Формирование универсальных учебных действий средствами учебно-методического комплекса "Перспективная начальная школа" : Начальная школа

Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. На этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Третий год я работаю по УМК «Перспективная начальная школа». Сейчас я могу с уверенностью сказать, что формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК «Перспективная начальная школа"».

Содержание учебников УМК «Перспективная начальная школа» нацелено на формирование познавательных универсальных учебных действий (общеучебных и логических).  Благодаря  широкому включению в учебники разнообразного дополнительного материала (развороты истории и конкурсные задачи по математике, «Музейный Дом» в литературном чтении, исторические справки о происхождении слов русского языка, опыты и элементы исследования, олимпиадные задания в окружающем мире, материал в хрестоматиях по окружающему миру и литературному чтению) развиваются познавательные интересы, любознательность.

Типовые задания на информационный поиск способствуют формированию умений находить нужную информацию в библиотеке и в Интернете, пользоваться словарями и справочниками.

Сквозные линии заданий по гуманитарным предметам («Азбука вежливости» в русском языке, творческие задания в литературном чтении, заседания клубов «Ключ и Заря» по русскому языку и «Мы  окружающий мир» по окружающему миру) нацелены на формирование навыков смыслового чтения, умений грамотно излагать высказывания  в устной речи и записывать основные положения своего сообщения.
Сквозные  линии  заданий по математике направлены на системное  обучение моделированию условий текстовых задач и усвоение общих способов решения задач; установление аналогий и обобщенных способов действий при организации вычислений, решении текстовых задач, нахождении неизвестных компонентов  арифметических действий, а также на формирование умения выполнять вычисления и решать задачи разными способами и выбирать наиболее эффективный способ вычислений.

Задания по математике, русскому языку, окружающему миру способствуют формированию способностей к выделению существенных и несущественных признаков объектов, сравнению объектов, их классификации. Так типичными являются задания: сравни и сделай вывод; объедини в группы, какие варианты деления на группы возможны; как ты думаешь, почему и т.д.

Включение учащихся в работу над проектами создаёт благоприятную среду для формирования познавательных действий. Любой учащийся имеет возможность для выбора темы проекта в соответствии со своими интересами и возможностями. Предоставление права выбора даётся и в дифференцированных и в творческих заданиях, что способствует созданию мотива деятельности и выхода детей в собственную деятельность.

Коммуникативный характер предметных курсов УМК «Перспективная начальная школа»» обеспечивает формирование коммуникативных действий учащихся.

Особое внимание развитию речевой и языковой компетентностей уделяется в курсе русского языка, который решает задачи свободного владения языком во всех жизненных сферах, добывания, переработки, передачи, использования информации, овладения основными видами речевой деятельности: умению слушать, читать, говорить, писать. В курсе русского языка коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих. При этом речевое общение способствует реализации и других функций языка и речи: познавательной, регулятивной, ценностно-ориентированной и др.

Система заданий в учебниках «Литературное чтение», нацеленная на развитие внимания к чувствам персонажей, способствует воспитанию качеств учащихся, необходимых при общении с другими.

 Организация работы в паре и работа над коллективными проектами нацелены не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на формирование коммуникативных: умение договариваться с партнером, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить общее решение.

С 1 класса формируется у учащихся умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению, задавать вопросы.

 Организация  учебной деятельности учащихся строится на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает:

-  ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

-  опору на современные образовательные технологии  деятельностного типа.

Одним из приёмов, который активно используют авторы учебников по всем предметным линиям УМК «Перспективная начальная школа», является постановка перед детьми вопроса, который предоставляет возможность высказывать противоположные точки зрения. Поиск решения учащиеся осуществляют в ходе специально выстроенного сквозными героями диалога. (Герои: Маша и Миша, Костя Погодин, Таня Перова, Евдокия Васильевна и др.) Задания всех учебников, начиная с первого класса, предлагают учащимся мини-исследования: провести наблюдения, высказать свои предположения, провести их проверку, обсудить результаты и сделать вывод. В учебниках УМК «Перспективная начальная школа» по всем предметам и в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это имеет большое значение для формирования коммуникативных  умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого), а также для регулятивных универсальных учебных  действий (распределить, скоординировать действия по выполнению задания и др.).

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. Реализацию этой технологии обеспечивают система вопросов и заданий учебников, специальные рабочие тетради, контрольные работы и тесты, возможность выбора  разноуровневых заданий для  проверки  своих знаний в тетрадях для самостоятельных работ.

Системы заданий, ориентированных на формирование всех видов УУД очень полно расписаны в «Программе по учебным предметам». Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
Таким образом, работая с УМК, я пришла к выводу, что в УМК «Перспективная начальная школа» способы и приёмы организации учебной деятельности школьников представлены как основное средство формирования УУД.

В ходе работы над темой, я отследила результаты сформированности УУД. Результаты мониторинга дают возможность получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.

Данные мониторинга позволили выделить индивидуальные проблемные зоны и стали основой для внесения коррективов в построение учебного процесса.

Динамика развития УУД хорошо прослеживается на диаграммах.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок ИЗО в 7-м классе по теме "Здесь начинается Россия" :: Классный час по теме "Выбор профессии - дело серьёзное" :: Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов "Прощай, начальная школа!" :: Внеклассное занятие по ПДД :: Роль семьи в воспитании юного человека :: 2+1 ( Demain tout commence ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Для дачи/Мебель для дома/Корпусная/Полки и Стеллажи / Добрый мастер / Стеллаж комбинированный Мастер-1250 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD