Основы сказкотерапии для малышей, школьников и их родителей : Начальная школа

Сказкотерапия — направление в психологии, которое используется для формирования у детей с младенческого возраста полезных навыков, привычек и знаний. Благодаря сказкам и придуманным историям достигается терапевтический эффект. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии.

Существует несколько видов сказкотерапии:

  • Сказкотерапия как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Это древнейший способ социализации и передачи опыта.
  • Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие тренеры и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.
  • Сказкотерапия как повествование. Слушая и воспринимая сказки, ребенок встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.
  • Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь ребенку. Сказкотерапевт создает условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Психотерапия с помощью сказки

Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней. С одной стороны, в сказке ребенок проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности ребенка, в-третьих, ребенок наполняет сказку своим актуальным содержанием. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет ребенок, какие у него основные переживания. И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому вопросу уделять на занятиях внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно ребенку.

Сказкотерапевт может по-разному предлагать ребенку работать со сказкой. Самые распространенные способы это:

  • обсуждение уже существующей сказки;
  • самостоятельное написание и сочинение сказки, так называемая клиентская сказка;
  • инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр);
  • арттерапевтическая работа по мотивам сказки и др.

Особое значение в работе сказкотерапевта играют авторские сказки. Сказкотерапия отмечает два важных факта. Первый — все люди умеют сочинять сказки. То есть этот навык является частью человеческой природы. И второй факт говорит о том, что уже просто написание самой сказки является мощным терапевтическим воздействием.

Т. Зинкевич-Евстигнеева, доктор психологических наук, автор книг по гендерному сказкотерапевтическому практикуму, рекомендует проводить занятия по написанию авторской сказки в три этапа:

  • Замедление. Это творческое действие, связанное с успокоением и настройкой на дальнейший процесс написания сказки. На этом этапе ребенку можно предложить нарисовать рисунок (слепить скульптура, сделать аппликацию  или коллаж), терапевт может прочитать клиенту специально отобранную сказку и т.д.
  • Написание сказки. Ребенку предлагается написать сказку. Если он испытывает затруднения, то его можно подтолкнуть к началу используя, материал первого этапа.
  • Прочтение сказки, завершение. Важным событием этого занятия будет момент, когда ребенок прочтет терапевту свою сказку. Это важное событие, как для ребенка, так и для терапевта, потому что ребенок будет испытывать волнение и возбуждение от предъявления своего творчества, а для терапевта это будет встреча с внутренней индивидуальностью ребенка. Терапевту, после того как ребенок прочел сказку, важно спросить, о чем ребенок сочинил эту сказку, понравилась она ему или нет.

Авторская сказка может быть использована для множества терапевтических целей, которые в целом можно разделить на три группы: психологические, психокоррекционные и прогностические.

Сказкотерапия,  по сути, является метапредметным способом лечебного или терапевтического воздействия на эмоциональное, физическое и душевное состояние человека. Она позволяет через игру, проигрывание каких-либо ситуаций, не только выработать сценарий определенных действий, но и научиться совладать с теми трудностями, которые могут ожидать ребенка. Так, например, в книге Т.Зинкевич-Евстигнеевой  «Женские сказки», автор четко дает понять, что для каждого возраста и пола должна существовать своя сказка и на определенном этапе взросления именно эта сказка будет восприниматься сознанием и усваиваться, извлекая из нее урок.

Литература.

  1. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2000.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Тайный шифр женских сказок»
  4. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2007.
Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированный урок литературы, изобразительного искусства, музыки "Осенние мотивы" :: Тема урока: "Л.Н. Толстой "Детство". 4-й класс :: Урок литературы. Дж. Лондон "Любовь к жизни". 6-й класс :: Урок литературы по теме «Это все мне родное и близкое…» Жизнь, личность, творчество С.А. Есенина :: Открытый урок литературы по теме «Образ мечтателя в повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи"». 9-й класс :: Взрывная блондинка ( Atomic Blonde ), 2017 :: Комоды / MOON TRADE / Комод Финк 43 Модель 804 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Как не похудеть а накачать ноги

Как похудеть в ногах? Красивое тело предполагает красивые ноги. Без этого никуда. Но как добиться красивых ног, если не знаешь, с чего начать? Сегодня мы узнаем,...

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как вакуумом убрать живот

Как убрать живот при помощи упражнения " Вакуум" Упражнение « Вакуум» - это втягивание живота и задержка на 20-30 секунд в таком состоянии. Упражнение имеет массу...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD