Экологический классный час : Начальная школа

Цель: формирование у детей экологического мировоззрения, представлений о том, что человек - часть природы, развивать экологический взгляд на мир, помочь каждому ребенку приобрести четкие представления о нормах и правилах поведения в природе.

Раздел 1. «Я и природа»

Учитель: Что такое природа?

Дети: Все, что нас окружает: земля, небо, воздух, растения, солнце, животные.

Учитель: «Экология»- это в переводе с греческого наука о доме. Как вы это понимаете?

Дети: Экология – это наука о том, как сохранить нашу планету.  Природа- наш дом, т.к. все, что нам необходимо для жизни (вода, воздух, тепло, еда, строительный материал), находится в доме-природе, и человек пользуется всеми этими дарами природы. И свой дом человек строит в доме-природе. Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, могуществом гор и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного доброго отношения..

Учитель: Может ли человек прожить без природы?

Дети: Человек не сможет прожить без природы, т.к. все, что ему необходимо для жизни, он берет из дома-природы. Когда-то человек подчинялся власти природы, но постепенно он стал освобождаться от этой зависимости. Он становился хозяином. Многие действия людей наносят большой ущерб природе.

Учитель: Может ли природа прожить без человека?

Дети: Да, природа может жить без человека потому, что все нужное ей (растениям, животным) для жизни у нее есть. Это вода, воздух, солнце.

Учитель: Что произойдет, если не будет воздуха, воды, солнца?

Дети: Если не будет воздуха, воды, солнца- все живое погибнет на земле.

Учитель: Кого мы называем «братьями меньшими»?

Дети: Для человека «братья меньшие»- это животные, птицы, которые требуют от человека помощи, защиты, т.к. сами не могут за себя постоять. Значит, человек их брат большой, который все может, все умеет, наделен разумом, а поэтому должен помогать и оберегать их.

Раздел 2. Экосистема среды обитания (домашнее задание)

Учитель: Экология в вашем доме или квартире- как вы это понимаете?

Дети: Экология среды проживания в доме складывается из следующих факторов: размера помещения, захламленности мебелью, вещами, наличием предметов обихода, загрязненности бытовыми отходами, отсутствием ежедневной влажной уборки помещения, вентиляции. Поэтому, для предупреждения различных заболеваний, необходимо проводить ежедневную влажную уборку, проветривание и т.п.

Учитель: Можно ли охранять природу не выходя из собственного дома?

Дети: Во всем мире вопросам охраны природы уделяется большое внимание. Повлиять на состояние окружающей среды можем и мы, а для этого нужно соблюдать и поддерживать санитарное состояние своего дома, т.е.- определенные условия проживания человека и не выбрасывать бездумно отходы человеческой деятельности куда попало, не устраивать свалки и таким образом не загрязнять природу.

Учитель: Представляет ли экологическую опасность для дома бытовая пыль?

Дети: Если человек, живя в доме, не соблюдает санитарно-гигиенические требования, т.е. не производит влажную уборку помещений, проветривание, не ухаживает за одеждой, обувью, не пылесосит- в доме на предметах, стенах оседает пыль. Скопление пыли отрицательно влияет на среду обитания, что ведет к различным заболеваниям человека (аллергии, заболевания органов дыхания). С пылью крысы и мыши передают человеку возбудителей заболеваний тифом и чумой.

Учитель: Что такое загрязнение в природе?

Дети: Загрязнения, связанные с активной человеческой деятельностью. Загрязнение природы происходит как естественным путем- это пыльные и песчаные бури, листопад, умирающие растения, животные и др., а также- от деятельности человека: сброс отработанных вод в водоемы, слив остатков топлива, распыление ядохимикатов на леса, поля, выброс пищевых отходов, загрязнение выхлопными газами, продуктами горения и др. На сегодняшний день чистый воздух - это огромный дефицит, это проблема больших и малых городов, проблема помещений, в которых мы живём. Многие болезни появляются из-за загрязненного воздуха.

Для сохранения  природы, здоровья человека необходимо вести активную работу по охране окружающей среды. «Не плюй в колодец- пригодится воды напиться» - так гласит народная мудрость. Слова этой поговорки человеку надо помнить всегда.

Учитель: Губителен ли «грязный» воздух для деревьев и почему?

Дети: Растения для природы являются естественным очистителем. Они поглощают углекислый газ, выделяют кислород, которым дышит все живое. Стволы, листья деревьев, стебли травы - собирают на свою поверхность пыль, грязный воздух. Это затрудняет выделение кислорода и деревья начинают болеть, быстро сохнут, стареют и погибают. «Грязный» воздух губителен как для человека, так и для растений.

Учитель: Чем загрязняется вода?

Дети: Вода на земле- главное богатство. Жизнь без нее невозможна. Воды в природе много, но пресной воды- недостаток. Причина- загрязнение воды промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами человека.

Учитель: Природа и человек- едины. Почему? Человек- часть природы? Докажите.

Дети: Все, что есть на нашей планете, вокруг нас- это природа и мы ее частица, т.к. человек находится внутри природы и не может без нее прожить. Все необходимое для жизни человек берет из природы, взамен же охраняя природу от самого себя- своей бездумной деятельности, тем самым сохраняя жизнь и себе. Живет природа- живет и человек, больна природа- нездоров  и человек. Значит: природа и человек- ее частица- неразделимы. 

Раздел 3. Оценка экологической ситуации в нашем городе

Учитель: Вы должны  дать оценку экологической ситуации в нашем городе по следующим параметрам:

  1. Какие парки, скверы, газоны имеются в нашем городе?
  2. Влияют ли парковые насаждения на экологическую ситуацию в городе?
  3. Назовите растения, произрастающие в нашем городе.
  4. Из каких источников поступает в город питьевая вода?
  5. Куда идет сброс используемой воды?

 Дети:

1. В нашем городе много скверов, парков.
2. Парковые насаждения поглощают шумы, углекислый газ, собирают пыль, золу; выделяют кислород, дают тень; уменьшают силу ветра.
3. Дикорастущие и культурные растения, очень много сосен.
4. Из реки Невы, из подземных источников.
5. Сброс идет в канализацию.

Экоситуация в целом благоприятная. Мы должны постоянно поддерживать в нашем городе надлежащий порядок, заботиться об окружающей среде.

Раздел 4. Меры охраны природы

Дети в группах разрабатывают меры охраны природы и составляют правила поведения в природе, затем оформляют свои работы в виде коллажа.

Главное правило: люди, уважайте законы природы, дружите с природой, не забывайте, человек- частица ее! Наше правило гласит: быть с природой «на ты», ходить на природу только за красотой и здоровьем, т.е.:
- любоваться зеленью, стройными березками, слушать пение птиц, шелест листвы;
- бродить по лугам, слушать пение жаворонка, любоваться цветами, порхающими бабочками;
- ходить на водоемы- послушать журчание ручья, просто побегать по песчаному берегу, пошлепать по воде босиком, купаться, загорать, радоваться жизни.

Учитель: Наш экологический час хочу завершить стихотворением А.Кардакова.

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

Всем спасибо за активную работу. Молодцы!

Использованная литература

  1. Варли К., Майлз Л. География: Энциклопедия. – М.: Росмэн, 2012.
  2. Жадобко Е. Природные сообщества в познавательных задачах на уроках природоведения// Начальная школа: газета. 2001. № 22, 23.
  3. Знаете ли вы?/ сост. Г.Шалаева, Е.Коровкина. М.: Филолог. Общ-во «слово», 1995.
  4. Ситников В.П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника. - М.: Филолог. Общ-во «Слово»; АСТ, Центр гуманит.наук при фак-те журналистики МГУ им М.В.Ломоносова. М., 1999.
  5. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов М.: Эксмо, 2010.
Читать еще:


Новые материалы:

Программа по воспитательной работе ДОУ + начальная школа "Мир спасется красотой" :: "Новый год шагает по планете" :: Сказка-конкурс "Ау! Мы ищем Снегурочку!" :: Внеклассное мероприятие "Богатырские потешки". 3-й класс :: Литературно-музыкальная композиция "Ты в памяти и сердце моем, Афганистан" :: Сафари ( Safari ), 2016 :: Хранение/Тумбы / TetChair / Тумба Secret De Maison legende (Легенд) HX15-060 с 4-мя ящиками ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD