Урок русского языка по теме "Ударение. Словесное и логическое ударение в предложении". 2-й класс : Начальная школа

Цели:

  • формировать умение определять словесное и логическое (смысловое) ударение;
  • произносить звуки и слова в соответствии с нормами современного русского языка;
  • самостоятельно ставить учебную задачу и находить пути  решения;
  • развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, логическое мышление, речь;
  • воспитывать основные моральные качества, интерес к предмету, учебной деятельности; культуру ведения монолога и диалога.

Тип, вид урока: урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты:

  • Предметные УУД: Понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  • Личностные УУД: Положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения.
  • Метапредметные УУД:
    • Познавательные: Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать знаки, символы; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; анализировать задание, формулировать полный ответ на поставленный вопрос.
    • Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
    • Коммуникативные: Использовать в общении правила вежливости; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; строить понятные для партнёра высказывания, работать в группе.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, деятельностный.

Основное содержание темы, понятия и термины: ударение, словесное ударение, логическое (смысловое) ударение.

Образовательные (цифровые) ресурсы: учебник " Русский язык" В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; тетрадь на печатной основе, компьютер, видеопроектор, экран, мультимедийный диск (электронное приложение к учебнику), карточки.

Ход урока

I. Организационный этап.

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Проверка готовности класса и оборудования. Создание эмоционального настроя учащихся.

- Очень звонок наш звонок, начинается урок!

- Настроение каково? (Во!!!)

- Молодцы! Часто от  настроения каждого из нас зависит настроение окружающих, общества и всей страны. Беречь  друг друга, значит, беречь и любить Родину.

- Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и хлопот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.

- Подарите улыбки друг другу!

- Приятного вам учебного занятия!

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

- А когда занятие бывает приятным?

- Приятным может быть только интересное занятие, успешное.

- Древняя мудрость гласит: "Послушай - и ты узнаешь, посмотри - и ты увидишь. Сделай - и ты научишься!!!"

- Если следовать этой древней мудрости, то успеха может добиться каждый.

- Показателем вашего успеха на нашем уроке будет отметка, которую поставит каждый из вас сам себе, оценивая работу по каждому заданию.

(На парте для каждого ученика лежит таблица с нумерацией заданий  (или названием) и графой для отметки. Последняя - самооценка, общая оценка.)

- Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? Попробуйте догадаться, выполнив следующее задание.

- Посмотрите внимательно на доску. (На доске записаны слова с пропущенными буквами: Уч.ник, д.журный, алф.вит, р.бота, з.мок.)

- Какое слово лишнее и почему? (замок, все остальные слова словарные)

- Какое же слово здесь затерялось: зАмок или замОк? Это омографы - слова, которые одинаково пишутся, но по разному слышатся. Как узнать, правильно ли мы пишем и произносим слова? (орфоэпический словарь)

- Послушайте один рассказ. Мальчик заболел. Мама дала ему лекарства. Мальчик прочитал инструкцию по применению:" Принимать по одной ложке , после приёма пищи". Мальчик запищал. Правильно ли лечился мальчик? В чём же он ошибся? От чего зависит лексическое значение слова? (От ударения)

- А что же такое ударение? Каким бывает ударение? Проведём на уроке исследование о влиянии ударения на значение слов и даже целых предложений.

- Этому и будет посвящён наш сегодняшний урок. В конце урока вы попробуете сами сформулировать тему урока. (На доске появляется знак вопроса, который в течение урока напоминает детям о том, что в конце урока нужно будет сформулировать тему урока.)

III. Актуализация знаний.

- Как вы думаете, нам понадобятся знания, полученные на предыдущих уроках русского языка? (Да) Какие? (Ударение, ударный слог, безударные гласные.)

- Предлагаю выполнить задания, где пригодятся ваши знания.

1. Работа  в тетради (число, классная работа, минутка чистописания - З з, словарные слова). В словах поставить ударение, разделить на слоги. (Взаимопроверка в парах).

- Каким может быть ударение? (разноместным)

2. Работа в тетрадях на печатной основе. С.29 № 61.

- Какой можно сделать вывод? (ударение подвижно)

- Какую роль выполняет ударение? (различает слова по смыслу)

3. Создание проблемной ситуации.

- Всё ли мы знаем про ударение? Каким ещё может быть ударение?

IV. Первичное усвоение новых знаний.

- На доске записан один вопрос: Мороз нарисовал узоры на стёклах?

- Как бы вы ответили на него? (Возможные варианты ответов детей - да, нет)

- А вот какие ответы на вопрос я предлагаю вашему вниманию:

1. Конечно, мороз.

2. Вероятнее всего, узоры.

3. Да, на стёклах.

- Почему на один и тот же вопрос дали три разных ответа?

- От чего это зависит?

- Сравните записи:

1. Мороз нарисовал узоры на стёклах?

2. Мороз нарисовал узоры на стёклах?

3. Мороз нарисовал узоры на стёклах?

- Какое слово надо выделить голосом, чтобы получить первый ответ? (Мороз).

- А какое слово надо произнести по-другому, чтобы услышать второй ответ? (Узоры).

- Какое слово надо выделить голосом, чтобы в ответ услышать третий вариант ответа? (На стёклах).

- Какой вывод мы можем сделать?

(От того, как задали вопрос, может зависеть ответ на него).

- Узнаем, как называется такое явление в русском языке.

Логическое ударение - это выделение главного по смыслу слова. Выделяется - это значит, произносится с большей длительностью и силой, в отличие от других слов в предложении. Логиче­ским центром, может быть любое слово из текста, но важно учитывать то, что  говорящий хочет подчеркнуть в своём высказывании. Логическое ударение стоит делать на самые важные по смыслу слова или группу слов, которые выражают главную суть предложения. С помощью усиления или ослабления ударения можно выделить слово или группу слов.

Логическое ударение - это выделение слова наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Формирование правильного логического ударения является необходимым для эффективного воспитания звуковой куль­туры речи, для развития интонационной стороны речи.

Для литературных норм, закреплённых в русском языке характерно, что логическое ударение падает на слово (или слова) в конце предложения. А для разговорной речи характерно другое, здесь интонационно новое выносится, как можно ближе к началу предложения.

V. Первичная проверка понимания.

Работа в парах.

- Попробуем задать вопрос своему соседу и получить на него ответ, используя логическое ударение. (прослушать 2-3 пары)

VI. Первичное закрепление.

Работа в группах.

- Попробуйте прочитать предложение по разному, используя логическое ударение.

  • 1 группа. Мы сегодня пойдём в театр.
  • 2 группа. Тетради лежат на учительском столе.
  • 3 группа. Хорошо на даче летом отдыхать.
  • 4 группа. Скоро мы поедем в деревню.
  • 5 группа. Мне купили скоростной велосипед.

(На это задание отводится 3-5 минут).

VII. Работа над пройденным материалом.

Работа по мультимедийному диску (электронное приложение к учебнику М.И.Моро, УМК "Школа России").

1. Игра "Распредели слова". (№ 3)

2. Игра "Хитрое ударение".  (№ 4)

3. Игра "Зайчишка и ослик". (№ 7)

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Внимательно посмотрите на домашнее задание. Поясните, что вам нужно сделать? Как лучше выполнить задание? Что для этого нужно? Как называются выделенные слова? (омографы)

С. 69  № 103.

IX. Рефлексия (подведение итогов занятия).

1. - Ну, а теперь попробуем ответить на наш вопрос. Какова же тема урока? (Ударение. Словесное и логическое ударение в предложении.) Молодцы!

- Что нового узнали об ударении?

- С каким понятием мы ознакомились на уроке? (Логическое ударение).

- Где нам может пригодиться умение ставить логическое ударение?

(При выразительном чтении, чтении наизусть, когда задаем вопрос или хотим что-то выяснить, уточнить…)

Какое задание показалось самым интересным? В чём затруднялись? Над чем нужно работать?

- Итак, подведём итоги нашей работы. (по табличкам с отметками)

- Кто доволен своим результатом?

2. Продолжите предложения:

  • Сегодня на уроке я узнал...
  • Теперь я могу...
  • Своей работой на уроке...  

3. С каким предложением согласны?

  • Урок полезен, всё понятно.
  • Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
  • Ещё придётся потрудиться.
  • Да, трудно всё-таки учиться!

- Очень звонок наш звонок, завершается урок! Всем спасибо за работу.

Читать еще:


Новые материалы:

Нахождение дроби от числа :: Готовимся к Государственной аттестации за курс основной школы :: Обратный учебный диалог как форма реализации проблемного обучения :: Урок алгебры по теме "Действительные числа" :: Урок геометрии по теме «Площадь». «Проектное бюро №9» :: Ван Гог. С любовью, Винсент ( Loving Vincent ), 2017 :: Все товары/Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Каталог/Шкафы/Распашные шкафы/Четырехдверные распашные шкафы / HomeMe / Шкаф распашной 4-х дверный Варна (итальянский орех) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD