Обучение чтению и письму детей с речевыми нарушениями : Начальная школа

В последние годы всё чаще отмечаются речевые нарушения у детей, приходящих в первый класс. Причиной этого может быть особенность развития речевого аппарата,  общая школьная незрелость в силу каких-то социальных причин, и другие. Но главной задачей школы, поставленной ФГОС, является создание таких образовательных условий на уроке и во внеучебной деятельности, чтобы каждый ученик стал успешным, имея разные стартовые условия. Учитель, таким образом, может и должен использовать в работе все доступные ресурсы, чтобы нивелировать, по – возможности, влияние речевых нарушений на образовательную деятельность ребёнка в учении и обучении. Особенно актуальным такой подход становится в случае отсутствия специалистов (логопедов, дефектологов) в образовательных учреждениях и центрах дополнительного образования.

Я предлагаю подборку материалов, которые можно использовать в организации и осуществлении урочной и внеучебной деятельности. Эти материалы помогут ребёнку научиться слышать звуки, правильно прочитывать буквы, которые эти звуки обозначают, различать их на письме, т.к. предложенные задания построены на активизации и дифференциации функции слухо-речевого анализатора и развитии фонематического слуха. Предлагаемые задания помогут ученикам лучше понять и почувствовать различие между близкими звуками посредством слухового, зрительного, кинестетического анализаторов; установится и закрепится прочная связь между звуком и буквой. Задания помогут ощутить различия каждого из смешиваемых звуков при выполнении  устных и письменных упражнений. Использовать материал можно в форме индивидуальных заданий, заданий для организации работы в парах и группах, для фронтальной работы, при организации проектной деятельности и т.д.

К предлагаемому мною материалу можно давать различные задания: чтение про себя, вслух, хором, выборочное, комментированное, объяснительное и др.; выписать слова с заданной буквой; выделить букву в карточке или в записи цветным карандашом; составить предложения с заданными словами; выполнить фонетический (звуко – буквенный) анализ; зрительный, предупредительный, первичный проверочный, объяснительный и др. диктанты.

При выполнении диктантов в начале работы по паре звуков имеет смысл смешиваемые звуки произносить с подчёркнутой артикуляцией (орфографическое чтение) и громкостью, а в последующей работе эта подчёркнутость убирается.

На этапе обучения грамоте изучаемые звуки для детей с речевыми нарушениями необходимо чётко артикулировать, тренировать соотнесение произнесения звука с поиском в разрезной азбуке или написанием обозначающей его буквы. Выполняя звуковой анализ слов, следует определить – сколько букв в слове, на каком месте в слове находится изучаемая буква; можно предложить ученикам придумать слова с этой буквой, создать ряд слов и вновь определить место заданной буквы в словах; записать ряд слов, выделить букву и т.д.

Психо-физиологические особенности обучающихся в начальных классах детей диктуют учителю необходимость использования в ежедневной практике игровые технологии. Применяя данный материал, можно организовать игры – «Цепочки слов», «Лото», «Словесный мячик», «Да - нет», «Я беру с собой» и др.

Л – Р
лак

лук

палата

рак

роза

марка

лапа

луч

палатка

Рая

рысь

карта

лампа

луна

шалун

рама

рука

парта

лапша

лужа

болото

рана

рыба

комар

лото

лопата

волна

рот

рукав

шар

лось

лодка

платок

роса

ручей

норка

 

На полке мыло.
Белый мел на доске.
На ёлке белка.
Мила любила куклу Лушу.
Лариса нарвала ландыши.
Слава пошёл в школу.

Шура моет раму.
У Ромы на руке рана.
Растёт рябина на берегу.
Крутая гора у дороги.
Ворона сидит на заборе.
Воробей прыгает на дороге.

 

барка

балка

бурки

булки

жарить

жалить

жарко

жалко

жарь

жаль

рак

лак

репка

лепка

ров

лов

розы

лозы

 

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто это?... (лиса)

Лесники её котят взять домой не захотят.
Ей не скажешь – «Кошка, брысь!»
Потому что это …(рысь)

Лейся, дождик веселей!
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать босиком по …(лужам)

Ни пера, ни крыла, а быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесётся до звёзд. (ракета)

Тихо – тихо снег идёт,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд
Во дворе …(лопатой)

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют.(рябина)

Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (лук)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём – ищем,
Ищем – не найдём. (роса)

 

Лампа упала со стола.
Мила купила ландыши.
У дома была лужа.
Володя сел за стол.
Слава пошёл в школу.
У куклы голубые глаза.

Ручка стала плохо писать.
Крутая гора видна из окна.
Сорная трава растёт в поле.
Карандаш лежит на парте.
У речки играли ребята.
В ведре плавала крупная рыба.

 

Слава Соколов учился в школе.
У него заболела мать.
Она лежит в больнице.
Слава из школы бежал домой.
Дома его ждали Клава и Галя.
Дети помогали Славе убрать дом.

Вот и весна на дворе.
На огородах кипит работа.
Сеют редьку, редиску, морковь.
На деревьях берёзы появились серёжки.
Пробивается молодая травка.
С крутых гор бегут ручьи.

 

В лодку положен улов лососины.
Подводная лодка опустилась на дно.
Володя повёл Галю в школу.
Аля положила локти на стол.
Малыш долго плакал и потом плохо спал.
Ученик положил мел на стол.

По горной тропинке пробирается охотник.
Рабочий красит крышу красной краской.
Ребята в лагере громко распевают песни.
Пограничники зорко охраняют границы.
Воробьям насыпали в кормушку зерна.
Из раны ручьём течёт кровь.

 

Лето.
Было жарко.
Ребята гуляли в роще.
Лена рвала цветы.
Рома увидел белку.
Аля собирала малину.

Зимой в лесу.
Выпал первый снежок.
Юра взял лыжи и пошёл в лес.
В лесу росли ели и берёзы.
Под одной берёзой была нора.
В норе жила молодая лиса.

 

Лето.
Наступило жаркое лето.
В поле шла дружная работа.
Бригада собрала богатый урожай.
Зерно было крупное.
Рабочие отвезли зерно на элеватор.

Зима.
Стояли морозные дни.
Река покрылась льдом.
Рая, Роман и Лена пошли на речку.
Там они катались с крутого берега.
Раздавались весёлые голоса ребят.

Б – П

Паша

Петя

лапа

баня

Люба

брат

палка

пионы

липа

балка

рыба

билет

пила

печь

папа

белка

шуба

рыбак

перо

песок

лапка

Боря

верба

фабрика

палка

песня

липка

бык

собака

бабушка

полка

пират

лампа

бинт

рябина

букварь

 

У Пети пила.
Он пилил липу.
Папа купил полку.
На полке проволока.
Петя и Паша купались в реке.
Панама упала на песок.

У Любы бант.
У брата билет на балет.
Боря ловил рыбу.
Мама работает на фабрике.
Брат у бабушки.
У Любы белые бусы.

 

букет

пакет

балка

палка

башня

пашня

бочка

почка

бой

пой

бел

пел

забирай

запирай

набор

напор

болит

палит

 

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щёлкает орехи мелко.
Ну, конечно, это – …(белка)

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.  (пчела)

Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней… (помидора)

Стоят в поле сестрицы, платья белены,
Шапочки – зелены. (берёзки)

Портфель у меня не велик и не мал.
Лежат в нём учебник, тетрадь и …(пенал)

Прилетели галки в поле
И уселись на снегу.
Стану я учиться в школе –
Разобраться в них смогу. (буквы)

Он с хвостом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор. (пылесос)

 

Брат купил букварь.
В букваре были картинки.
Петя ловил рыбу.
Рыба плавала в банке.
Банка была большая.
Пете было интересно.

Утро было ясное.
Боря и Полина пошли в лес.
На ветке белка.
Боря бросил палку.
Собака любила играть с ребятами.
У собаки белые лапы.

 

У Бори барабан.
У Пети труба.
Боря бил в барабан.
Петя и Боря пели песни.
Потом дети рвали цветы.
У бори большой букет.

На реке.
Рыбаки ловили рыбу.
Река у нас большая.
Рыбаки причалили к берегу.
Они брали рыбу и бросали её в баки.
Рыба была крупная.

 

Ребята пришли к пристани.
У пристани стоял большой корабль.
Ребята шли по палубе.
На море бушевала буря.
Ребята ушли в каюту.
Буря бушевала всю ночь.

Яблоки.
В саду большие яблони.
На них спелые яблоки.
Папа и Боря собирали яблоки.
Бабушка пекла блины.
Хороши блины с яблочным вареньем.

 

Утро было ясное и тёплое.
Ребята пошли в лес.
Там Борис и Полина собирали бруснику.
На ветке сидела белка.
У белки большой пушистый хвост.
Собака бросилась за белкой.

Около села протекала большая река.
Рыбаки ловили рыбу в реке.
Ребята собрались на рыбалку.
Они поймали большую рыбу.
Рыба сорвалась с крючка.
Боря поймал рыбу и принёс её бабушке.

 

Охотники шли около болота.
Они вышли на опушку леса.
На липе была белка.
У белки пушистый мех и большой хвост.
Собака бросилась вперёд и залаяла.
Белка бросилась в дупло.

Боря и Петя шли по тропинке.
Тропинка шла мимо болота вдоль реки.
Ребята пошли к рыбакам.
Рыболов переправил ребят через речку.
У леса ребята устроили привал.
Для костра Боря нарубил веток.

В – Ф
Валя

сова

Витя

Фома

филин

Африка

Ваня

трава

вилка

Феня

финики

кофта

вата

слова

вишня

ферма

фикус

фрукты

Вова

Клава

весна

фокус

фиалка

флоксы

волк

дерево

ветка

фонарь

фартук

фрак

волос

Москва

весло

фонтан

фасоль

кафтан

 

Филин в лесу.
Фома на ферме.
У Фомы фонарь.
Около фонтана фиалки.
На столе флоксы.
У нас поспели фрукты.
Хороши наши фрукты.
Фаина надела фартук.

Вера варила плов.
Вова купил веник.
В лесу выли волки.
На ветке соловей.
В парке высокая трава.
Ваня открыл ворота.
Ковёр висит у кровати.
Всё красиво в новой школе.

 

Веня

Феня

ветка

конфетка

влага

фляга

 

Ездить нужно осторожно.
За рога держаться можно.
Жаль вот только – гривы нет!
Что за конь? (велосипед)

Этот глаз – особый глаз.
Быстро взглянет он на вас –
И появится на свет самый точный
Ваш портрет. (фотоаппарат)

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (воздух)

Из меня посуду тонкую,
Нежно – белую и звонкую
Обжигают с давних пор.
Называюсь я  - … (фарфор)

Я зашёл в зелёный дом
И недолго пробыл в нём.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом. (вагон)

Праздник, праздник у ворот.
Кто встречать его пойдёт?
Я и верный мой дружок –
Красный, маленький … (флажок)

Две плетёнки – две сестрёнки,
из овечьей пряжи тонкой.
как гулять – их надевать,
чтоб не мёрзли пять и пять. (варежки)

Днём – спит, ночью – летает,
Прохожих пугает. (филин)

 

На витрине красивые ковры.
Валя купила ковёр.
Ковёр повесили у кровати.
Валя украсила комнату цветами.
Вера принесла ватрушку.
Все пили чай с ватрушкой.

Валя и Феня в лесу.
Красиво в лесу.
На ветке ворона.
На иве филин.
Филин спал.
Вася нашёл фиалки.

 

Вася и Вера в новой школе.
Всё красиво в новой школе.
Окна высокие и светлые.
Учителя вернулись на работу.
Восхищались они новой школой.
Красиво и светло в классах.

Валя, Лёва и Филипп пошли в парк.
В парке весело пели птички.
Они клевали крошки.
На Вале новый шарф.
У Филиппа новый костюм.
Лёва угостил друзей вишней.

 

Весной внуки приехали в Москву.
Москва их приветливо встретила.
Вещи внуки внесли в комнату.
Пальто повесили на вешалку.
Вова выучил новую песню.
Это красивая песня о Москве.

Варя и Феня живут на севере.
Мама купила Варе новую кофточку.
Кофточка висит на вешалке.
Фене мама купила новые валенки.
Варя и Феня идут в магазин.
Там они купили вскусные финики.

 

Наступила ранняя весна.
Ваня и Витя отправились в лес.
Хорошо весной в лесу.
Ветер качал верхушки ивы.
На ветке ивы новые листочки.
В лесу кричала сова.

В огороде растут свёкла, фасоль и морковь.
Сорная трава мешает расти овощам.
Вера вырывает сорную траву.
Хорошие овощи выросли у Веры.
Стручки фасоли очень крупные.
Морковь и свёкла яркие и большие.

 

Вера перешла в восьмой класс.
У Веры день рождения.
На столе вкусные вафли и халва.
Ваня принёс финики.
Мама купила ватрушку и конфеты.
Валя принесла фрукты.

Васька в комнате ловил мух.
На шкафу лежала шляпа.
Мухи сели на шляпу.
Васька уцепился за шляпу.
Шляпа упала на Ваську.
Фома и Ваня нашли Ваську под шляпой.

Г - К

Галя

гора

гуси

Катя

ком

кепка

газ

горох

губы

каша

конь

кекс

галка

голос

гиря

капля

колесо

кефир

гамак

гости

гитара

каска

Кира

кедр

галстук

голова

герой

капитан

кино

кухня

Гаврила

голуби

гром

капуста

кирпич

колпак

 

Галя гонит гусей.
Гриша гонял голубей.
На лугу гуляли дети.
На горе растут грибы.
Гоша ходил за грибами.
Гуси громко кричали.

У Киры косы.
Катя купила краски.
Карина кормила кур.
Коля поймал карася.
Кошка ловит мышку.
У мышки в норке корка.

 

игра

икра

Галина

калина

гора

кора

галька

калька

гол

кол

колос

колос

гости

кости

густ

куст

грот

крот

 

Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё стук, да стук. (гвоздь)

Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь правда вкусная… (картошка)

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.  (гриб)

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …(капуста)

На дворе переполох –
С неба сыплется горох!
Съела шесть горошин Нина –
У неё теперь ангина.   (град)

Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?  (коньки)

Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (гнездо)

Не зверь, не птица, носок – как спица.
Летит – звенит, сядет – молчит. (комар)

 

Гоша ходил за грибами.
Груша гладит ленты.
Мама гнала гусей на гору.
На горе растут грибы.
В графине много воды.
Грачи охраняют огороды.

Коля пас корову на лугу.
На лугу высокая густая трава.
За лугом красивый лес.
В лесу много ягод.
Коля собирал ягоды.
Корова ела траву.

 

Мы долго ходили по лесу.
Там собирали ягоды и грибы.
Гриша сел у дерева и ел ягоды.
Гена нашёл много белых грибов.
Ребята не могли найти дорогу.
Только к вечеру дети вышли к дороге.

Дети играют на дворе.
На дворе большие сугробы.
Дети лепят из снега бабу.
Надели дети шубы и бегут на горку.
Дети летят на санках с горы.
На губах улыбки.

 

Мальчики бегали на лугу.
Потом они пошли гулять в лес.
Коля нашёл много грибов.
Гриша набрал мало ягод.
Около леса была горка.
Под горкой протекала река.
Мальчики долго купались.

У речки крутые берега.
У правого берега большие луга.
На лугу много голубых цветов.
У дороги росло высокое дерево.
На дереве сидел галчонок.
Маленький галчонок упал с дерева.
Гриша поднял галчонка в гнездо.

 

Сильно грело солнце.
На лугу зеленела трава.
Трава была высокая и густая.
Дети на лугу играли в горелки.
Около луга протекала река.
Река была глубокая.

Я пригласил друга на прогулку.
Мы поехали за город.
Мы шагали по широкой дороге.
За горой лес и глубокая река.
Солнце сильно грело.
На берегу реки было много ребят.

 

Стояла тёплая погода.
Солнце сильно грело.
По дороге бегали грачи.
Вдруг прилетел большой ястреб.
Он схватил когтями одного грача.
Ястреб с добычей поднялся в воздух.

Нашу кошку зовут Мурка.
Головка у Мурки круглая.
Глаза у неё карие.
Шерсть густая, мягкая.
На лапках у кошки коготки.
Мы кормим её молоком, творогом, мясом.

Д – Т
Даша

душ

сад

Таня

тут

каток

дача

дым

садик

Тася

туча

ветка

даль

дыра

кадушка

танк

туман

пастух

далеко

дупло

девочка

тачка

тыква

платок

дом

доска

деревня

тарелка

тихо

станок

дочь

дерево

декабрь

тюльпан

тишина

стол

 

Таня ела тыкву.
Толя кормит кота.
Тимур любит петь.
Кота зовут Трусик.
Кот ест сметану.
Стул стоит у стола.

У дома сад.
Даша была в саду.
Дина сидела под деревом.
Надя едет к дедушке.
На пруду плавали лебеди.
Девочки водили хороводы.

 

дело

тело

день

тень

дом

том

доска

тоска

дочка

точка

дрова

трава

удочка

уточка

док

ток

дом

том

 

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт,
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт       (дождь)

Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам – скажешь здесь,
А слышно – там      (телефон)

Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
(дерево)

Кланяется, кланяется,
Придёт домой – растянется.
(топор)

Высоких деревьев длинней,
Травиночки маленькой ниже.
С ней дали становятся ближе
И мир открывается с ней.      (дорога)

Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою.
Наскочил на дальний лес –
Прохудился и исчез.    (туча)

На когтях на ствол сосновый
Влез монтёр красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу.     (дятел)

То я в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей – ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я?    (тетрадь)

 

Дети ушли домой.
Кошка Дымка дома.
Дымка искала еду.
На столе Дымка нашла рыбу.
Дымка сыта.
Дети играли с Дымкой.

В саду кусты смородины.
Дети были в саду.
Они собирают смородину.
Смородину кладут в тарелки.
Тарелки несут домой.
Даша и Таня угощают друзей.

 

Даша посадила в саду деревья.
Наша дача недалеко от деревни.
Девочка принесла ведро воды.
Понедельник – первый день недели.
Дима и Володя ходили около дачи.
Мальчики подошли к высокому дереву.
Вода в роднике вкусная и холодная.

У дедушки дом в деревне.
Около деревни два пруда.
Летом Дима был у дедушки.
Дедушка подарил Диме удочку.
Дима удил рыбу на пруду.
Рыбу он бросал в ведро.
Кот Дымок доставал из ведра рыбу.

 

Один охотник бродил по лесу.
Он увидел дикую утку с утятами.
Утка повела своих детей к реке.
Налетел ястреб и схватил утку.
Утята остались одни.
Охотник принёс утят домой.

Дима и Толя пошли с отцом ловить рыбу.
Диме было девять лет, Толе десять.
У них были удочки и сеть.
Дима поставил сеть.
Толя сидел в тени и ловил удочкой.
Дима и Толя несут домой рыбок.

 

Лиза смотрела в окно.
Из окна видны кусты смородины и дубы.
Один дуб стоял в десяти шагах от дома.
На его ветки садились воробьи и голуби.
Прилетят, посидят и улетят.
Лиза сделала для птиц кормушку.

Льдину с рыбаками унесло в море.
Среди туч люди увидели самолёт.
Это лётчик нашёл рыбаков.
Лётчик бросил на льдину мешок.
Там была еда.
Скоро подошла лодка спасателей.

 

Кончились уроки в школе.
Дима направился домой.
Он шёл лесом по тропинке.
Дима увидел двух волков.
Мальчик быстро вскочил на дерево.
К вечеру подошёл охотник и спас Диму.

Володя встал очень рано.
Мальчик быстро оделся.
Он отправился удить рыбу.
В руках он нёс удочки и ведро.
На удочку попадались судачки.
Он принёс десять судачков.

Ж – З

жаба

живот

лужа

замок

коза

заноза

жало

жилет

кожа

забор

ваза

заяц

жалко

жираф

лыжи

закат

Лиза

зайка

жара

Женя

ужин

зонт

змея

зефир

Жора

Желток

рожок

зубы

Мурзик

зяблик

жонглёр

живопись

ёжик

затылок

морозы

зерно

 

У Жени жук.
В луже жаба.
Жора поймал жабу.
Ежи живут в лесу.
Женя жалеет животных.
Дети лежали на пляже.

У Зины замок.
Лиза доила козу Зорьку.
Зоя дала Лизе вазу.
У Зины болели зубы.
У Зои кот Мурзик.
В школе зазвенел звонок.

 

кожи

козы

лежать

лизать

рожок

разок

жить

шить

жутко

шутка

лужа

Луша

 

В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.       (жёлудь)

Просыпаюсь утром рано,
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю …            (зарядку)

Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев.        (жираф)

Шелестя, шурша травой,
Проползает шнур живой.
Вот он встал и зашипел –
Подходи, кто очень смел.       (змея)

В золотой клубочек
Спрятался дубочек      (жёлудь)

Тридцать два молотят –
Один – поворачивает   (зубы и язык)

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.       (журавли)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила        (зима)

 

Женя жалеет животных.
Жора Жуков дежурный.
Дети лежали на пляже.
Жаворонок летал над жатвой.
Журнал лежал на столе.
У Рыжухи рыжий жеребёнок.

В саду стояла берёза.
Берёза была сухая.
На берёзе было гнездо зяблика.
Зяблик таскал в гнездо корм.
В гнезде жили птенцы.
Зяблик заботился о птенчиках.

 

Женя жила на нижнем этаже.
На ужин были свежие творожники.
Каждый день идут дожди.
На льдине лежат моржи.
Жора бегает на лыжах.
Жук лежал вверх животом.

Пришла зима.
Выпал снег.
Озеро замёрзло.
Медведи залезли в берлогу и спят.
Белки в дупле грызут орехи.
Зайки залезли под кусты.

 

Снежок лежит пушистым ковром.
Весело блестят снежинки.
Серёжа и Шура побежали на лужайку.
Лужайка покрыта большими сугробами.
На ели прыгала рыжая белка.
Жучка лаяла на рыжего зверька.

Красивые яблоки зреют в саду.
Есть и земляника.
Дети набрали корзину земляники.
Взрослые собрали яблоки и сливы.
Зрелые фрукты вкусные и полезные.
Скоро урожай повезут в магазины.

 

Жора был большой шалун.
Он взял палку и бросил в Жучку.
Жучка укусила ему руку.
Бежит Жора домой.
Жоре больно и стыдно.
Зачем обидел Жучку?

Надо было поднять затопленный корабль.
Пришёл спасательный корабль.
Он стал спускать под воду водолазов.
Водолазы в резиновых костюмах.
На голову водолазам одевают шлем.
Через трубку водолазу подают воздух.

 

В доме жил ручной ёжик.
Он прижимал колючки и делался мягким.
Мы прозвали его Пушок.
Он бегал по дорожке сада.
Пушок ловил жуков и лягушек.
Днём ёжик спал, а ночью бегал.
Так он прожил всё лето.

Наступили сильные морозы.
Берёзы и липы зимой стоят голые.
А сосна и ель зелёные.
Вся земля замёрзла.
Медведь залез в берлогу.
Зайчик нарядился в белую шубку.
По лесу бегают злые волки.

С - Ш

Саша

соты

сито

мост

шаги

шишка

Сеня

сода

сирена

каска

шило

крошка

сом

сук

сигнал

миска

шакал

мошка

соль

сын

сабля

паста

шоколад

крышка

село

сети

коса

песок

шашки

Маша

семь

секрет

лиса

носок

шахтёр

Миша

 

На суку сова.
Саня спит.
В саду осы.
В лесу сосны.
На суку сидит сова.
Доска висит на стене.

Кошка ловит мышку.
Маша ела кашу.
На вешалке шуба.
Миша моет уши.
Шалуны шумели и шалили.
Миша и Лёша играют в шахматы.

 

башня

басня

каша

касса

кашка

каска

крыша

крыса

Машка

маска

мышь

мыс

мишка

миска

шутки

сутки

кашка

пасха

жар

шар

жаль

шаль

жест

шест

 

Одеяло белое, не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.    (снег)

Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел – я  - побежал.
(шарик)

Растёт она вниз головою.
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт,
Заплачет она и умрёт.    (сосулька)

На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.     (шахматы)

Светит, сверкает,
Всех согревает.         (солнце)

Сегодня всё ликует! В руках у детворы
От радости танцуют воздушные… (шары)

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся – под лучами
Отливает серебром.      (самолёт)

Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбу у ребятишек
Никому не нужно … (шишек)

 

Настя стоит на мосту.
Доска висит на стене.
В лесу стоит высокая сосна.
Соня и Сима сидят на скамейке.
Солдат стоит на посту.
Ася спокойно спит на постели.

Паша вешает шубу на вешалку.
Дедушка купил Мише шашки.
Миша и Лёша играют в шахматы.
Шалуны шумели и шалили.
У Яши и Миши шалаш.
Школьники пришли в школу.

 

Саня спускался с высокой горы.
У стены стоит красивое кресло.
Соня боялась собаки Барбоса.
Соня и Сима катались на санках.
В саду распустилась сирень.
В саду посадили астры и ирисы.

Мама шьёт на швейной машинке.
Наташа поехала к дедушке и бабушке.
Паша и Тимоша шли по парку.
Бабушка дала Наташе пышку.
Даша пришила к шубе вешалку.
На шахте работают шахтёры.

 

В посёлке появилась лиса.
Она стала опасна для гусей.
Появились у лисы лисята.
Лиса таскала гусей из посёлка.
Настя спустила собаку с цепи.
Лиса испугалась собаки и убежала в лес.

Миша идёт в школу.
В руках у Миши сумка.
В сумке тетради и карандаши.
Вот и школа.
Миша снимает у вешалки шубу и шапку.
Мальчик спешит на  урок.

 

На небе солнышко.
Солнышко ярко светило.
На траве блестела роса.
В поле шла спешная работа.
Пашню готовили к севу.
За пашней были большие луга.

У нас большая школа.
Гриша и Миша спешат в школу.
Около школы широкая дорога.
Широкая дорога ведёт в лес.
Миша собирал шишки в лесу.
Гриша увидел лису с пушистым хвостом.

 

Дети пришли из школы.
Даша и Шура сели обедать.
Они ели салат и лапшу.
Хорош салат и вкусна лапша!
К столу подошла собака Шарик.
Шура угостила Шарика лапшой.

У кошки появились котята.
Она сидела с ними за шкафом.
Котята скоро подросли.
Кошка вывела котят на свет.
Кошка ловила мышей.
Котята следили за кошкой и учились.

Ц – Ч

цел

отец

цвет

грач

час

чудо

цепь

певец

цветок

калач

чай

чулан

целый

молодец

цветёт

обруч

чайка

чугун

центр

продавец

кузница

кирпич

чайник

чулок

цепкий

леденец

водица

меч

часовой

точка

царапать

цитрус

мельница

печь

чародей

дочка

 

У дома курица.
В цветнике цветут цветы.
На границе служит боец.
Курица была умница.
Зайцы боятся песцов.
Синица – красивая птица.

Грачи кричат.
Дочка читает.
Девочка ела калач.
На столе чай в чайнике.
У дачи течёт речка.
Врач лечит дочке пальчик.

 

цапля

сабля

цвет

свет

цветик

светик

 

Нарядные сестрёнки
Весь день гостей встречают,
Мёдом угощают.          (цветы)

Кто же это ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходит… 
(черепаха)

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.    (цапля)

Идёт спокойно, не спеша.
Пусть видят все, как хороша.
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит   …   (черепаха)

Был белый дом, чудесный дом,
И что - то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.     (цыплёнок)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»   (чайник)

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.      (цифры)

Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час,
Но вы, друзья, не бейте нас.    (часы)

 

У цирка растёт акация.
По улице идут офицеры.
Цибик целый день на цепи.
Курица повела  цыплят на улицу.
В парнике цвели огурцы.
Отец погнал двенадцать овец.

Мальчик читал книгу.
Девочка учила уроки.
Врач лечит Коле пальчик.
В чашке горячий чай.
Девочка получила отличную отметку.
Катя ела горячий калач.

 

Прилетели грачи.
На ветках чирикали птицы.
На цветах были гусеницы.
Их поедали грачи.
Птички искали червяков.
Птички спасают растения от червяков.

Мальчики были в цирке.
Там прыгала собачка.
Играла волчица с волчатами.
Четыре собачки ходили по цепи.
Собачки узнавали цифры.
Лисица играла в мяч.

 

Весной по улицам бегут ручьи.
Целый день кричат грачи.
Мальчики делают скворцам скворечники.
Скворцы поедают червяков.
У нас четыре чудесные клумбы.
Девочки поливают цветы.

Мальчики ходили в лес за черникой.
Из кустов выскочили зайцы.
Они прыгали с кочки на кочку.
Один мальчик хотел поймать зайца.
Он бросил чернику и погнался за зайцем.
Заяц быстро ускакал по кочкам в лес.

 

Яркое солнечное утро.
Пчёлы полетели за мёдом.
Цвела гречиха на полях.
Цветы гречихи были очень душистые.
На цветах гречихи сидели бабочки.
Они испугались пчёл и улетели на акацию.

У курицы вылупились из яиц цыплята.
Их было двенадцать.
Четыре цыплёнка чёрных.
Восемь цыплят пёстрых.
Курица повела цыплят на улицу.
Цыплята учились искать червяков.

 

На чердаке было гнездо ласточки.
У ласточки было четыре птенца.
Один птенчик выпал из гнезда.
Ласточка не могла помочь птенцу.
Митя сидел на крыльце и увидел это.
Он поднял птенчика и положил в гнездо.

Девочка решала задачи.
Одна задача была очень трудная.
Она считала целый час.
Наконец задача была решена.
Девочка много занималась.
Скоро она отлично решала задачи.

Литература.
  1.  

Волина В.В. «Занимательное азбуковедение» - М., 1991

  1.  

Волкова К.А. «Произношение: Школа глухих» - М., 1985

  1.  

Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. «Контрольные работы в начальной школе по чтению» - М., 1996

  1.  

Игры в логопедической работе с детьми. – М.,

  1.  

Кондакова М.Ф. «Диктанты и другие материалы для дифференциации смешиваемых букв» - М., 1964

  1.  

Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя» - М., 1983

Читать еще:


Новые материалы:

Урок по теме "Радиоактивные превращения атомных ядер". 9-й класс :: Курс по выбору для учащихся 9-го класса "Мир измерений" :: Элективный курс "Физика в нашей жизни". 9-й класс :: Интегрированные уроки физики как условие формирования положительной мотивации учащихся на учебный труд :: Урок "Решение задач на закон преломления света" (11-й класс) :: Персональный покупатель ( Personal Shopper ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Шкафы / Ангстрем / Шкаф-купе Брио БР-188.02 , Д2 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD