектов относительно друг друга и себя, а также относительно других объектов. Обучение ребенка соотносить взаимное расположение окружающих предметов, а также менять его по словесной инструкции. Важно научить детей правильно воспринимать пространственные характеристики человека, располагающегося напротив него. Закрепление у ребенка представлений, что у человека, стоящего напротив, все наоборот то есть в зеркальном отражении: право — где у меня лево, а лево — где право. Приложение 2 (смотри ниже).

Игровые упражнения: “Ближе, дальше”, “Ближе (за), дальше, перед), между”, “Дальше всего, ближе всего”.

- на демонстрационном полотне расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета;

- определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой, определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа;

- стоя попарно, лицом друг к другу, по команде один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д. Затем роли меняются;

- определить последовательность воспроизведения расположения ряда цветов радуги;

- определить последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка;

- назвать первое число справа, первое число слева. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? Прочитать ряд в обратном порядке (то есть справа налево.) Как изменяется величина чисел в этом направлении (Уменьшается.) Показать число 4. Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать соседа числа 4 справа, сравнить по величине;

- нарисовать называемые предметы, геометрические фигуры (впоследствии — буквы) справа или слева от вертикальной линии;

- определить пространственное расположение изображений на картинке относительно друг друга. Сюжетная картинка: Что находится в центре рисунка?(Мишка.)Что находится в правом верхнем углу? (Шарик.) Что находится слева от мишки? (Мячик.) Где находится кубик по отношению к мишке? (Внизу слева.)Что находится в правом нижнем углу? (Пирамидка.)

Сюжетно- ролевые игры и дидактические игры: “Теремок”, “Колобок”, “Репка”, “Городок”, “Ферма” и др.

Игры-имитации: “Найди у Вани где левый карман и т. д”, “Покажи у Кати левый глаз, нос”.

3. Развитие ориентировки в двумерном пространстве.

- знакомство ребенка с чистым листом бумаги и освоения его сторон и углов;

- расположение различных предметов в левом нижнем, в правом верхнем углах, определяет, какие углы остались незаполненными;

- формирование понимания и вербализация расположения плоскостных предметов, букв и цифр на листе бумаги по отношению друг к другу. Приложение 3. (смотри ниже).

Упражнения: Графические диктанты, “Разрезные картинки”, “Кубики Кооса”.

Сюжетно-ролевые игры и дидактические: “Мозаика”, “Город”, “Путешествие по сказкам”, “Ферма” и др.

4. Развитие понимания и употребления логико - грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения. Уточнение предлогов и закрепления сначала понимания, а затем употребления детьми различных предлогов и предложно-падежных конструкций.

Прежде всего, ребенок выполняет всевозможные движения и манипуляции с предметами по инструкции педагога. Затем он учится комментировать свои действия, четко проговаривая все предлоги.

- “Подбери нужное слово: “Карандаш длинный, а линейка еще...”, “Стул жесткий, а стол еще ...”, “Стол гладкий, а стекло еще ...?”;

- “Подбери слово противоположным смыслом: “Стул жесткий, а подушка...?”, “Карандаш короткий, а линейка...?”;

- “Покажи, где: мамина дочка..., дочкина мама. Хозяин коровы..., корова хозяина”. “Покажи: скатертью накрыта клеенка..., мальчик спасен девочкой..., книгой накрыта газета...”. - ребенок должен отнести услышанную фразу к тому или иному изображению, находящемуся на листе. Ребенок должен показать на листе то изображение, которое соответствует услышанной фразе.

Ориентировка во времени

- формирование и закрепление понятий о движении времени, его периодичности, сменяемости и в тоже время необратимости;

- закрепление представлений о последовательности дней недели, времен года, месяцев, знакомить с тем, что их последовательность постоянна;

- формирование элементарных представлений об изменении времени: семь суток составляют неделю, двенадцать месяцев – год;

- формирование пониманий временных отношений: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время; учить пользоваться этими понятиями в жизни. Приложение 4. (см. ниже).

Дидактические игры на формирование о частях суток

- Когда это бывает? Показать детям картинки с временами суток: что нарисовано, когда это бывает, разложить по порядку, в какое время что ты делаешь.

- Части суток. На столе 4 картинки с различным временем суток, 4 игрушки, 4 стихотворения. Дети выбирают одну картинку, подбирают стихотворение и все складывают в нужный домик.

Я хочу Вам объяснить, как на части день делить.
Каждый может по часам время дня увидеть сам.
Утром солнышко встает, за окошком рассветет.
Просыпаться пора, в школу нам идти с утра.
Вот на улице светло, время полдника пришло.
Мы гулять, играть идем, много дел бывает днем.
Вот и солнышко садится, это вечер к нам стучится.
Вся семья вернется в дом, соберется за столом.
День закончился давно, на дворе совсем темно.
Ночь приходит. Нам она доброго желает сна.

“Живая неделя” Нужно расставить правильно дни недели. На столе карточки с цифрами, возьмите по одной карточке и выстроитесь по порядку. Задание:1. Вторник топни ногой 2 раза. 2. 4 день недели назови своих соседей.3.Понедельник хлопни один раз.4.3 день недели сделай шаг вперед.5.Пятница 2 шага назад.6.6 день недели назови своих соседей. 7.7 день недели назови дни недели по порядку.

Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК - это день второй, он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день, шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА - сестрица, очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ, назначаем днем веселья.

“Мой веселый чемоданчик”. Закреплять с детьми понятия: вчера, сегодня, завтра. День, который уже закончился – вчера. День, который наступил – называется сегодня. А день, который ещё только будет – завтра. Картинки с различными действиями складывается в определенный блок.

“Что было сначала, что было потом”. “Что было и что будет”.

“Путешествие по временам года”. Зима – снежная королева. Весна–скворушка, лето-солнце, осень–туча. У каждого героя свое королевство, у остальных ребят карточки с изображением какого–нибудь действия для определенного времени года. Дети встают каждый в свое королевство

Использование сюжетно-ролевых игр. “Репка”, “Колобок”, “12 месяцев”. Также можно использовать следующие д/игры: "Что за чем следует?", "Наоборот", "Дни недели", "Продолжай", "Который час?" ,"Вчера, сегодня, завтра" , а также словесные игровые упражнения: "Расскажи о времени", "Расскажи о своем распорядке дня", "Дополни предложение словами о времени", "Придумай вопрос о времени" и др., загадки о времени и часах. Организовывать увлекательные занятия и игры с календарем, познакомить детей с часами и циферблатом, научить определять время по часам с точностью до одного часа.

Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированный урок "химия + математика" по теме "Смеси и растворы". 8-й класс :: Урок математики по теме "Вычитание". 5-й класс :: Урок математики по теме "Параллелограмм" :: Задачи на смеси и сплавы :: Виды уравнений и способы их решения :: Ангелы в Америке. Часть 1: Приближается Миллениум ( National Theatre Live: Angels in America Part One - Millennium Approaches ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Мебель/Кухня и Столовая/Обеденные группы / Домотека / Набор обеденный Домотека-1 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - ВМЭШ

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - ВМЭШ

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - ВМЭШ

Приемы самообезболивания родов

Сценарий новогоднего утренника (детский сад) - ВМЭШ

Сценарий новогоднего утренника (детский сад)

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - КиноАнализ

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - ВМЭШ

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - ВМЭШ

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - ВМЭШ

Приемы самообезболивания родов

Сценарий новогоднего утренника (детский сад) - ВМЭШ

Сценарий новогоднего утренника (детский сад)

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - КиноАнализ

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD