Посиделки «Пословица не мимо молвится» : Начальная школа

Зал убирается в стиле деревенской избы: на стены развешиваются домотканые рушники, на полках выставляется глиняная и деревянная расписная посуда, у стены - стол, накрытый вязаной скатертью. На стол ставится самовар, бублики в плетёных корзинах. Пол застилается попонами. Действующие лица - хозяйка и рукодельницы - в русских народных костюмах сидят на лавках. Хозяйка дома прядёт пряжу, девочки – вышивают. На мальчиках – рубашки-косоворотки.

Хозяйка

Здравствуйте, гости дорогие,
Старые и молодые! 
Парни и девицы, девицы-молодицы, 
Дети и родители, дорогие зрители! 

Рады приветствовать вас в нашей светлой горнице. Пригласили мы вас сегодня, чтобы рассказать об одном старинном обычае русского народа – о посиделках.  А начинались они после Покрова пресвятой Богородицы. В старину говорили: “Покров - конец хороводам, начало посиделкам”, “Зазимье пришло - засидки принесло”. На посиделки молодёжь собиралась либо поочерёдно в тех домах, где имелись молодые парни и девушки, либо на весь “беседный период” нанимали специальную избу. И собиралась не просто посидеть, а каждый был занят работой: девушки пряли, вышивали, а парни плели лапти, вили верёвки, “а кто просто сидел рядом с девушкой и крутил ногой самопряху”.

Покатилась вечеринка, 
Заглянула ночь на двор... 
И на наших посиделках 
Начинаем разговор.

1-я рукодельница.

В первый раз вышивали светел месяц со лунами,
Светел месяц со лунами, со чистыми звёздами...

2-я рукодельница.

Во второй раз вышивали красно солнце со лучами,
Красно солнце со лучами,
С тёплыми облаками...

3-я рукодельница.

В третий раз вышивали чисто поле со кустами,
Чисто поле со кустами, со рыскучими зверями...

4-я рукодельница.

В четвёртый раз вышивали сине море со волнами,
Сине море со волнами, со белыми кораблями;
Серединку украшали светло-синими цветами.

Рукодельницы вышивают и поют песню “Ой ты, ниточка тоненькая...” (Приложение )

1-я рукодельница.

Работа да руки – надёжные в людях поруки.

2-я рукодельница.

Ремесло не коромысло - плеч не оттянет, а само прокормит.

3-я рукодельница.

Была бы охота, будет ладиться и работа.

4-я рукодельница.

Там счастье не диво, где трудятся не лениво.

Издалека слышны звуки свистулек. На пороге появляются мальчики в русских народных рубашках. В руках у них свистульки, трещотки, бубен, ложки.

1-я рукодельница.

Как у наших у ворот
Собирается народ.
Все-то с ложками
Да с трещотками.

Хозяйка.

Хороший гость - дому радость.

Первый мальчик заглядывает в зал, осматривается, зовёт остальных:

Идём, братцы, скуку разгонять!
Будем веселиться, петь, играть!

Мальчики проходят в зал, низко кланяются хозяйке и рукодельницам, здороваются. Хозяйка и рукодельницы отвечают поклоном.

1-й мальчик.

Как у нашего соседа
Весела была беседа:

2-й мальчик.

Гуси – в гусли,

3-й мальчик.

Утки – в дудки,

4-й мальчик.

Овцы – в донцы,

5-й мальчик.

Тараканы – в барабаны,

1-й мальчик.

Чечётки – в трещотки,

2-й мальчик.

Чайки – в балалайки,

3-й мальчик.

Свиристели – в свирели,

4-й мальчик.

Кукушки – в свистушки,

5-й мальчик.

Скворцы – в бубенцы.

Все.

Играют, играют, всех потешают.

Мальчики поют и инсценируют песню “Савка и Гришка” (Приложение ).

1-я рукодельница.

Не всё ненастье, проглянет и красно солнышко.

2-я рукодельница.

Будет и на вашей улице праздник!

3-я рукодельница.

Терпи казак, атаманом будешь!

4-я рукодельница.

После грозы - вёдро, после горя – радость.

Хозяйка. Чтобы на посиделках развеселить народ, поднять настроение, часто парнями и девушками разыгрывались небылицы. Вот и к нам пришли парни с небылицами”.

Небылица в лицах, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина!

1-й мальчик.

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выскочила палка с бабою в руке
И давай дубасить коня на мужике.

Рукодельницы. Да ну?!

2-й мальчик

Лошадь ела сало, а мужик – овёс,
Лошадь села в сани, а мужик повёз.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь подгоняла мужика кнутом.

Рукодельницы. Правда?!

3-й мальчик.

Это, братцы, да не чудо ли?
Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ней тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез под ворота.

Рукодельницы. Не может быть!!!

4-й мальчик

Деревня закричала: “Озеро горит!”
Сено со дровами тушить пожар спешит.

Девочки. Да это что! А вот что мы вам расскажем... Послушайте – послушайте ...

1-я девочка.

И где это видано,
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,

2-я девочка.

Поросёночек яичко снёс
Да на полочку унёс.
А полочка обломилась,
И яичко разбилось.

1-я девочка.

Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:

Вместе.

- Ой, куда, куда, кудах!
Не бывало у нас так,

(Дальше две девочки говорят по очереди)

- Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
- Голопузый за пазуху поклал,
- А слепой-то подглядывал,
- А глухой-то подслушивал,
- А безногий вдогон побежал,
- Безъязыкий “караул!” закричал!

Мальчики. А наша история куда интересней вашей (разыгрывают инсценировку).

Прохожий.

- Как у вас поживают?

1-й мальчик.

- На босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Наши сани едут сами.
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.

Прохожий.

- Да ведь это кошки!

1-й мальчик.

- Комара тебе в лукошке!
Наши кошки живут в гнезде
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор: - "Кар, кар!"

Прохожий.

- Да ведь это вороны!

2-й мальчик.

- Мухомор тебе вареный!
Наша - то ворона ушаста,
В огороды шастает часто.
Скок да скок, через мосток,
Белым пятнышком хвосток.

Прохожий.

- Да ведь это зайчонок!

2-й мальчик.

- Огурцов тебе бочонок!
Hашего зайца все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.

Прохожий.

- Да ведь это волк!

3-й мальчик.

- По лбу тебя щелк!
Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.

Прохожий.

- Да ведь это козлище!

3-й мальчик.

- Щелчков тебе тыща!
Hаш козел под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.

Прохожий.

- Да ведь это налим!

3-й мальчик.

- Hет, не налим.
Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим гордится собою,
Hалим Hикодим носит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает.

Мальчики, хохоча, уходят, а прохожий обиженно пожимает плечами.

Хозяйка.

Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах,
Щёлкают орешки да творят насмешки.

Мальчики и девочки поют небылицы - “Чепуху” (Приложение ).

1-я рукодельница.

Не верь чужим речам, а верь своим очам.

2-я рукодельница.

Мели, Емеля, твоя неделя.

3-я рукодельница.

Язык без костей: что хочет, то и лопочет.

4-я рукодельница.

У всякого скомороха свои погудки.

Хозяйка.

На дороге у развилки
Повстречались две дразнилки.
Повстречались, подразнились,
Не сдержались – и сцепились.

Дети выходят парами.

Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперёд
И поехал в огород!

Борис-барбарис
На верёвочке повис.
Как верёвка оборвётся
Так Борис перевернётся.

1-я рукодельница.

Обзываешься ты так.
Потому что сам слабак!

Алёнка – плакса,
В тетради клякса.
Возьми резинку,
Сотри слезинку!

Светка – пипетка,
Жирная котлетка.
Семечки щелкала,
Зубы поломала!

2-я рукодельница.

Обзывалки, словно галки –
Встрепенулись и к тебе вернулись!

Прокоп-укроп,
Медный лоб,
Сам с аршин,
Голова с кувшин.

Антошка-картошка,
Соломенная ножка,
Сам с ноготок,
Голова с локоток.

1-я рукодельница.

Кто так обзывается, тот сам так называется.

Валя, Валя, простота,
Кислая капуста!
Съела мышку без хвоста
И сказала: “Вкусно!”

2-я рукодельница.

Обзывайся, я отвечу –
За углом с дубиной встречу!
Юлька-пилюлька,
Залезла на забор,
Нос задрала – с забора упала,
Песню запела –
Как корова заревела!

3-я рукодельница.

Обзывайся, хоть охрипни,
Ничего ко мне не липнет!

Дуня-пышка
На улицу вышла,
На кочку села.
Комарика съела.

Машка-кашка-лебеда
Не годится никуда:
Нос картошкой.
Глаза плошкой,
Рот до самых до ушей,
Хоть завязочки пришей!

4 -я рукодельница

Обзывайся, обзывайся,
Без подружек оставайся!

Дети, обидевшись друг на друга, расходятся и рассаживаются по лавкам.

1-я рукодельница.

Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.

2-я рукодельница.

Любишь смородину, люби и оскомину.

3-я рукодельница.

Ждала сова галку, да выждала палку.

4-я рукодельница.

Что испёк, то и кушай.

Хозяйка. Ни одна вечёрка не обходилась без игр. Говорили так: “Весело Покров проведёшь – дружка найдёшь”.

Полно, красны девицы, нам с вами болтать.
Лучше, красны девицы, в игру поиграть. (Проводит игру “Заинька” (Приложение )

1-я рукодельница.

Знать сокола по полёту.

2-я рукодельница.

У всякого молодца своя ухватка.

3-я рукодельница.

По Сеньке и шапка.

4-я рукодельница.

Нашего поля ягода!

Хозяйка.

Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу,
Прибауточку пою.
Ой, чай, крепкий чай,
Пейте чай-чаёчек,
Чтобы радость приносил
Каждый день-денёчек.

Хозяйка приглашает гостей к столу.

После чаепития мальчики говорят:

1-й мальчик.

Делу время – потехе час.

2-й мальчик.

Хорошо в гостях, а дома лучше.

3-й мальчик.

Шиш, ворона, пора на гнездо.

4-й мальчик.

Всяк сверчок знай свой шесток.

Хозяйка. Много прекрасных традиций было на Руси. И мы будем их помнить, не станем забывать прошлое! Желаю всем присутствующим быть, как и наши предки, трудолюбивыми, веселыми, гостеприимными!

Читать еще:


Новые материалы:

Ролевая игра на уроках информатики :: Информационные технологии на уроках математики для изучения таблицы умножения :: Заключительный урок "Управление и алгоритмы" :: Предметный сайт учителя - инструмент инновационной деятельности :: Компьютерная графика. 5-й класс :: Праздничный переполох ( Le sens de la fête ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Детская/Детские кровати от 3 лет/Матрасы / Столлайн / Матрас односпальный Фантазия-Рондо 800x1950 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD