Развитие внимания у младших школьников : Начальная школа

Развитие внимания у младших школьников : Начальная школа

 «...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все,
что только входит в душу человека из внешнего мира».

К.Д.Ушинский

В последнее время все чаще у  родителей и педагогов, работающих с детьми, появляется беспокойство, связанное с развитием внимания современных школьников. Часто взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколь-либо долго удерживать внимание при решении учебных задач.

Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. 

Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала появляется непроизвольное внимание, привлекаемое силой, новизной, необычайностью раздражителя. На основе непроизвольного внимания у детей постепенно развивается внимание произвольное. Однако на протяжении дошкольного возраста, да и в начале школьного, ребенок не может еще управлять своим вниманием  и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, частой смене деятельности.

Одной из основных задач, стоящей  перед учителем начальной школы  является четкое планирование своей работы по организации внимания детей. Одним из условий поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его изложения и раскрытия. Очень важным для организации внимания является умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком, вызывало интерес.

Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.

Объем внимания определяется количеством однородных предметов, которое охватывает сознание ребенка. У младших школьников  объем внимания не превышает 3-4 объектов. Маленький объем внимания не дает ребенку возможности концентрироваться на нескольких предметах, удерживать их в уме. Так, объем внимания очень важен на уроках математики, благодаря ему, школьники способны удерживать в сфере повышенного внимания содержание и условия задач, вопросы, задания и примеры устного счета.

Концентрация внимания – интенсивность сосредоточения на одном или нескольких объектах. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут. Это говорит нам о том, что объяснение нового материала со всей подготовительной работой не должно превышать более 7 минут. Часто при объяснении учебного материала я замечаю, что ученик вроде бы слушает меня, не отвлекается, не разговаривает, но по взгляду видно, что концентрация ослабла. В этой ситуации специалисты советуют на несколько секунд прервать объяснение материала и попросить учащихся задать себе вопрос «Что я сейчас делаю?» После этого устойчивость внимания, как правило, возвращается.

Распределение внимания – возможность концентрироваться не на одном, а на двух или большем числе различных объектов. Это дает возможность одновременно  совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Например, это свойство младшие школьники используют:

  • при выполнении комментированного письма ( ученик должен одновременно говорить, что именно он записывает, и осуществлять процесс письма);  
  • при проверке собственных работ (ученик должен читать написанный текст и одновременно искать орфограммы, проверять их и сверять с написанным в своей тетради);
  • при проведении математических диктантов и пр.

Как мы видим, распределение внимания очень полезное и необходимое для учёбы свойство. Однако,  нужно помнить что оно не формируется до 7 лет при нормальном психическом развитии ребёнка. Поэтому в учащиеся 1-го класса, давая ответ у доски, способны сначала сказать, а лишь потом написать предложение. К 8 годам становится нормой распределение внимания на 2 учебных объекта, если одно из необходимых действий хоть в какой-то степени автоматизировано. Поэтому, если у школьника автоматизировался процесс письма (т.е. ему не надо вспоминать каждый графический символ), тогда он может научиться одновременно при этом говорить.

Переключение внимания означает возможность сознательного и осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой. Л.С. Выготский объяснял частое переключение внимания младших школьников неумением детей четко ставить перед собой цель. Значит, чтобы развивать это свойство необходимо учить детей ставить цель. Из-за частого переключения внимания детям очень трудно достичь какой-либо цели, например, на уроке математики это будет мешать ребенку постоянно: не закончив решение задачи, он будет вычислять значения выражений.

Устойчивость внимания определяется длительностью времени, в течение которого сохраняется его концентрация.  Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий: особенности задания, степени его трудности, понятности, интереса к нему ребенка и сформированности его волевых качеств. Особенно существенна роль волевого усилия к длительному поддержанию своего внимания на определенном уровне, даже если то содержание, на которое оно направлено, не представляет непосредственного интереса и сохранение его в центре внимания сопряжено с определенными трудностями. Хороший уровень сформированности внимания у ребенка свидетельствует о развитии у него самоконтроля.
Различные свойства внимания – его концентрация, объем, распределение и переключение, устойчивость – в значительной мере независимы друг от друга: внимание, хорошее в каком-то одном отношении, может быть не столь совершенным в другом. Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый вклад в успешность обучения по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается вывод: развивая определенные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

В этой связи можно выделить специальные задания, упражнения, игры, которые могут быть использованы учителем на уроках. Их систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

Предлагаемые ниже задания и игры  могут использоваться  в коллективной и индивидуальной работе с учащимися с целью профилактики невнимательности, повышения уровня развития внимания и успеваемости. (Приложение)

Список использованной литературы.

  • Дубровина И.В., Андреева А.Д. Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя. - Просвещение, 2003г.
  • О.Машталь Лучшие методики развития внимания у детей. 1000 тестов, заданий и упражнений. – СПб., 2008
  • Пасечник Л.В. Диагностика психологической готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе. – Москва, 2009 г.
Читать еще:


Новые материалы:

Театрализованное представление к 8 Марта :: Викторина по страницам журнала «Мурзилка» :: Разработка внеклассного мероприятия, посвященного битве под Москвой. Литературно-музыкальная композиция «Оборона Москвы» :: Родительский лекторий на тему "Условия успешного семейного воспитания младшего школьника" :: Урок английского языка "An Animal Speaks Her Mind" :: Вечеринка ( The Party ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Стенки для прихожей/Модульные прихожие / Сокол / Стенка для прихожей Андрина дуб беленый ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD