Урок развития речи по теме «Осень» : Начальная школа

Цель: уточнять и расширять словарный запас по теме “Осень”.

Задачи:

  • Формировать умения использовать словообразовательный анализ слова в целях обучения строить или узнавать новые слова, используя суффиксальный способ образования нового слова и анализ однокоренных слов.
  • Формировать умения определять толкование нового слова через контекст.
  • Развивать диалогическую речь, концентрацию и переключение внимания, мыслительную активность, долговременную память.
  • Воспитывать положительную мотивацию к овладению речью.

Оборудование: листья рябины, клена, березы; таблички со словами; аудиозапись музыкального произведения Вивальди “Осень”; звукозапись ветра и дождя в листве; ИКТ.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Наденьте наушники. Поздоровайтесь с гостями.

Проверка слухового восприятия.

- Как меня слышишь?

2. Эмоциональный настрой.

– ..., спроси у ..., какое у него настроение?

Учитель говорит слова шепотом: “Я всем желаю хорошего рабочего настроения! Мы – умные! Мы – внимательные! Мы – отлично учимся!

Все у нас получится!”

3. Речевой момент (за экраном)

- Какое время года?

- Назови осенние месяцы.

- Какая бывает осень в сентябре?

- Какая осень в октябре?

- Какая осень в ноябре?

- Какое время года было перед осенью?

- Какое будет после осени?

- Какой будет урок?

- Что будем делать?

4. Фонетическая зарядка. Презентация. СЛАЙД 1

- Какой дежурный звук?

Дежурный звук С

С_________ __

оса___осу___осе___

осень

Наступила осень.

Работа над логическим ударением СЛАЙД 2

- Перед вами стихотворение. Какие главные слова? Выделите их голосом.

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.

II. Сообщение темы и целей урока

Составьте тему урока. Будем заниматься словарной работой. СЛАЙД 3

Пальчиковая гимнастика

Запись в тетради числа, классной работы и темы урока “Осень”.

III. Работа по теме урока

СЛАЙД 4

1) Работа над словом. Звук ветра

- Что это за звуки?

Вот подул осенний ветер и принес к нам слова.

А) Найди “лишнее” слово. Запомните эти слова.

  • осень
  • тучи
  • солнце
  • лыжи

Б) А сейчас я зачитаю вам другие слова.

  • птицы
  • ветер
  • листья

В) А теперь назовите эти слова ласково: СЛАЙД 5

Птицы – птички, ветер – ветерок, листья – листочки.

Как образовались эти слова? При помощи новых частей слова (поясняю суффиксальный способ образования новых слов уменьшительного значения)

Г) Ребята, посмотрите внимательно, с каких деревьев у вас на партах листья и как они правильно называются.

Клён – кленовые,

Рябина – рябиновые,

Берёза – березовые

– Как образовались эти слова? СЛАЙД 6

С помощью части слова -ов

-..., спроси у ....

– С какого дерева у тебя листочки?

- У меня листочки с клена. Кленовые.

- ..., спроси у ... .

- ..., у тебя с какого дерева листья?

- У меня листочки с рябины. Рябиновые.

- Какого цвета листочки (зеленые, желтые, коричневые, красные). Как можно сказать - листья разного цвета. Давайте составим одно слово

Разного цвета-разноцветные. СЛАЙД 7

(запишите в тетрадь)

-..., спроси у ....

– Какого цвета у тебя листочки?

- У меня красные листочки с клена, желтые с березы. Разноцветные.

СЛАЙД 8

Звук ветра. Что происходит? Что мы видим?

Д) Налетел ветер, качает деревья и листья стали сыпаться разноцветным дождем. Листья падают.Это явление называется ЛИСТОПАД. Листья падают. Если взять части слов (лист пад), добавить о, то получится слово листопад СЛАЙД 9

Листья падают - листопад - запишите в тетрадь

Звук ветра

2) Работа над словосочетанием: сущ. + прил., (в парах).

– Вам нравиться составлять словосочетания?

И снова подул наш осенний ветерок и принес вам на парты новое интересное задание. Сейчас мы посмотрим, как вы умеете работать в парах.

На каждой парте лежит табличка со словом. Прочитайте. (таблички) Из конверта возьмите нужную табличку и составьте словосочетание.

Словосочетания запишите в тетрадь. (Дети зачитывают). Приложение.

Скажите, как получилось слово: осенняя - осень, перелетные - летать. (На доске)

Физминутка: СЛАЙД 10

Шлёп-шлёп-шлёп - иду по лужам. Ритмичное постукивание ладонями по коленям.
Хлюп-хлюп-хлюп – вода в ботинках. Ритмичное притопывание.
Кап-кап-кап – мне зонтик нужен. Поднять руки вверх и ритмично встряхивать кистями.
Оп-оп-оп – вода по спинке. Ритмичное похлопывание ладонями по спине.
Буль-буль-буль – упала шапка. Выполняют “пружинку”.
Ой-ой-ой – кругом вода. Ритмично кружатся.
Да-да-да – себя так жалко. Качают головой.
Одевайтесь в дождь всегда!

3) Обогащение словаря. СЛАЙД 11

– Хотите узнать новые слова?

На улице холодная, ненастная, дождливая погода. Ребята не могут идти гулять.

Почему? Потому что .... . Какое слово вам незнакомое?

Ненастная. Как вы думаете-это хорошая или плохая погода?

Да, это плохая погода.

Ненастная произошло от слова ненастье. СЛАЙД 12

Звук ветра СЛАЙД 13

Работа над словосочетанием: сущ. + глагол.

Подберите к существительному глагол.

  • Осень – наступила.
  • Солнце – не греет.
  • Небо, тучи – плывут.
  • Листья – опадают.
  • Животные – готовятся.
  • Одежда – надели. 

(надели, не греет, плывут, опадают, наступила, готовятся)

Звук ветра

4) Работа над предложением.

- Зачем учимся составлять предложения?

Составьте предложения. (Дети выходят к доске)

(Слова разбежались, работа с табличками).

Работа в тетради. Пальчиковая гимнастика

Запишите то предложение, которое вам понравилось больше всего.

IV. Итог урока (музыка осени-очень тихо)

- Назови слова – упражнение “Найди “лишнее” (осень тучи лыжи солнце).

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- Какие новые слова узнали?

- Ненастье – это хорошая или плохая погода?

- У ...какой листочек?

- Какое задание было самое трудное?

- Зачем мы учимся говорить?

Самооценка, оценка учителя.

Домашнее задание: соединить стрелочками названия деревьев и их листочки.

- Вы сегодня были внимательными, активными, хорошо работали, и Осень прислала вам посылку. Как вы думаете, что в ней может быть?

Игра “Угадай”.

Дети отгадывают, что могла бы прислать Осень (фрукты, орехи, овощи, грибы).

СЛАЙД 14

Читать еще:


Новые материалы:

Концепция социокультурной динамики Питирима Сорокина :: Урок истории по теме "Начало правления Александра II. Накануне отмены крепостного права". 8-й класс :: Восстание декабристов :: Урок кубановедения "Любимый уголок земли" :: Исторические личности в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" :: Кома (), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Стул PR-SC Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD