Интегрированный урок "Звук [ц] и его обозначение буквой Цц. Знакомство с написание буквы "Цц". Чтение слогов, слов и предложений с изученной буквой" (2 часа) : Начальная школа

Задачи:

  • Научить выделять звук [ц] в словах и правильно его произносить (кратко, как один звук, не разделяя на [т] и [с]).
  • Познакомить с буквой Цц, научить читать с ней слоги, слова, предложения.
  • Обучать написанию строчной и заглавной буквы Цц, слогов и слов с этой буквой.
  • Обозначать ударные сочетания ци – цы как “опасные” места при письме.

Оборудование урока:

  • Н.М. Бетенькова. Азбука. Часть 1. Для первого класса четырехлетней школы.
  • Н.М. Бетенькова. Прописи к учебнику “Азбука” для 1 класса общеобразовательных учреждений. Часть 3.
  • Н.Б. Бетенькова. Обучаем грамоте по “Азбуке”. Пособие для учителя.
  • С.В. Желудкова. Обучение грамоте. Чтение. Письмо. 1 класс. / Под ред. Н.М.Бетеньковой.
  • В.Т. Голубь. Графические диктанты. 1 класс.
  • Рабочие тетради по чтению.
  • Сборник схем, таблиц по чтению. Индивидуальные папки.
  • Письменные принадлежности.
  • Доска, мел.
  • Наглядные пособия:
  • 1) Стенд “Сегодня на уроке”.
    Таблицы: Гласные звуки. Согласные парные звонкие-глухие.
    Согласные непарные звонкие. Согласные непарные глухие.
    2) Карточки со словами для доски.
    3) Карточки для обозначения звуков (у каждого ученика индивидуально).
    4) Таблицы с предложениями.
    5) Готовый рисунок графического диктанта “Курица” для доски.
    6) Картинка “Курица с цыпленком”, “Цирк”, “Буква Ц”.
    7) Обозначение звука [ц] – [--].
    8) Рисунок печатной буквы Цц.
    9) Схема написания прописной буквы Цц.

ПРЕДМЕТЫ ВРЕМЯ
ЧТЕНИЕ ПИСЬМО  
I. Моб. начало.

II. Повторение изученного о звуках и буквах.

1. Беседа о звуках и буквах.

- Сколько гласных букв в русском языке? (10)

- Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

- Почему такая разница в количестве? (две буквы дают один звук)

- Назовите эти буквы. а,я – [а], о,е – [е], э,е – [э], у,ю – [у].

- Сколько в русском языке непарных звонких согласных? (5)

- Назовите их. (н, м, л, р, й)

- Какие звуки могут давать эти буквы? (согласные непарные звонкий твердый, согласный непарный звонкий мягкий).

- Какой звук имеет “особую” характеристику? ( звук [й] – всегда мягкий).

- Сколько в русском языке непарных глухих звуков? (4).

- Назовите их. (ц,ч,щ,х).

- Назовите согласные парные глухие – звонкие. (з-с, д-т, ж-ш, г-к, в-ф, б-п).

- Почему эти согласные в паре? (они могут заменять друг друга в словах при произношении).

2. Игра в слова.

На доске слова (карточки). Задание учащимся: найти в этих словах новые слова.

уточка

град

сухо

экран

мрак

сорт

беда

столб

шарф

смех

коса

крот

3. Конкурс знатоков.

- Назовите слова, в которых

1) Первый звук – звонкий согласный (зима, газ, жало, нога, мама).

2) Первый звук – гласный ударный (окунь, окна, очередь, Оля, ежик).

3) Первый звук – глухой согласный (храм, хлеб, шило, сон, колесо).

4. Слуховой диктант с сигнальными карточками.

Учитель называет слова. Учащиеся сигнальными карточками с обозначением звуков показывают первый звук каждого слова.

Слова для работы:

солнце, земля, комок, огурец, лыжа, шишка, груша, окунь, мишка, арбуз, цапля, синица, жираф.

5. Игра “Исправь ошибки в речи малышей”.

Учитель читает предложения. Учащиеся исправляют ошибки в речи.

У Нины большая яблоко.
Солнце освещается землей.
Мальчик умывается лицо.
Зимой мы катаемся на коньках и лодках.

В саду много груш, яблоков.

6. Игра “Составь предложения из слов”.

Слова вывешены на доске не карточках. Учащиеся составляют из каждой группы слов предложение.

Мальчик, открывать, дверь.
Груша, бабушка, внучка, давать.
Сидеть, синичка, на, веточка.
Курица, любоваться, цыплята.

III. Знакомство со звуком [ц] и буквой Цц.

1. Графический диктант, загадки.

Наша добрая подружка
Даст нам перьев на подушку,
Даст яичек для блинов,
Куличей и пирогов. (Курица)

Желтый одуванчик по двору идет.
Желтый одуванчик зернышки клюет. (Цыпленок).

- Работаем в рабочих тетрадях по чтению от красной точки. (У каждого ученика в рабочей тетради поставлена красная точка – начало работы графического диктанта).

Графический диктант в сборнике – стр.74 “Курица”.

- Кто получился? (курица). (На доске появляется рисунок)

- Дорисуйте глаз и крыло.

2. Запись предложения с доски.

На доске появляется картинка “Курица с цыпленком”.

- Ребята, составьте предложение по картинке.

Выслушиваются составленные предложения уч-ся.

- Записываем составленное предложение. Составляем схему предложения, делим слова на слоги, ставим ударение, указываем безударную гласную.

(Учитель делает на доске, уч-ся – в тетрадях после рисунка.)

Курица гуляла (следила) с (за) цыпленком.

|_________ __________ __ __________ .

3. Звуковые схемы слов из предложения.

- Выполним звуковые схемы слов “курица, цыпленок”.

   
Учитель на доске печатает слова, учащиеся в тетрадях. Они самостоятельно выполняют схемы слов. Затем схемы выносятся на доску. Уч-ся проверяют свою работу. Обязательно выделяем и показываем звук [ц] в словах.

курица

цыпленок

На доске появляется картинка “Цирк”.

- Ребята. Что это такое? (Цирк).

- Выполним схему слова “цирк”.

Учитель выполняет схему на доске, уч-ся в рабочих тетрадях. Один ученик выполняет схему на доске. Уч-ся проверяют свою работу.

Выделяется звук [ц].

- Ребята. Посмотрите на слова и их схемы. Что в схемах общего, одинаковое? (во всех словах звук [ц] твердый, хотя в словах после буквы Цц стоит гласная И, которая дает мягкость согласным звукам.)

- Какой вывод можно сделать? (Звук [ц] – всегда твердый).

- Давайте обратимся к нашим таблицам “Звуки и буквы русского языка”.

- Найдите в ней букву Цц.

- Прочитайте, какая характеристика дана в таблице.

- Звук [ц] – согласный непарный глухой непарный твердый – у него нет мягкой пары, мягкого звука.

На доске появляется карточка 

- Вернемся к словам и их схемам.

- Мы с вами уже встречали слова, в которых буква безударного гласного не совпадает с его звучанием. Например: молоко – [малако].

- Мы указывали эти буквы как “опасности” при письме.

- В словах, где встречается сочетание букв с согласной буквой Цц – тоже происходит расхождение в написании гласного и его звучании.

- Читаем слоги на доске: ца, цо, цу, ци, цы.

- Поэтому мы делаем вывод, что место безударного и ударного гласного в словах с буквой “Цц” - “опасно” при письме.

- Какой буквой обозначается звук [ц]? (Буквой Цц)

На доске появляется картинки с печатными буквами Цц.

Учитель читает стихотворение: Буква Ц – внизу крючок.

Точно с краником бачок.

   
4. Печатание буквы Цц.

- В рабочих тетрадях от схем отступаем вниз 2 клетки, печатаем большую и маленькую букву Цц.

- Большая буква высотой 2 клетки, шириной 1 клетка. Справа внизу небольшая петелька – хвостик.

- Маленькая буква высотой в 1 клетку, шириной 1 клетка, внизу справа маленькая петелька.

- Печатаем всю строчку.

Повторить правила посадки при письме, положение руки, ручки, тетради.

Провести разминку для глаз, руки.

Работа в прописи.

1) Выполнить звуковую схему слова “цапля”.

2) Рассматривание образца письменной заглавной и прописной буквы Цц, их сравнение.

На доске появляется картинка-схема с прописной буквой Цц.

- Написание какой буквы напоминает написание буквы Цц? (Буква Ии).

! Обратить внимание на параллельность написания элементов и наличие

малой опущенной петли у письменной буквы Цц.

3)Тренировка написания маленькой прописной буквы Ц: учитель в на доске, уч-ся в воздухе.

4) Обведение образцов буквы в прописи по вспомогательным образцам по бледному шрифту на стр.5.

Вторую строчку уч-ся пишут самостоятельно.

5) Обучение написанию строчной буквы Ц с гласными, написание слов.

Обвести образцы по бледному шрифту.

На следующей строке повторить написание слогов и слов самостоятельно.

6) !!! Наблюдение за произношением звука [ц]. В слоге [цы] пишется и буква И, и буква Ы. Поэтому надо спрашивать учителя, какую букву писать в словах с таким слогом.

7) Письмо изученных букв на следующей строке.

- Почему все эти буквы написаны вместе?

(В написании всех букв используются одинаковые элементы).

 
5. Работа по “Азбуке”. Стр.100.

1) Хоровое чтение вместе с учителем столбиков слов (синяя рамка).

- Назовите односложные слова. (цирк)

- Что такое цирк? Объясните смысл этого слова.

Назовите слово, которое содержит самое большое количество слогов. (царапина).

- Что такое царапина? Объясните смысл этого слова. (рана)

2) Чтение загадки. Отгадку записать в тетрадь и выполнить схему слова. Учащиеся работают самостоятельно. Затем один ученик выполняет схему на доске. Уч-ся проверяют свою работу.

овца

- Где находится звук [ц]? (Во втором слоге, третий звук).

- Покажем звук [ц].

- Какой звук в слове отличается от написания в слове? (буква В – звук [ф]).

- Почему происходит такая замена? (Потому что буквы В – Ф являются парными).

- Значит это “опасность” при письме.

- Подчеркиваем букву В в слове.

- Какой еще звук отличается от его написания? (звук [а] – буква О).

- Какой вывод можно сделать? (безударная гласная “опасность”при письме).

 

 

 

 

 

 

 

 

8) Запись слов на свободных строчках:

цирк, царапина, овца.

 
6. Работа по “Азбуке”. стр. 101

1) Отгадывание загадок (красная рамка).

2) Загадывание загадок учителем:

Нарядные сестрицы
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы).

У двух матерей
По пяти сыновей.
Одно имя всем. (Пальцы).

Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда оно под рукою
- Что это такое? (Полотенце).

9) Продолжаем записывать слова-отгадки:

цветы, пальцы, полотенце.

! В словах есть неизученные буквы. На их месте можно оставить точку. Если уч-ся умеют писать эти буквы, то можно разрешить их написать.

10) Все записанные слова (пункты 8,9)

Разделить на слоги, поставить ударение, указать безударную гласную.

11) Тренировка написания заглавной буквы Ц. Учитель пишет на доске, уч-ся – в прописях.

12) Обведение образцов буквы в прописи по вспомогательному образцу по бледному шрифту на стр.6.

Вторую строчку букв написать самостоятельно.

13) Обучение написанию заглавной буквы Ц с гласными и согласными. Написание слов.

- Почему слова написаны с большой буквы? (Это фамилия и имя).

Обвести образцы по бледному шрифту.

На следующей строке повторить написание самостоятельно.

 
3) Хоровое плавное чтение рассказа “Целый месяц”. Беседа по содержанию.

- Какие слова любит Ася? (я, целый).

- Что целыми днями делает Ася? (помогает маме, набрала целую корзину ягод, выпила целый стакан молока, поливала цветы, целый месяц она будет рассказывать об этом).

- Что ответил на это папа? (хвастаться целый месяц надоест).

- Правильно ли сказал папа? Как вы думаете?

7. Работа по “Азбуке”. стр.100.

1) Чтение скороговорки хором сначала медленно, затем убыстряя темп чтения. Затем дать возможность учащимся самостоятельно поработать над скоростью чтения скороговорки, правильностью произношения слов. Затем учащиеся (выборочно) читают скороговорки наизусть или по учебнику.

2) Самостоятельное знакомство со стихотворением про букву Цц. Выборочно учащиеся читают стихотворение вслух.

- Назовите слова в которых естб буква Цц.

- Выпишите эти слова и выполните к ним схемы.

- Работаете самостоятельно, затем поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг у друга. (Взаимопроверка).

конце

царапка

IV. Итог урока. Домашнее задание.

- С какой буквой познакомились сегодня на уроке?

- Дайте характеристику звука [ц].

- Дома подготовьте чтение рассказа “Целый месяц” на стр. 102 по ролям.

IV. Дополнительно.

Выбрать задания по наличию времени в

конце урока после всей работы по “Азбуке”.

1)Рассматривание рисунка “Клоун” (внизу стр.5). Нахождение предметов, в названии которых есть буква Ц:

Лицо, кольцо, пальцы, пуговицы, цветной костюм.

Рисунок раскрасить.

2) Работа над связным текстом “Цирк” на стр.6.

Разобрать каждое предложение. Обвести предложение по бледному шрифту, добавляя недостающие буквы. В каждом предложении все слова разделить на слоги, поставить ударение, указать безударную гласную.

На доске работает учитель, уч-ся – в прописях.

Вот и цирк. На сцене артисты.

Интересно в цирке. Там всем весело и смешно.

3) Написание предложения на стр.6 внизу.

Обвести предложение по бледному шрифту и выполнить задание: разделить все слова на слоги, поставить ударение, указать безударную гласную.

Цыпленок с курицей искали корм на улице.

 
Читать еще:


Новые материалы:

Название компонентов и результата действия сложения, их использование при чтении числовых выражений :: Открытый урок по литературному чтению в 4-м классе. И.С. Тургенев. "Воробей" :: Обобщение знаний по русскому языку за 3-й класс :: Экология на уроках русского языка. Тема: "Упражнение в распознавании предлогов и приставок" :: Дидактические игры-тренажеры как средство развития познавательной активности младших школьников :: Доспехи бога: В поисках сокровищ ( Gong fu yu jia ), 2017 :: Кресла / MOON TRADE / Кресло раскладное Карина 044 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD